СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных интересов обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на заседание ШМО, доклад на пед.совет

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных интересов обучающихся»

МОУ «СОШ № 10»











Тема: «Формирование познавательной активности обучающихся»









Подготовила и прочла на заседании № 2

МО «Естествознание» 01.11.2018г.

учитель химии:

Косинова Ю.П.









Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. С ней сталкиваются и учителя, преподающие предметы естественнонаучного цикла, такие как физика, химия, биология. Особенно остро это ощущается, если школа специализируется на углубленном изучении гуманитарных предметов (в частности иностранных языков). При этом примечательно, что до момента изучения колоссального объема теоретического, понятийного материала, в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть предметом, объяснять процессы, происходящие в окружающем мире. Но как только начинается процесс овладения терминологией, изучение законов, формул, решение задач, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. Одна из первостепенных задач учителя на уроке – формирование мотивации. Это, прежде всего, создание условий  для появления внутренних побуждений к учению, а не «перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Согласно характеристикам мотивации учения школьников (по Н.В. Немовой), у учащихся 8-9 классов, когда закладываются базовые знания предмета химия, стойкий интерес к предмету развивается крайне редко, обычно закладывается в семье. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Для школьников характерны: желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями и мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не стимулом, а критерием качества знаний. Единственное, что может помочь учителю на этом этапе – это высоко развитый познавательный интерес учащихся. Получается, чтобы развивать положительные мотивы учащихся нужно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.

Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента изучения языка химии – химических знаком, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, это так называемая локальная мотивация.

Существует много различных технологий и приемов для создания и подержания познавательного интереса к предметному содержанию, и как следствие формирование устойчивой мотивации. Но, нельзя отрицать тот факт, что сегодня ничто не может так заинтересовать школьника – как компьютер и использование информационных технологий. Использование ИКТ на уроках, это не только дань моде, но и эффективный фактор для развития мотивации учащихся. И именно грамотное использование ИКТ-технологий, в сочетании с другими методическими приемами, позволяет учителю существенно повысить интерес, а, следовательно, и мотивацию, к изучению предмета. При этом особенно важно ребята усвоили главное – компьютер - это всего лишь средство получения информации.

Целесообразно использование изобразительных возможностей ИКТ (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Существенно повышается мотивация, если при этом обращать внимание учащихся на хорошо знакомые ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Например, всем хорошо известно, что лед плавает по поверхности воды. Объяснить суть данного явления можно с помощью представлений о кристаллической решетке, о типах химических связей в молекуле воды и т.п. Дает положительные результаты использование компьютерных технологий для сопровождения учебного материала динамическими рисунками и моделями, это позволяет ученикам экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон. Преподавание химии невозможно без включения в отдельные темы занимательных сюжетов. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. И здесь на помощь также может прийти компьютер, позволяя демонстрировать то, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (необходимость использовать взрывчатые или ядовитые вещества, уникальные или дорогостоящие реактивы, быстро или медленно протекающие процессы). Моделирование сильно привлекает школьников, достаточно вспомнить с какой увлеченностью они собирают модели машин, самолетов и прочего. И это тоже нужно и можно использовать! Мы можем предложить ребятам или самостоятельно использовать компьютерные технологии для моделирования виртуальной научной реальности и исследование тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести. При проведении химического эксперимента эффективно работает программный продукт «Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс». Одним из разделов этой программы является раздел «Лаборатория». В данный раздел включены более 150 химических опытов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного химического образования. Организация виртуальной лабораторной работы в компьютерном классе всегда вызывает интерес у учащихся и в результате большинство успешно справляются с задачей и получают хорошие оценки. Детям в этом случае предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий.

Важно постоянно напоминать ученикам, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым у них сомнения не вызывает. Обычно ребята понимают, что необходимо научиться составлять формулы органических соединений, узнавать вещества по названию. Для этого надо освоить целый ряд правил, необходима тренировка. Но однообразная работа по составлению формул в тетрадях или на доске быстро утомляет ребят, как следствие – снижается качество выполняемой работы, появляются ошибки или пробелы в знаниях. Совсем другой результат вы получите если будете использовать для этой работы специальные компьютерные программы (например Chem Office) или возможности Интернета. Ребят настолько увлекает возможность построить формулы, объемные модели и получить в реальном времени научное название составленной формулы (иногда они составляют, как им кажется, заведомо «нереальную» формулу), что они ещё долго продолжают экспериментировать и отрабатывать навыки уже во внеурочное время.

В своей практике я использую различные электронные пособия при обучении решению задач, в частности, применимо электронное пособие «Химия для всех –ХХI. Решение задач. Самоучитель» и ее раздел «Задачи». Обучаемый самостоятельно, или в паре с другим учеником, решает задачу на ПК, затем повторяет решение, отключив подсказки. Можно использовать и специальную программу для создания кроссвордов. Составление кроссворда на заданную тему позволяет в частности, закрепить необходимые понятия. Главной особенностью информационных технологий является то, что они пригодны как для коллективной, так и для индивидуальной работы.

При закреплении пройденного материала в системе используются различные химические игры, например, мной разработана игра «Царь-горы», позволяющая проверить знания по органической химии. Можно использовать и квесты, например отмечено что, игра «Химикус», существенно повышает мотивацию к изучению предмета.

Сегодня особую роль отводят приему создания проблемных ситуаций. Преодолевая проблему, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Доказано, что школьники с увлечением собирают информацию, обрабатывают её, создают электронные газеты и презентации к своим выступлениям.

Можно сочетать приведенный выше прием с ролевым подходом. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, исследователей разрабатывающих способ промышленного получения серной кислоты. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Ребята должны учесть все условия протекания реакций, смоделировать аппараты, учесть побочные продукты и т.п. Создание презентации к публичному выступлению, дополнительный стимул – ведь все хотят показать себя с лучшей стороны, выделиться перед сверстниками.

Это лишь некоторые приемы, которые хорошо реализуются с помощью компьютера и программного обеспечения и поддерживаются возможностями современных ИКТ-технологий. Диагностика уровня мотивации учащихся позволяет сделать вывод об их высокой эффективности.




Скачать

© 2018, 208 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!