Традиционные методы и формы обучения, ведущие ученика по обобщенному, стандартному для всех образовательному пути, располагают его к пассивному усвоению знаний, требующих от него лишь усидчивости, убивая тем самым в нем стремление к активности и самореализации. Педагогический интерес к проектированию индивидуального образовательного маршрута обуславливает необходимостью организации таких форм и методов в образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению учащегося в образовательном процессе, обеспечивая его развитие самостоятельности.
Проектирование в образовательном процессе предполагает стремление педагога организовать для своих учеников такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успехов и чувствовали себя комфортно, то есть среду, которая обеспечивала бы развития личностных качеств младших школьников. Это возможно, если объектом проектирования становится индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это замыслы младшего школьника относительно его собственного продвижения в образовательно оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами, готовые к реализации в педагогических технологиях и в учебной деятельности младшего школьника, то есть это продукт совместного творчества педагога и младшего школьника, уникальная возможность реализовать свой личный потенциал.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута требует признать младшего школьника основным субъектом процесса обучения, создавая условия для поддержания атмосферы сотрудничества между педагогом и младшим школьником; определение средств, обеспечивающих целенаправленное продвижение младшего школьника в образовательном процессе.
Осознание младшим школьником значимости проектирования индивидуального образовательного маршрута обеспечивает создание ситуации свободного выбора. Выбор, который осуществляется школьником (например, выбор задания для домашней работы) дает ему возможность почувствовать свободу в учебе. Принцип сотворчества учителя и ученика в обучении и оценочной деятельности предполагает такую форму обучения, при которой обучаемый перестает быть только объектом воздействия, становится соучастником совместной деятельности.
Контроль и взаимоконтроль являются исходным основанием для формирования самоконтроля как механизма саморегуляции младшего школьника в ситуациях обучения и совместной учебной деятельности.
Совместное проектирование индивидуального образовательного маршрута предполагает охватить как можно более широкий спектр образовательной деятельности и осуществляется поэтапно. Для формирования у младшего школьника интереса к процессу проектирования индивидуального образовательного маршрута используются смысловые цели, определяющие запланированные результаты на определенный промежуток времени.
Определение личностно направленных целей позволяет младшему школьнику осмыслить цели образования, приобрести веру в себя в свои потенциальные возможности, а также овладеть навыками самоорганизации учебной и внеучебной деятельности: ставить перед цель, планировать деятельность, строить партнерские отношения с субъектом образовательной деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценка.
Постановка предметной цели способствует осмысленному усвоению основных понятий, явлений, законов. Создается целостный образ учебного предмета. Ученики проектируют цели, корректируют индивидуальный образовательный маршрут. Результаты фиксируются в карте личных достижений, которая помогает представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий соответственно этапам(мотивационно-целевому, содержательно-оценочному) осознать процесс собственного восхождения по лестнице достижений, усвоить знания, специальные умения, обеспечить самоконтроль выполнения, анализа, оценки, полученных результатов, коррекцию выявленного пробела в знаниях. У младших школьников пробудился познавательный интерес к проектируемым областям деятельности.
Осознание младшим школьником значимости проектирования индивидуального образовательного маршрута достигается позитивным отношением учителя к творческим проявлениям ученика, снятия с учителя части контролирующих функций, создание ситуации успеха, выявление потенциальных возможностей школьника для новых достижений.
