СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у обучающихся интереса к национальной культуре в процессе изучения предмета «изобразительное искусство»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся интереса к национальной культуре в процессе изучения предмета «изобразительное искусство»»

Н. А. Аверина


ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА

К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме приобщения к национальной культуре обучающихся общеобразовательной школы. Показан потенциал предмета «Изобразительное искусство» как средства решения данной проблемы. Предложены направления и педагогические условия формирования у учащихся 5–7-х классов интереса к национальной культуре в процессе изучения изобразительного искусства.


Abstract. This article presents the results of a study on the formation of interest to national culture among secondary school students. The potential of the subject «Fine arts" as a means of solving this problem is shown. Directions and pedagogical conditions of formation in pupils of 5-7th forms the interest to national culture in the process of studying fine art.


Ключевые слова: национальная культура, интерес, формирование, обучающиеся, изобразительное искусство.


Keywords: national culture, interest, formation, learners, fine arts.


Актуальность исследуемой проблемы. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» [1] определяет в качестве основополагающего принципа государственной политики в области образования принцип защиты и развития культурных традиций народов нашей страны. В соответствии с данным принципом перед общеобразовательной школой стоит задача приобщения обучающихся к ценностям национальных культур. В настоящее время эта задача решается путем введения в содержание образования национально-регионального компонента, направленного на ознакомление обучающихся с природными и социальными особенностями региона, его историей и культурой национальностей, населяющих регион.

Национально-региональный компонент входит в содержание образования всех предметов, входящих в учебный план общеобразовательной школы. Наибольшим воспитательным и образовательным потенциалом обладают предметы гуманитарного (родной и русский языки и литература) и художественного (изобразительное искусство, музыка) циклов, а также предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Анализ функционирования общеобразовательной школы свидетельствует о том, что учителя названных предметов уделяют значительное внимание реализации национально-регионального компонента образования, знакомят учащихся с национальной культурой в различных ее проявлениях. Вместе с тем не в полной мере реализуется педагогический потенциал предмета «Изобразительное искусство». Проведенный нами опрос учителей изобразительного искусства Чувашской Республики (23 человека) показал, что все они осознают важность и уделяют определенное внимание приобщению обучающихся к национальной культуре. При этом респонденты отметили, что испытывают значительные трудности во встраивании национально-регионального компонента в содержание образования по предмету «Изобразительное искусство», несмотря на то, что имеющиеся в настоящее время программы предусматривают изучение отдельных элементов национальной культуры, таких как декоративно-прикладное искусство, народное зодчество и т. п. Однако национальная культура не сводится только к художественной культуре. Она включает такие результаты специфического развития конкретного народа, как продукты материального и духовного труда, социальные нормы, духовные ценности, отношения людей к природе, между собой и к самим себе. Художественная культура как составляющая духовного компонента национальной культуры представлена также произведениями национальных писателей, поэтов, художников. Каждый предмет учебного плана школы способствует ознакомлению обучающихся с отдельными элементами, влияя, тем самым, на овладение национальной культурой в целом. Эффективность такого овладения определяется многими факторами, одним из которых является наличие у обучающихся интереса к познанию ценностей этносов и народностей.

Вышесказанное актуализирует проблему поиска эффективных путей освоения обучающимися общеобразовательной школы национальной культуры через формирования интереса к ней в процессе изучения изобразительного искусства.

Материал и методика исследований. Основными методами исследования явились: анализ культурологической и искусствоведческой, общепедагогической и методической литературы; синтез полученной информации; анкетирование учителей изобразительного искусства и обучающихся общеобразовательной школы; моделирование процесса формирования у обучающихся интереса к национальной культуре в процессе изучения изобразительного искусства.

