Хузяханова Светлана Степановна
учитель-логопед,
КОУ ОО «Общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
города Болхова
[email protected]
«Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».
Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе.
Ключевые слова: смысловая сторона чтения, коррекционная работа, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью .
В современной педагогике последнее время особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями. Эта проблема решается на государственном уровне и находит своё отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребёнка, в рамках государственной программы «Доступная среда». Несмотря на это учащихся, испытывающих трудности при усвоении специальных учебных программ увеличивается. Достаточно распространённой проблемой в коррекционной школе является нарушение процесса чтения, и именно его смысловой стороны. Механическое чтение оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребёнка, на его психическое и речевое развитие.
Учащиеся коррекционной школы, не умеющие осмысленно читать, составляют значительную часть неуспевающих школьников по ряду предметов, основанных на чтении. Неуспеваемость по школьным предметам отрицательно влияет на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Такие учащиеся не понимают смысла прочитанного, у них не формируется ситуация успеха, что приводит к формированию негативного отношения к чтению.
Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей – всё это приводит к тому, что дети с нарушением интеллекта читают текст со значительными искажениями, т.е. теряется сознательное чтение.
В связи с этим возникла необходимость разработки учебно-методического комплекса, направленного на преодоление механического чтения у младших школьников с нарушением интеллекта, формирования у них навыков осознанного чтения.
При составлении учебно-методического комплекса использованы приёмы коррекционной работы по преодолению механического чтения авторов И.В.Пошигоревой, И.Г.Елисеевой, Р.И.Лалаевой, Л.Н.Ефименковой, О.В.Лысенко.
В учебно-методический комплекс «Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» включены:
Программа по формированию смыслового компонента чтения;
Рабочая тетрадь «Читаю и понимаю» для учащихся 3 класса с различными уровнями интеллектуальной недостаточности;
За концептуальную основу данной программы взяты принципы коррекционной педагогики, программы коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта по предметам природоведение, чтению, русскому языку, коррекции, рисованию, математике.
За теоретическую основу программы взята теория о механизме чтения, разработанная О.В.Лысенко.
При составлении программы были использованы методики коррекционной работы на лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой; система психологических упражнений и заданий авторов О.Холодовой, Т.А.Ткаченко, Н.В.Потаповой, Е.Г.Туниной, система заданий, направленных на совершенствование звукослогового синтеза И.Лалаевой; упражнения на повышение осмысленности, предложенные О.В.Лысенко.
Цель программы: содействовать преодолению механического чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, формированию у них навыков осознанного чтения.
Задачи:
Коррекция высших психических функций учащихся с интеллектуальной недостаточностью: внимания, памяти, мышления.
Создать условия для совершенствования у учащихся звукового и слогового синтеза.
Формировать осознанное чтение у учащихся с интеллектуальной недостаточностью за счёт обогащения словарного запаса и развитие грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающий этап программы направлен на организацию деятельности по формированию смыслового компонента читательской деятельности учащихся 3 класса коррекционной школы с дополнительной коррекцией процессов мышления, внимания, памяти.
Учебно-методической базой для организации обучения осознанному чтению являются групповые логопедические занятия. Ведущей формой работы учителя-логопеда с учащимися является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Все упражнения и задания, способствующие преодолению механического чтения учащихся, собраны в рабочую тетрадь « Читаю и понимаю». Учебный материал подобран по 21 теме.
Ожидаемые результаты:
1.Положительная динамика в развитии высших психических функций учащихся с интеллектуальной недостаточностью: внимания, мышления, памяти.
2. Повышение уровня навыков звукослогового синтеза, словообразования и словоизменения, увеличение объёма словарного запаса учащихся коррекционной школы.
3.Преодоление механического чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, формирование у них навыков осознанного чтения.
Результаты апробации программы «Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» для учащихся 3 класса специальной школы подтвердили, что процесс понимания прочитанного напрямую связан с уровнем сформированности высших психических функций учащихся с недоразвитием речи.
Результаты обследования высших психических функций учащихся 3 класса
Этапы обследования | На начало эксперимента % (кол-во) | На конец эксперимента % (кол-во) |
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Обследование мышления | 83% (5) | 16,6% (1) | - | 50% (3) | 33,4% (2) | 16,6% (1) |
Обследование зрительного запоминания | 83% (5) | 16,6% (1) | - | 50% (3) | 33,4% (2) | 16,6% (1) |
Обследование внимания | 83% (5) | 16,6% (1) | - | 33,4% (2) | 50% (3) | 16,6% (1) |
Результаты обследования смысловой стороны чтения учащихся 3 класса
Этапы обследования | На начало эксперимента % (кол-во) | На конец эксперимента % (кол-во) |
крайне низкий уровень | низкий уровень | средний уровень | уровень выше среднего | высокий уровень | крайне низкий уровень | низкий уровень | средний уровень | уровень выше среднего | высокий уровень |
Обследование развития звукового и слогового синтеза | 33,4% (2) | 33,4% (2) | 33,4% (2) | - | - | - | 16,6% (1) | 50% (3) | 33,4% (2) | - |
Обследование понимания прочитанных слов, предложений, текста | 16,6% (1) | 50% (3) | 33,4% (2) | - | - | - | 16,6% (1) | 50% (3) | 33,4% (2) | - |
Обследование словаря, развития грамматического строя | - | 66,7% (4) | 33,4% (2) | - | - | - | 16,6% (1) | 50% (3) | 33,4% (2) | - |
В ходе реализации программы наблюдались следующие результаты.
1. Повышение уровня развития высших психических функций учащихся
2. Положительная динамика в формировании смыслового компонента читательской деятельности
Следовательно, организация дополнительной коррекции процессов внимания, мышления и памяти и использование системы упражнений, способствующих развитию звукового и слогового синтеза, облегчению понимания прочитанного и развитию грамматического строя учащихся, повышает эффективность работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности учащихся начального звена коррекционной школы.
Литература.
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Корнеев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – С.-П.: МиМ, 1997.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Просвещение, 1998.
4. С.Я.Рубинштейн .Психология умственно отсталого школьника.
5. Колесникова Е.В.Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Ювента, 2007.
6. Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 год