Младший школьник выступает субъектом взаимодействия и творческого саморазвития. Деятельность педагога направлена только на объекты деятельности ученика (знания, ценности, отношения, психологическую атмосферу) в процессе выбора, исследования и преобразования которых, происходит самоопределение и саморазвитие и ученика и учителя и взаимодействующей группы. По разработанному индивидуальному образовательному маршруту (схеме) ученик отмечает и оценивает свои достижения, степень продвижения к собственным целям. Применяемые формы взаимоконтроля и взаимооценки , ибо коллективные обсуждения способствуют формированию адекватной самооценки. Так, на уроках русского языка в конце изучения раздела, учитель предлагает ученику выбрать «западающие темы». К каждой из этих тем предлагается пять-шесть контрольных заданий. Ученик выбирает себе из каждой группы заданий по одному из заранее определенных тем . Таким образом, каждый ученик получает индивидуальную контрольную работу. В конце каждой четверти осуществляется совместная педагогическая диагностика учителем и учеником по установленным параметрам достижений по предмету. В соответствии с результатом диагностики производится коррекция ранее составленных проектов. Пересматриваются задачи следующей четверти, сменяются акценты, меняются выбранные способы достижения поставленных задач.
С целью формирования ценностного отношения младшего школьника в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута в конце учебной четверти, учебного года ученику предлагаются специальные задания, на которых он осуществляет рефлексию и самооценку своих достижений с учетом разработанных маршрутов. Самооценка младшего школьника соотносится с оценкой педагога посредством персональных характеристик. Адекватность оценки педагога и самооценки ученика помогают избежать последнему недооценки и переоценки своих возможностей и достижений, составлять правильные представления о себе, своем продвижении в образовательном процессе.
Достаточно надежным и демократичным способом контроля и оценки личностных достижений стал метод «портфолио». В нем ученик фиксирует достижения и успехи. К достижениям относились все те результаты, которые являются значимыми для субъекта, как в сфере ведущей деятельности, так и во всех иных видах деятельности (в спорте, в учебе, в общении со сверстниками, рефлексивные записи относительно личностного роста: развитие и формирование определенных качеств, отношений, позиций).
В результате проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у многих младших школьников сформировалось ценностное отношение к личностным достижениям, ученики научились ценить приобретенный опыт и поделиться им с окружающими людьми. Самопроектирование индивидуального образовательного маршрута как интеллектуальная деятельность приобрело в глазах младших школьников особую ценностную значимость.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах.»
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство развития личностных качеств младшего школьника.
Традиционные методы и формы обучения, ведущие ученика по обобщенному, стандартному для всех образовательному пути, располагают его к пассивному усвоению знаний, требующих от него лишь усидчивости, убивая тем самым в нем стремление к активности и самореализации. Педагогический интерес к проектированию индивидуального образовательного маршрута обуславливает необходимостью организации таких форм и методов в образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению учащегося в образовательном процессе, обеспечивая его развитие самостоятельности.
Проектирование в образовательном процессе предполагает стремление педагога организовать для своих учеников такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успехов и чувствовали себя комфортно, то есть среду, которая обеспечивала бы развития личностных качеств младших школьников. Это возможно, если объектом проектирования становится индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это замыслы младшего школьника относительно его собственного продвижения в образовательно оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами, готовые к реализации в педагогических технологиях и в учебной деятельности младшего школьника, то есть это продукт совместного творчества педагога и младшего школьника, уникальная возможность реализовать свой личный потенциал.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута требует признать младшего школьника основным субъектом процесса обучения, создавая условия для поддержания атмосферы сотрудничества между педагогом и младшим школьником; определение средств, обеспечивающих целенаправленное продвижение младшего школьника в образовательном процессе.
Осознание младшим школьником значимости проектирования индивидуального образовательного маршрута обеспечивает создание ситуации свободного выбора. Выбор, который осуществляется школьником (например, выбор задания для домашней работы) дает ему возможность почувствовать свободу в учебе. Принцип сотворчества учителя и ученика в обучении и оценочной деятельности предполагает такую форму обучения, при которой обучаемый перестает быть только объектом воздействия, становится соучастником совместной деятельности.
Контроль и взаимоконтроль являются исходным основанием для формирования самоконтроля как механизма саморегуляции младшего школьника в ситуациях обучения и совместной учебной деятельности.
