СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью, как условие здоровьесберегающей деятельности в рамках реализации фгос.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья подрастающего поколения сейчас является одной из самых актуальных. Поиск путей сохранения и укрепления здоровья школьников является важной государственной задачей, на что указывал президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении к Федеральному Собранию. В связи с этим, важным является построение образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, частью которых является психолого-педагогическое сопровождение всех его элементов. Одной из основных целей психокоррекционной работы в плане здоровьесбережения является отношение школьников к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью, как условие здоровьесберегающей деятельности в рамках реализации фгос.»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ, КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Юдина Ю.С. педагог-психолог МБОУ СШ №3 им. В.П.Чкалова

Проблема здоровья подрастающего поколения сейчас является одной из самых актуальных. Поиск путей сохранения и укрепления здоровья школьников является важной государственной задачей, на что указывал президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении к Федеральному Собранию. В связи с этим, важным является построение образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, частью которых является психолого-педагогическое сопровождение всех его элементов [2]. Одной из основных целей психокоррекционной работы в плане здоровьесбережения является отношение школьников к своему здоровью [1].

Человек в процессе получения образования должен научиться заботиться о себе и своих физических, социально-психологических и духовных ресурсах, которые ему будут нужны в течение всей жизни. В связи с этим возникла необходимость создания в школе системы работы по формированию ценностного отношения подростков к своему здоровью.

На первом этапе нами был создан мониторинг изучения отношения подростков к своему здоровью, в ходе которого были применены следующие методики:

  • экспресс – диагностика ценностных представлений о здоровье (Ю.В. Науменко);

  • опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская);

  • тест «Какое у тебя здоровье?» (Орлова Т.В.).

Анализ результатов по методике «Экспресс – диагностика ценностных представлений о здоровье» показал преобладание у подростков ресурсно-прагматического типа отношения к здоровью.

Качественный анализ результатов исследования по методике «Отношение к здоровью» позволил получить следующие результаты по различным уровням:

На когнитивном уровне - большинство подростков (66%) не знают основные факторы риска, но понимают роль здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.

На эмоциональном уровне отношение к здоровью у подростков характеризуется следующими переживаниями: когда со здоровьем все благополучно, подростки испытывают следующие чувства: ничего не угрожает – 33,3%, спокойствие – 75%, ничего не беспокоит – 41,7%. Безразличное отношение к здоровью отметили 25% подростков. Качественный анализ ответов на эмоциональном уровне позволяет сделать вывод об оптимальном уровне тревожности по отношению к своему здоровью, однако у подростков отсутствует умение радоваться благополучию в состоянии здоровья.

На поведенческом уровне - подростки в большинстве случаев не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, о чем свидетельствуют следующие результаты исследования: не считают нужным соблюдать режим дня 41,7%; избегают вредных привычек только 25%; занимаются физическими упражнениями и посещают спортивные секции 25%.

На ценностно-мотивационном уровне - мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья в иерархии ценностей не достигает высокого уровня. В исследуемой группе подростков здоровье по результатам ранжирования занимает 5 позицию из 7.

Результаты исследования по тесту: «Какое у тебя здоровье?» позволяет сделать вывод, что большинство подростков ведут недостаточно здоровый образ жизни (58,33%).

Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать вывод о недостаточном отношении подростков к здоровью как ценности.

С целью формирования ценностного отношения к здоровью была разработана комплексная программа, которая включает четыре основных направления.

Первое направление – индивидуальная консультативная работа (по результатам диагностики). Целью этого направления является информирование о результатах тестирования. Обсуждение результатов.

Второе направление – групповая работа в форме психологического тренинга «Здоровым быть здорово», целевая установка которого заключается в формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.

Тренинг состоит из двух логически взаимообусловленных частей: «Я-концепция и самооценка» и «Мое здоровье».

Первая часть тренинга включает пять занятий, основанных на активных формах обучения. Используются базовые тренинговые техники и приемы: групповые дискуссии (тематические и биографические), методы, направленные на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные). Кроме того, применялись игровые, преимущественно ситуационно-ролевые и творческие методы, а также упражнения, направленные на самоанализ. Такие формы эффективнее традиционных лекций и семинаров, поскольку ведущим видом деятельности для старшеклассников является общение со сверстниками. Значимым также является их мнение относительно важных жизненных вопросов.

