СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Умножение десятичных дробей.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материал к уроку математики в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей": технологическую карту, задания для фронтальной, индивидуальной и групповой работы с классом.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Умножение десятичных дробей.»

ФИО учителя: Акинфиева Татьяна Петровна

Должность: учитель математики

Квалификационная категория: первая.

ОУ: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Увальская средняя общеобразовательная школа

Населённый пункт: ул. Киевская, 31, с. Новокиевский Увал, Мазановский район, Амурская область

Предмет: математика

Класс: 5б

Тема урока: Умножение десятичных дробей.

Тип урока: Урок открытия «нового» знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Средства обучения:

1). Схема алгоритма умножения десятичных дробей.

2). Демонстрационные таблицы.

3). Карточки-задания для групповой работы.

4). Тестовые задания для тематического контроля.

5). Модели параллелепипедов.

6). Презентация по теме.

Базовый учебник: Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Мнемозина, 2020.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.

Цели обучения:

Ц 1: Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) алгоритма умножения десятичных добей на десятичную дробь; на 0,1; 0,01 и т.д.;

Ц 2: Контроль усвоения теоретических знаний: а) понятия произведения; б) алгоритма умножения десятичных добей на десятичную дробь; на 0,1; 0,01 и т.д.;

Ц 3: Применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач: вычислительные примеры, текстовые задачи, упрощение выражений, распределительное свойство умножения, нахождение периметра, площади;

Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД;

Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД).

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

- в метапредметном направлении:

Познавательные УУД: составление плана решения проблемы, запись выводов в виде правила и алгоритма, сопоставление, отбор информации, передача содержания в сжатом и развернутом виде, предположение об информации, которая нужна, сопоставление и отбор информации, полученной из разных источников.

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска ее достижения, нахождение способов выхода из неуспешных ситуаций, решение проблем творческого и поискового характера, работа по составленному алгоритму.

Коммуникативные УУД: умение слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения, оформление мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умение организовать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УУД: оценка результатов учебной деятельности, понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, объяснение отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, объяснение самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявление интереса к предмету.

- в предметном направлении:

- дать определение произведения десятичной дроби на десятичную дробь;

- выполнять анализ и формулировать алгоритм умножения десятичных дробей;

- составлять схему алгоритма умножения десятичных дробей

Предметные результаты освоения темы:

Учащиеся должны знать:

1) определение произведения,

2) алгоритм умножения десятичных дробей,

3) распределительное свойство умножения.

Учащиеся должны уметь:

1) умножать десятичные дроби на натуральное число; на 10,100, 1000 и т.д.; на 0,1; 0,01 и т.д., на десятичную дробь,

2) решать задачи на умножение десятичных дробей,

3) упрощать числовые выражения,

4) самостоятельно выбирать способ решения задачи,

5) использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения,

6) использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий,

7) действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задания,

8) моделировать ситуацию, иллюстрирующую арифметическое действие и ход его выполнения,

9) обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Учебные задания по формированию УУД:

  1. Этап целеполагания (постановка учебной проблемы):

Нужно покрасить двери в кабинете, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. Подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь.

  1. Этап совместное открытие новых знаний:

Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

  1. Этап первичное закрепление: самостоятельная работа в группе с последующей самопроверкой.

  1. Выполните действия:

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    а) 0,4 * 0,2 =

    б) 12,5 * 0,1 =

    в) 64,2 * 0,01 =

    а) 0,8 * 0,4 =

    б) 1,25 * 0,1 =

    в) 64,3 * 0,01 =

    а) 0,6 * 0,2 =

    б) 15,5 * 0,1 =

    в) 32,4 * 0,01 =

    а) 0,9 * 0,2 =

    б) 1,55 * 0,1 =

    в) 76,9 * 0,01 =

  2. Практическая работа: выполните необходимые измерения и найдите объем прямоугольного параллелепипеда (модели).

  3. Работа в группе:

1 группа: Нарисуйте созвездие «Телец» по заданным в результате выполнения действий, координатам:

1,2 * 10 = 12;

0,25 * 0,8 = 0,2;

0,1 * 0,93 = 0,093;

3,4* 0,5 = 1,7;

0,8 * 12 = 9,6;

3,7 * 2,4 = 8,88;

1,32 * 100 = 132.

2 группа: решить задачу: Чтобы сделать бассейн, в земле выкопали котлован в форме прямоугольного параллелепипеда длиной 2,5 м, шириной 6,1 м и глубиной 2,3 м. Сколько кубических метров земли пришлось вынуть? Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна? Сколько воды (литров) в бассейне, если ее высота 2 м?