Совместное проектирование индивидуального образовательного маршрута предполагает охватить как можно более широкий спектр образовательной деятельности и осуществляется поэтапно. Для формирования у младшего школьника интереса к процессу проектирования индивидуального образовательного маршрута используются смысловые цели, определяющие запланированные результаты на определенный промежуток времени.
Определение личностно направленных целей позволяет младшему школьнику осмыслить цели образования, приобрести веру в себя в свои потенциальные возможности, а также овладеть навыками самоорганизации учебной и внеучебной деятельности: ставить перед цель, планировать деятельность, строить партнерские отношения с субъектом образовательной деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценка.
Постановка предметной цели способствует осмысленному усвоению основных понятий, явлений, законов. Создается целостный образ учебного предмета. Ученики проектируют цели, корректируют индивидуальный образовательный маршрут. Результаты фиксируются в карте личных достижений, которая помогает представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий соответственно этапам(мотивационно-целевому, содержательно-оценочному) осознать процесс собственного восхождения по лестнице достижений, усвоить знания, специальные умения, обеспечить самоконтроль выполнения, анализа, оценки, полученных результатов, коррекцию выявленного пробела в знаниях. У младших школьников пробудился познавательный интерес к проектируемым областям деятельности.
Осознание младшим школьником значимости проектирования индивидуального образовательного маршрута достигается позитивным отношением учителя к творческим проявлениям ученика, снятия с учителя части контролирующих функций, создание ситуации успеха, выявление потенциальных возможностей школьника для новых достижений.
Младший школьник выступает субъектом взаимодействия и творческого саморазвития. Деятельность педагога направлена только на объекты деятельности ученика (знания, ценности, отношения, психологическую атмосферу) в процессе выбора, исследования и преобразования которых, происходит самоопределение и саморазвитие и ученика и учителя и взаимодействующей группы. По разработанному индивидуальному образовательному маршруту (схеме) ученик отмечает и оценивает свои достижения, степень продвижения к собственным целям. Применяемые формы взаимоконтроля и взаимооценки , ибо коллективные обсуждения способствуют формированию адекватной самооценки. Так, на уроках русского языка в конце изучения раздела, учитель предлагает ученику выбрать «западающие темы». К каждой из этих тем предлагается пять-шесть контрольных заданий. Ученик выбирает себе из каждой группы заданий по одному из заранее определенных тем . Таким образом, каждый ученик получает индивидуальную контрольную работу. В конце каждой четверти осуществляется совместная педагогическая диагностика учителем и учеником по установленным параметрам достижений по предмету. В соответствии с результатом диагностики производится коррекция ранее составленных проектов. Пересматриваются задачи следующей четверти, сменяются акценты, меняются выбранные способы достижения поставленных задач.
С целью формирования ценностного отношения младшего школьника в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута в конце учебной четверти, учебного года ученику предлагаются специальные задания, на которых он осуществляет рефлексию и самооценку своих достижений с учетом разработанных маршрутов. Самооценка младшего школьника соотносится с оценкой педагога посредством персональных характеристик. Адекватность оценки педагога и самооценки ученика помогают избежать последнему недооценки и переоценки своих возможностей и достижений, составлять правильные представления о себе, своем продвижении в образовательном процессе.
Достаточно надежным и демократичным способом контроля и оценки личностных достижений стал метод «портфолио». В нем ученик фиксирует достижения и успехи. К достижениям относились все те результаты, которые являются значимыми для субъекта, как в сфере ведущей деятельности, так и во всех иных видах деятельности (в спорте, в учебе, в общении со сверстниками, рефлексивные записи относительно личностного роста: развитие и формирование определенных качеств, отношений, позиций).
В результате проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у многих младших школьников сформировалось ценностное отношение к личностным достижениям, ученики научились ценить приобретенный опыт и поделиться им с окружающими людьми. Самопроектирование индивидуального образовательного маршрута как интеллектуальная деятельность приобрело в глазах младших школьников особую ценностную значимость.