СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с тнтеллектуальной недостаточностью.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"»

Хузяханова Светлана Степановна

учитель-логопед,

КОУ ОО «Общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,

города Болхова

[email protected]

«Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе.

Ключевые слова: смысловая сторона чтения, коррекционная работа, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью .

В современной педагогике последнее время особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями. Эта проблема решается на государственном уровне и находит своё отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребёнка, в рамках государственной программы «Доступная среда». Несмотря на это учащихся, испытывающих трудности при усвоении специальных учебных программ увеличивается. Достаточно распространённой проблемой в коррекционной школе является нарушение процесса чтения, и именно его смысловой стороны. Механическое чтение оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребёнка, на его психическое и речевое развитие.

Учащиеся коррекционной школы, не умеющие осмысленно читать, составляют значительную часть неуспевающих школьников по ряду предметов, основанных на чтении. Неуспеваемость по школьным предметам отрицательно влияет на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Такие учащиеся не понимают смысла прочитанного, у них не формируется ситуация успеха, что приводит к формированию негативного отношения к чтению.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей – всё это приводит к тому, что дети с нарушением интеллекта читают текст со значительными искажениями, т.е. теряется сознательное чтение.

В связи с этим возникла необходимость разработки учебно-методического комплекса, направленного на преодоление механического чтения у младших школьников с нарушением интеллекта, формирования у них навыков осознанного чтения.

При составлении учебно-методического комплекса использованы приёмы коррекционной работы по преодолению механического чтения авторов И.В.Пошигоревой, И.Г.Елисеевой, Р.И.Лалаевой, Л.Н.Ефименковой, О.В.Лысенко.

В учебно-методический комплекс «Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» включены:

  • Программа по формированию смыслового компонента чтения;

  • Рабочая тетрадь «Читаю и понимаю» для учащихся 3 класса с различными уровнями интеллектуальной недостаточности;

За концептуальную основу данной программы взяты принципы коррекционной педагогики, программы коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта по предметам природоведение, чтению, русскому языку, коррекции, рисованию, математике.

За теоретическую основу программы взята теория о механизме чтения, разработанная О.В.Лысенко.

При составлении программы были использованы методики коррекционной работы на лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой; система психологических упражнений и заданий авторов О.Холодовой, Т.А.Ткаченко, Н.В.Потаповой, Е.Г.Туниной, система заданий, направленных на совершенствование звукослогового синтеза И.Лалаевой; упражнения на повышение осмысленности, предложенные О.В.Лысенко.

Цель программы: содействовать преодолению механического чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, формированию у них навыков осознанного чтения.

Задачи:

  1. Коррекция высших психических функций учащихся с интеллектуальной недостаточностью: внимания, памяти, мышления.

  2. Создать условия для совершенствования у учащихся звукового и слогового синтеза.

  3. Формировать осознанное чтение у учащихся с интеллектуальной недостаточностью за счёт обогащения словарного запаса и развитие грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающий этап программы направлен на организацию деятельности по формированию смыслового компонента читательской деятельности учащихся 3 класса коррекционной школы с дополнительной коррекцией процессов мышления, внимания, памяти.

Учебно-методической базой для организации обучения осознанному чтению являются групповые логопедические занятия. Ведущей формой работы учителя-логопеда с учащимися является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Все упражнения и задания, способствующие преодолению механического чтения учащихся, собраны в рабочую тетрадь « Читаю и понимаю». Учебный материал подобран по 21 теме.

Ожидаемые результаты:

1.Положительная динамика в развитии высших психических функций учащихся с интеллектуальной недостаточностью: внимания, мышления, памяти.

2. Повышение уровня навыков звукослогового синтеза, словообразования и словоизменения, увеличение объёма словарного запаса учащихся коррекционной школы.

3.Преодоление механического чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, формирование у них навыков осознанного чтения.

Результаты апробации программы «Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» для учащихся 3 класса специальной школы подтвердили, что процесс понимания прочитанного напрямую связан с уровнем сформированности высших психических функций учащихся с недоразвитием речи.

Результаты обследования высших психических функций учащихся 3 класса


Этапы обследования

На начало эксперимента % (кол-во)

На конец эксперимента % (кол-во)

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Обследование мышления

83% (5)

16,6% (1)

-

50% (3)

33,4% (2)

16,6% (1)

Обследование зрительного запоминания

83% (5)

16,6% (1)

-

50% (3)

33,4% (2)

16,6% (1)

Обследование внимания

83% (5)

16,6% (1)

-

33,4% (2)

50% (3)

16,6% (1)


Результаты обследования смысловой стороны чтения учащихся 3 класса

Этапы обследования

На начало эксперимента % (кол-во)

На конец эксперимента % (кол-во)

крайне

низкий уровень


низкий уровень

средний уровень

уровень выше среднего


высокий уровень

крайне

низкий уровень


низкий уровень

средний уровень

уровень выше среднего


высокий уровень

Обследование развития звукового и слогового синтеза

33,4% (2)

33,4% (2)

33,4% (2)

-

-

-

16,6% (1)

50% (3)

33,4% (2)

-

Обследование понимания прочитанных слов, предложений, текста

16,6% (1)

50% (3)

33,4% (2)

-

-

-

16,6% (1)

50% (3)

33,4% (2)

-

Обследование словаря, развития грамматического строя

-

66,7% (4)

33,4% (2)

-

-

-

16,6% (1)

50% (3)

33,4% (2)

-


В ходе реализации программы наблюдались следующие результаты.

1. Повышение уровня развития высших психических функций учащихся

2. Положительная динамика в формировании смыслового компонента читательской деятельности

Следовательно, организация дополнительной коррекции процессов внимания, мышления и памяти и использование системы упражнений, способствующих развитию звукового и слогового синтеза, облегчению понимания прочитанного и развитию грамматического строя учащихся, повышает эффективность работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности учащихся начального звена коррекционной школы.

Литература.

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Корнеев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – С.-П.: МиМ, 1997.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Просвещение, 1998.

4. С.Я.Рубинштейн .Психология умственно отсталого школьника.

5. Колесникова Е.В.Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Ювента, 2007.

6. Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!