3 группа: рассчитать стоимость продуктов на изготовление торта «Виноградинка»


Перечень продуктов

Цена (в рублях)

Количество

Стоимость продуктов (в рублях)

Желатин

25,5

0,03 кг

0,765

Желе

27,5

0.09 кг

2,475

Сметана

54

0,5 кг

27

Сахар

63

0,25 кг

15,75

Ванилин

8

0.01 кг

0,08

Крекер

54

0,3 кг

16,2

Изюм

300,5

0,1 кг

30,05

Шоколад

620,5

0,2 кг

124,1

Виноград

354

0,5

177

Итого





4 группа: решить задачу на движение по реке. Катер шел от одной пристани до другой пристани по течению реки 4,5 ч и против течения 6,1ч. Какое расстояние прошел катер, если скорость течения реки 3,2 км/ч, а скорость катера в 8,5 раза больше?

4 Этап включение в систему знаний и повторение: математический диктант с последующей взаимопроверкой в парах.

1 вариант

2 вариант

2,1 * 0,3 = 0,63

3,2 * 0,2 = 0,64

1,4 * 0,7 = 0,98

1,3 * 0,6 = 0,78

3,5 * 0,04 = 0,14

2,5 * 0,06 = 0,15

5,6 * 0,1 = 0,56

0,4 * 0,1 = 0,04

15,2 * 0,01 = 0,152

35,6 * 0, 01 = 0,356


Структура и ход урока


п/п

Название этапа

Деятельность учителя

Развиваемые УУД

1

Организационно-мотивационный

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Доброе утро, ребята!

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Я желаю вам дружной работы.

Урок мне хочется начать с притчи (Приложение 1) .

В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку?

Вот и мы будем добывать знания. Какими правилами будем пользоваться при выполнении работы?

СЛАЙД 1-4

Коммуникативные: планирование сотрудничества с

учителем.

Личностные: самоопределение

2

Актуализация опорных знаний

На листах достижений запишите фамилии учащихся группы.

-Распределите обязанности внутри группы. Выберите капитана, референта-оформителя, докладчика, вычислителей. Запишите на листе.

Устная работа в группах:

1 группа – «Собери формулу или свойство»

2 группа – тест

3, 4, 5 группа – устный счет

СЛАЙД 5-6 (вычислите)

-Подведите итог работы, оцените деятельность каждого участника, выставите баллы в листы достижений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

3

Этап

целеполагания

(постановка

учебной

проблемы).

Вывести учащихся на формулировку темы и целей урока.

Итак, тема нашего урока «Умножение десятичных дробей»

Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: Нужно покрасить двери в кабинете, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.

- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь».

СЛАЙД 7 (тема урока)

-Подведите итог работы, оцените деятельность каждого участника, выставите баллы в листы достижений

Коммуникативные: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

4

Совместное

открытие

новых

знаний

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.

- Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

Попробуем применить правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Как нам это сделать? Ваши предположения.

Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий.

- Что же мы должны всегда помнить при выполнении действий с десятичными дробями?

Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

- Давайте подведем промежуточные итоги. Как же сформулировать правило умножения десятичных дробей?

Формулировка правила.

СЛАЙД 8 (правило)

-Подведите итог работы, оцените деятельность каждого участника, выставите баллы в листы достижений

Коммуникативные: Развитие умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

5

Физкультминутка

Организация физкультминутки с учетом возрастных особенностей. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

- Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка.

СЛАЙД 9 (физкультминутка)


6

Первичное

закрепление

Организация работы по выполнению заданий из учебника с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.

- Мы с вами узнали правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Теперь будем его применять при решении разных задач.

Организация самостоятельной работы .

- Пробуем решить несколько примеров. После выполнения задания проверьте правильность его выполнения. При необходимости, помогите друг другу.

СЛАЙДЫ 10-11 (задания, проверка)

-Подведите итог работы, оцените деятельность каждого участника, выставите баллы в листы достижений

Коммуникативные:

развитие умения работать в паре

Регулятивные: контроль и оценка правильности выполнения действий

7

Первичное

закрепление

Организация работы по выполнению заданий в группе с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.

- Мы с вами узнали правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Теперь будем его применять при решении разных задач.

Организация самостоятельной работы:

Пробуем решить несколько задач. После выполнения задания проверьте правильность его выполнения . При необходимости, помогите друг другу.

1 задание:

Практическая работа: вычислить объем прямоугольного параллелепипеда.

2 задание:

1 группа: карта звездного неба

2 группа: решить задачу с бассейном.

3 группа: - рассчитать стоимость продуктов на изготовление торта «Виноградинка».

4 группа: решить задачу на движение по реке.