Результаты исследований и их обсуждение. Национальная культура как философское, социологическое и искусствоведческое понятие трактуется с разных позиций. Вместе с тем, всеми учеными признается комплексность данного феномена и его значение для развития человечества в целом и отдельных наций и народностей как фактора, обеспечивающего интеграцию всех представителей нации и в то же время дифференциацию нации среди других этносов. Восприятие индивидом национальной культуры своей нации является главным результатом функционирования ее самосознания.

Отталкиваясь от понимания национальной культуры как совокупности материальных и духовных ценностей нации, используемых этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением, в структуре национальной культуры мы выделяем духовный, социально-политический и материальный компоненты. В свою очередь, духовный компонент включает художественную и нравственную культуру, религию и язык. Общеобразовательная школа как социальный институт призвана быть гарантом сохранения и развития культуры во всех ее составляющих. В то же время культура сама является основой образования, которое рассматривается как процесс вхождения человека в мир культуры, постижения им культурных ценностей, накопленных человечеством и отдельными нациями. Особенностью национальной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических условий, она остается стабильной благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому национальная культура – это и источник содержательной основы современного образования, и традиционный фактор формирования личности [18].

Культурологический, этноисторический и этнопедагогический подходы к построению содержания образования разработаны такими учеными как Л. Х. Балагова [3], Г. Н. Волков [9], Л. А. Ибрагимова [13], Н. Д. Неустроев [21] и др. В их трудах доказана необходимость учета национальных традиций, ценности национальной культуры в обучении и воспитании подрастающего поколения. Проблема формирования у обучающихся интереса к национальной культуре является предметом исследования О. М. Батчаевой [4], Е. Л. Егоровой [10], И. В. Земцовой [12], В. Ф. Канева [15], А. В. Молчевой [19], Е. М. Новикова [22], И. М. Раджабова [23] и др.

Несомненно, ведущая роль в приобщении школьников к национальной культуре принадлежит изобразительному искусству, которое отличается силой эмоционального воздействия на детей, воспитывающим и развивающим влиянием на них. Обоснование потенциала народной художественной культуры как важного средства художественного образования и эстетического воспитания дано в трудах А. В. Бакушинского [2], В. С. Библера [5], И. Я. Богуславской [6], Ю. В. Борева [7], В. М. Василенко [8], М. А. Ильина [14], М. А. Некрасовой [20], А. Б. Салтыкова [25] и др. Т. С. Комарова [16], Н. Н. Ростовцев [24], Н. М. Сокольниковой [27] и др. разработали методику приобщения обучающихся к национальной культуре через изобразительное искусство. Важными для нашего исследования явились труды ученых Чувашской Республики: А. А. Ефимовой [11], Л. В. Кузнецовой [17], Н. Б. Смирновой [26], М. Г. Харитонова [29], В. А. Чеботкина [30] и др. Созданные ими педагогические модели, учебные программы направлены на формирование у обучающихся представлений об окружающем многокультурном многонациональном мире путем ознакомления с особенностями художественной культуры народов, населяющих регион.

С учетом вышесказанного мы провели исследование в МОУ «СОШ № 59 г. Чебоксары». Обучающимся 5-х – 7-х классов (157 человек) было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты, направленные на выявление уровня знаний школьников о духовной и материальной культуре чувашского народа, их отношения к изучению национальной культуре. Анализ полученных ответов показал следующее:

а) значительная часть опрошенных (80,08 %) выразили желание знать больше о национальной культуре Чувашии, а именно – об изобразительном искусстве;

б) 20,5 % обучающихся (преимущественно пятиклассники) ответили, что они не читали произведений чувашских писателей и поэтов;

в) только 30,6 % обучающихся смогли назвать чувашских художников и их основные произведения;

г) в то же время, 69,9 % школьников продемонстрировали хорошее знание чувашского декоративно-прикладного искусства, отметив, что узнали о нем в процессе изучения истории и культуры родного края и чувашского языка.

