СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальных компетенций учащихся в гражданском образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша школа и я лично много внимания уделяем формированию гражданских компетенций учащихся, считая их основой становления духовно – нравственных качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальных компетенций учащихся в гражданском образовании»

Ярцева Тамара Викторовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ№6 г.Саяногорска РХ

Формирование социальных компетенций учащихся в гражданском образовании

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, способность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия, уменьшению тревожности и страха перед ошибкой и неудачей. В современных условиях становления демократического правового государства формирование гражданских компетенций учащихся как одних из ключевых в духовно – нравственном воспитании становится одним из важнейших вопросов.

В историческом познании формирование гражданских компетенций проходит 4 уровня. Первый (низший) уровень формируется такими же способами, как и обыденное сознание, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие – то события, или даже является их участником.

Следующая ступень формируется под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомством с историческими памятниками.

Третья ступень складывается на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представление о прошлом или настоящем (обществознание) в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование гражданских компетенций в историческом познании происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого и настоящего, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных знаний, обобщенного опыта формируется научное мировоззрение.

Наша школа и я лично много внимания уделяем формированию гражданских компетенций учащихся, считая их основой становления духовно – нравственных качеств личности. Это и традиционные мероприятия, такие как концерты, посвященные ветеранам войны и труда, дню пожилого человека, участие в городских мероприятиях ко Дню Победы, экскурсии в школьный и городской музеи и т. д.

Школьниками ведется большая исследовательская деятельность – итогом ее является написание работ о наших земляках – героях войны и труда. В школе есть Уголок боевой славы, посвященный Пирятинской дивизии, фонды которого постоянно пополняются новыми материалами.

Охотно и активно дети участвуют в исторических вечерах, посвященных или юбилейным календарным датам, или содержанию материала, изучаемого в текущем учебном году. Так, например, мы провели исторические вечера «Слава русской старине» (6 -7кл.), «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (7,10,11кл.), «Никто не забыт, ничто не забыто» (9кл.).

И, конечно, работа на уроках. Практически на всех уроках истории и обществознания существует возможность формирования гражданских компетенций – это и воспитание патриотизма и гражданственности, социальной адаптации личности посредством усвоения исторического опыта, овладение навыками исторического и социального познания, и формирование социальной самоидентичности школьников в условиях развития современного российского общества.

В этой работе мы сталкиваемся с определенными трудностями – непониманием учащимися и многими родителями или просто отвержение ими тех идей, принципов, идеалов, с помощью которых мы пытаемся воспитывать патриотизм и гражданственность. А.Солженицын сказал: «Горе той стране, где слова «патриот» или «демократ» считаются бранью». Очень трудно заниматься гражданским воспитанием детей, когда действительность зачастую расходится с идеями.

Наша задача – преодолеть непонимание и с помощью конкретных исторических фактов показывать и доказывать актуальность непреходящих ценностей, чтобы, опираясь на знание обычаев, традиций, основ государства и права, получить возможность реализовывать свои гражданские права, уметь защищать их, а, значит, в полной мере быть компетентным гражданином со своей активной жизненной позицией.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!