СЛАЙДЫ 12-15 (задания, проверка)

-Подведите итог работы, оцените деятельность каждого участника, выставите баллы в листы достижений

Коммуникативные:

развитие умения работать в паре

Регулятивные: контроль и оценка правильности выполнения действий

8

Включение в систему знаний и повторение

Давайте проверим, как вы научились применять правило умножения десятичных дробей.

Математический диктант с последующей взаимопроверкой в парах.

СЛАЙДЫ 16-17

-Подведите итог работы, оцените деятельность каждого участника, выставите баллы в листы достижений

Аактивность при решении математических задач, находчивость, активность.

Метапредметные:

Регулятивные: саморегуляция деятельности,

Познавательные: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание.

Предметные: умение применять правило умножения десятичных дробей в нестандартных ситуациях.

9

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание: Выбери себе Д/З:

Выучить правило умножения десятичных дробей стр. 214.

На «5»: с. 219, № 1431(1 ст.), №143291 ст.), №1433

На «4»: № 1431(1 ст.), №1432

На «3»: 1431(1 ст.)

Зашифруйте в примерах на умножение десятичных дробей свой знак зодиака

Организация обсуждения: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжи фразу:
1. Сегодня я узнал...
2. Было интересно...
3. Было трудно...
4. Я выполнял задания...
5. Я понял, что...
6. Теперь я могу...
7. Я приобрел...
8. Я научился...
9. У меня получилось...
10. Я смог...
11. Я попробую...

СЛАЙДЫ 19-20

-Подведите итог работы на уроке, оцените деятельность каждого участника, выставите баллы в листы достижений.

Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение по окончании урока.

Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

Предметные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознание алгоритма действий для получения верного результата.


Приложение 1.

Притча.

Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. Потом рыбак попросил человека, набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули и тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь»

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания:

Тестовые задания для тематического контроля

Часть А

А1. Вычислить: 0,54 × 0,03

1). 0,162 2). 0,00162 3). 1,62 4). 0,0162

А2. Известно, что 64 × 39 = 2496. Используя этот результат, найдите 0,039 × 6,4

1). 2,496 2). 0,02496 3). 0,2496 4). 24,96

А3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6,4 см и 1,35 см

1). 8,64 см² 2). 7,54 см² 3). 15,5 см² 4). 86,4 см²

А4. Вычислить 6,9 × 0,001 × 100 × 9

1). 62,1 2). 6,21 3). 0,621 4). 621

А5. Не производя вычислений, расположите в порядке возрастания числа

8,9 × 7; 0,99 × 8,9; 8,9

1). 8,9; 0,99 × 8,9; 8,9 × 7

2). 0,99 × 8,9; 8,9; 8,9 × 7

3). 8,9 × 7; 8,9; 0,99 × 8,9

4). Не производя вычислений решить задачу нельзя.

Часть В

В1. В коробке было 6,3 кг конфет. Продали 0,4 содержимого коробки. Сколько килограммов конфет осталось в коробке?

Часть С

Найди значение выражения по схеме




3,69

4,3

4,3

23,69

-

×

× ×


1). 86 2). 860 3). 8,6 4). Свой ответ _______


Образцы заданий итоговой контрольной работы


I уровень

Баллы

II уровень

Баллы

III уровень

Баллы

1.Вычислить

а). 4,35 × 18;

б). 6,25 × 108;

в). 0,872 × 6,3;

г). 1,6 × 7,625

1

1.Выполнить действия

  1. – 16,9) × 3,3 + 4 × 7,2

1

1.Выполнить действия

(5,437 + 1,363) × 6,02 – (2,36 + 3,44) × 6,02

1

2.Выполнить действия

(18– 16,9) × 3,3

1

2. На уборке помидоров бригада работала 3,2 ч, собирая по 0,45 ц помидоров за час. После перерыва работали еще 2,2 ч, собирая по 0,55 ц за час. Сколько всего бригада собрала помидоров?

1

2. На уборке помидоров бригада работала 3,2 ч, собирая по 0,45 ц помидоров за час. После перерыва работали еще 2,2 ч, собирая по 0,55 ц за час. На сколько больше собирали помидоров до перерыва?

1

3. Поезд шел 3 ч со скоростью 63,2 км/ч и 4 ч со скоростью 76,5 км/ч. Найти пройденный поездом путь.

1

3. Найти значение выражения

3,48у + 1,37у при у=100; 0,1

1

  1. Найти значение выражения

  2. 3,48у + 1,37у – 0,12у

при у=100; 0,1

1

4*. Найти значение выражения

4,43у + 4,27у при у=100; 0,1

2

4*. Как изменится число, если его умножить на 0,5? Приведите примеры.


2

4*. На сколько увеличится или уменьшится произведение 3,4 × 7,8, если первый множитель увеличить на 1, а второй множитель уменьшить на 1?

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!