Опираясь на полученные данные, учитывая собственный опыт преподавания предмета «Изобразительное искусство», исходя из содержания ФГОС ООО [28] и учебных программ, мы определили следующие направления формирования интереса у обучающихся к национальной культуре в процессе изучения изобразительного искусства:

– комплексное использование различных видов национальной культуры как на занятиях, так и во внеурочной деятельности обучающихся;

– введение факультативных курсов и кружков с углубленным изучением национальной культуры, декоративно-прикладного искусства, национальной вышивки;

– вовлечение обучающихся в различные виды художественной деятельности этнокультурной направленности.

Мы предположили, что следуя данным направлениям при разработке занятий по изобразительному искусству педагог может сформировать у обучающихся национальное мировоззрение. Совершенствование обучающихся в знании родного языка, объективной оценке фольклора, формирование умения интерпретировать произведения народного искусства будет эффективным способом формирования национальных ценностей обучающихся.

Реализация названных направлений, по нашему убеждению, требует создания в педагогическом процессе комплекса следующих педагогических условий:

1) включение в содержание образовательных программ по изобразительному искусству национально-регионального компонента. Региональный компонент в художественном образовании необходим для обеспечения защиты национальных, местных традиций, региональных культур и особенностей, интересов и потребностей населения данного региона в условиях многонационального государства, сохранения, возрождения и применения в новых условиях лучших традиций народного изобразительного искусства. Изучение различных аспектов этнокультуры, народного изобразительного искусства является основополагающим принципом обновления содержания регионального компонента образования;

2) активное использование народного изобразительного искусства в художественном образовании путем реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего вовлечение обучающихся в различные виды изобразительной и культурно-просветительской деятельности;

3) создание национальнокультурной образовательной среды школы;

4) повышение этнохудожественной компетентности педагогов, которое понимается как свойство личности, выраженное в наличии знаний о культуре своего народа, народного изобразительного искусства, этнохудожественных потребностей, культурных интересов. Оно проявляется в практических умениях и навыках, отражающих готовность педагогов к саморазвитию и самореализации в изобразительном искусстве. Повышение такой компетентности может осуществляться на курсах квалификации, при проведении семинаров, практикумов, мастер-классов, стажировок, консультаций, путем самообразования.

Реализация перечисленных направлений и педагогических условий составляет содержание следующего этапа нашего исследования.

Резюме. В условиях постоянных изменений нашей стране, государству необходим духовно богатый человек, обладающий качествами гражданина, любящий свой народ и свою Родину, знающий и ценящий национальную культуру. На сегодняшний день задача воспитания такого человека решается путем внедрения национального компонента в содержание образования по всем предметам учебного плана. Изобразительное искусство как учебный предмет обладает значительным педагогическим потенциалом для решения поставленной задачи. Однако проведенное исследование показало, что этот потенциал реализуется педагогами недостаточно эффективно, преимущественной в плане обучения детей основам изобразительной грамоты. При этом недостаточно внимания уделяется просветительской стороне и формированию интереса обучающихся к национальной культуре. Реализация предлагаемых направлений и педагогических условий позволит приобщить обучающихся к национальной культуре, дать им знания о традициях и художественных ремеслах своего народа, показать значимость эстетического начала в созданных ими произведениях, развить их художественные способности. Таким образом, у обучающихся сформируется интерес к национальной культуре как важнейший компонент любви к своему краю, к своей Родине.


ЛИТЕРАТУРА


1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 208 с.

2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М. : ООО «Карапуз», 2009. – 240 с.

3. Балагова Л. Х. Формирование сознания адыгских детей начального школьного образования на основе этнической идентификации : диссертация ... канд. … пед. н. : 13.00.01. – Москва, 1996. – 160 с.

4. Батчаева З. С. Формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев : автореф. дисс. ... канд. пед. н.: 13.00.02. – Москва, 2005. – 17 с.

5. Библер В. С. Замыслы. Кн. 1. – СПб. : Изд-во РГГУ, 2002. – 879 с.

6. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов : Сборник статей. – Ленинград : Издательство «Художник РСФСР», 1981. – 374 с.