Второй этап тренинга – «Мое здоровье» – направлен непосредственно на развитие у старшеклассников представления о здоровье, его роли в жизни человека, способах его сохранения и укрепления. На каждом занятии создавалась проблемная ситуация, которая решалась не только в ходе этого занятия, но и в ходе следующего. Таким образом, была создана единая логическая проблемная линия, которая позволила актуализировать различные аспекты проблемы сохранения здоровья.

Тренинг проводился еженедельно (одно занятие в неделю) в течение двух с половиной месяцев. Периодичность занятий связана с тем, что знания и умения, получаемые в ходе тренинга, необходимо опробовать и закрепить в условиях повседневной жизнедеятельности.

Эффективность тренинга изучалась посредством сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики. Также были приняты во внимание и субъективные показатели эффективности тренинга: анализ оценок самих участников (данные саморефлексии, анализа своего развития), их высказываний о впечатлениях от занятий в форме анкетирования, а также экспертные оценки эффективности тренинга со стороны классных руководителей, учителей-предметников и родителей.

Третье направление - подростки были включены в проведение психологических акций во время недели психологии в школе, классных часов и акций профилактической направленности.

Психологическая акция — игровой или творческий процесс, в ходе которого участники, вместе выполняя задания, расширяют кругозор, осмысляют систему ценностей, совершенствуют свои интеллектуальные и эмоциональные способности.

Принцип работы таких акций довольно прост. Во-первых, в проводимом мероприятии могут принять участие абсолютно все школьники и учителя. Допускается любая форма участия, поэтому каждый с легкостью подберет себе деятельность в соответствии со своими способностями. Это может быть создание ярких тематических плакатов или коллажей, фотографирование, сочинение рассказов или стихов. При этом появляются широкие возможности для реализации творческих навыков и умений.

Во-вторых, любая акция имеет игровую форму. Этот психологический прием позволяет в легкой и непринужденной форме выявить имеющиеся проблемы и найти их решение. Более того, игровая ситуация и неформальная обстановка позволяет эффективно наладить коммуникации между учениками и педагогами.

В-третьих, психологические акции имеют ненавязчивый характер. Скептически настроенные школьники и педагоги могут при желании остаться в стороне от проводимых мероприятий. Однако практика показала, что позитивная атмосфера помогает расслабиться и вызывает желание внести свой вклад в общее дело.

Четвёртое направление – просвещение взрослых «Родительско- преподавательский лекторий (клуб)», целью которого является выработка представления о взаимосвязи воспитания и здорового образа жизни, представления о здоровье как о ключе психического развития ребенка.

Результативность и достигнутые эффекты были подтверждены результатами мониторинга.

Проведенное исследование показало, что у подростков преобладает высокий уровень ценностного отношения к здоровью:

Когнитивный уровень – 96,3% подростков. Данный показатель увеличился в сравнении с исходным этапом исследования на 29,7%.

На эмоциональном уровне изменения коснулись не только эмоционального отношения к своему здоровью (не осталось подростков, которым было бы безразлично их здоровье), но и структуры эмоций: появились такие понятия, как радость и удовлетворение от состояния здоровья, гордость за умение вести здоровый образ жизни.

Значительно изменилось количество подростков, ведущих здоровый образ жизни 84%. Если на первом этапе исследования 25% подростков вели образ жизни, влекущий нарушение здоровья, то после проведения занятий только 9%.

В иерархии мотивов здоровье поднялось на 2 место.

Таким образом, разработанная и реализованная нами программа по формированию ценностного отношения к здоровью у подростков подтвердила свою эффективность, о чем свидетельствуют доминирование личностно-ориентированного типа ценностного отношения к здоровью, повышение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, стремление к ведению здорового образа жизни.



Литература.

  1. Березовская Р.А., Никифоров Г.С. Отношение к здоровью / Психология здоровья /; Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2003.

  2. Кузнецова И.В, Чепурных Е.Е. Школа здоровья. Внедрение проекта в учреждениях системы образования.; Под ред. И.В. Кузнецовой ; Дет. фонд ООН ЮНИСЕФ, Исполнит. дирекция по президент. программе "Дети России". - М. : МТО ХОЛДИНГ, 2001


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!