СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения учащихся к историческому наследию своей малой родины на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения учащихся к историческому наследию своей малой родины на уроках иностранного языка»

Формирование ценностного отношения учащихся к историческому наследию малой родины на уроках иностранного языка.


Костина Г.А.


Патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу об ее интересах и готовность к защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой, малой Родине, привычному укладу жизни.

Одним из первых в России обратил внимание общества на воспитание гражданственности и патриотизма Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые ставит целью воспитания подготовку «истинных сынов Отечества».

В связи с этим возникает вопрос – может ли иностранный язык, как учебный предмет, формировать интерес учащихся к духовному, историческому и культурному наследию Отечества, приобщить их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. Ведь именно на уроках иностранного языка на вопрос «Где бы вы хотели жить?» мы слышим ответ: «Я бы хотел жить в Америке (в Британии, в Германи…)»

Ответ очевиден. Может. Мы живём на легендарной земле, в историческом месте и, поэтому, использование краеведческого материала на уроках иностранного языка имеет большой мотивационный потенциал, позволяет более эффективно осуществлять взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся, а также является питательной средой для духовно – нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся.

При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Историческая тематика на уроках иностранного языка вызывает коммуникативную активность учащихся поскольку:

- учащиеся знают, о чем говорят;

- учащиеся говорят о том, что им дорого;

- учащиеся высказывают свое собственное мнение о проблемах, которые их волнуют.

В процессе изучения иностранного языка широко используются компьютерные технологии, которые позволяют учащимся подготовить презентации о Великой Отечественной войне, Курской битве, Прохоровском танковом сражении. Ключевой целью создания этих презентаций является формирование любви и гордости к прошлому и настоящему родного посёлка.

Использование на уроках игровых технологий вносит в процесс изучения иностранного языка живость и яркость. Упражнения в виде ролевой игры – наиболее эффективная форма использования исторического и краеведческого материала в обучении иностранному языку. Игровой момент таких упражнений в старших классах заключается в обсуждении сверстниками из разных стран роли и значения Прохоровского танкового сражения в истории Великой Отечественной войны. Данная форма работы требует большой подготовительной работы – совместный с учениками подбор необходимой информации и наглядности (фотографии, видео, карты), подбор необходимой лексики на изучаемом языке, добиться стопроцентного овладения учащимися отобранной лексикой.

Можно предложить и другие ролевые ситуативные задания:

- вы иностранный журналист и берёте интервью у жителя посёлка Прохоровка;

- вы англичане и только что приехали из Прохоровки. Что вы расскажите своим друзьям об истории этого посёлка?

- вы англичане и ваши друзья собираются поехать в Прохоровку. Что вы посоветуете им посетить и почему?

- вы едете в Лондон к своему другу, какой подарок вы ему повезёте и почему?

В таких упражнениях реализуется принцип диалога двух культур – обучаемый выступает не только в роли потребителя информации об иной культуре и истории, но и в роли транслятора истории и культуры собственной страны. Кроме того, создаётся мотивационная основа изучения иностранного языка, повышается коммуникативная активность учащихся, достигается более высокий уровень знаний, умений и навыков.

Очень часто учителя иностранного языка гимназии используют проектную технологию, которая требует творческого подхода и активизации навыков говорения. Наиболее удачным видом проекта стало составление туристических брошюр о Прохоровском районе. Значительную часть таких брошюр занимает история поселка и района, Прохоровское танковое сражение, подвиг советского солдата на поле под Прохоровкой, главные исторические достопримечательности посёлка. Информация, собранная в процессе выполнения этих проектов была использована при составлении материалов для областного конкурса творческих работ обучающихся под названием «Интерактивная карта Белгородской области». Изготовленные брошюры и буклеты в следующем учебном году можно будет использовать в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию школьников.

Для развития личностного отношения говорящего к высказываемому сообщению применяется методика работы с так называемыми фразами-клише: personally I think, I believe, I suppose, I prefer, It was interesting for me to know, as far as I know, I absolutely disagree with, I don’t think that, I can’t understand. Для придания логичности высказыванию формируется навык использования средств логической связи: on the one hand, on the other hand, firstly, secondly, so, that’s why, what is more, to sum up, in conclusion, generally speaking, it’s a common knowledge и другие. С их помощью сухой информативный текст получает эмоциональную окраску и становится интересным как для говорящего, так и для слушающего.

Расширению возможностей патриотического воспитания гимназистов средствами иностранного зыка на уроках и во внеурочной работе служит использование школьного музея. В Прохоровской гимназии завершается работа по оформлению школьного музея и готовится группа старшеклассников, которые будут проводить экскурсии в музее на английском языке для учащихся разных классов. Тематика экскурсий будет определяться по желанию и с учетом языкового уровня гостей. Это будет либо обзорная экскурсия с просмотром всех экспозиций, либо тематическая, касающаяся определённой тематики – Прохоровском танковом сражении, прохоровцах – участниках Великой Отечественной войны, истории посёлка Прохоровка.

Такие экскурсии внесут огромный вклад в формирование интереса к истории своей малой родины, нравственного облика ученика, а также развитию интеллектуального потенциала учащихся.

Перечисленные выше приёмы работы на уроках иностранного языка можно варьировать в зависимости от уровня владения языком. Но все они находят свое отражение в умении учащихся представить средствами иностранного языка свою страну, свою малую Родину, что духовно связывает его с тем местом, где он родился. Вводя в рамках урока или внеклассного мероприятия информацию по истории родного края, мы всё чаще начинаем слышать другое мнение наших учеников «Я бы хотел жить в России, в Белгороде, в Прохоровке. Я горжусь, что родился и живу здесь!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!