7. Борев Ю. В. Эстетика. В 2-х томах, Том 1 / 5-е изд., дополн. – М. : Изд-во «Русич», 1997. – 576 с.

8. Василенко В. М. Народное искусство. – М. : Советский художник, 1974. – 294 с.

9. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

10. Егорова Е. Л. Формирование основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях по иллюстрированию коми народных сказок : дисс… канд. пед. н. 13.00.02. – Сыктывкар, 2005. – 274 с.

11. Ефимова А. А. Подготовка будущего учителя технологии к использованию традиций чувашского народного ткачества в профессиональной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. – Чебоксары, 2006. – 24 с.

12. Земцова И. В. Теоретические и методические основы обучения северной графической пижемской росписи в художественных образовательных учреждениях Республики Коми : автореф. дисс. … канд. пед. н. : 13.00.02. – М., 2005. – 16 с.

13. Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. –№ 4. – С. 79–83.

14. Ильин М. А. Исследования и очерки. – М. : Советский художник, 1976. – 288 с.

15. Канев В. Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства : автореф. дисс. … д. пед. н. : 13.00.02. – М., 1995. – 30 с.

16. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

17. Кузнецова Л. В. Этнокультура в образовательном процессе // Методические рекомендации. – Чебоксары, 2000. – 48 с.

18. Культурология. Учебное пособие. Под редакцией профессора Г. В. Драча. – М. : Альфа – М. : ИНФРА – М., 2009. – 432 с.

19. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. – Уфа : Башк. изд-во «Китап», 1995. – 112 с.

20. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика. – М. : Изобразительное искусство, 1983. – 343 с.

21. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Этнопедагогизация как особенное и общее в воспитании общероссийской гражданской идентичности // Общее и особенное в культурах и традициях народов : материалы международной научно-практической конференции (Москва, 28–29 сентября 2017 года). – М. : Издательство Московского психолого-социального университета. – С. 259–265.

22. Новиков Е. М. Методология образования. – М. : Эгвес, 2006. – 488 с.

23. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : автореф. дис. … докт. пед. наук. : 13.00.01. – М., 1998. – 36 с.

24. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М., 2000. – 251 с.

25. Салтыков А. Б. Избранные труды. – М. : Из-во «Советский художник», 1962. – 728 с.

26. Смирнова Н. Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. – Чебоксары, 2001. – 19 с.

27. Сокольникова Н. М. Методика обучения изобразительному искусству : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования Сокольникова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.

28. ФГОС ООО с изменениями и дополнениями: http://base.garant.ru/70188902/

29. Харитонов М. Г. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 3(79). – С. 184–188.

30. Чеботкин В. А. О проблеме национального в изобразительном искусстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2008. – № 4. – С. 207–212.


Статья поступила в редакцию 27.12.2017


Аверина Анатольевна – и дополнительного образования МОУ № 59 г. Чебоксары», магистрант III курса, направление «Педагогическое образование», «Декоративно-прикладное в непрерывного образования», кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания факультета и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия

Averina, Natalia Anatolevna – the teacher and the teacher of additional education MOU «SOSH № 59 Cheboksary», III year student, training direction «Pedagogical education», profile «Applied and Decorative arts in the system of continuous art education», Department of fine arts and teaching methodology of the faculty of art and music education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia


Леонтьева Ольга Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия

Leontyeva, Olga Anatolievna – Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Arts and Teaching Methods, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia


Аверина Анатольевна:

Шифр специальности: 13.00.00

Тел.: 8 961 341 93

Электр. адрес: [email protected]

Дом. адрес: г. Чебоксары, ул. Гузовского, д. кв. 198


Леонтьева Ольга Анатольевна:

Шифр специальности: 13.00.02

Тел.: 8 927 843 97 62

Электр. адрес: [email protected]

Дом. адрес: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 32/19, кв. 121


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!