СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на занятиях группы продленного дня

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Статья рассматривает способы формирования у детей в повседневной жизни навыков, способов и приемов сохранения и укрепления здоровья, во время пребывания в группе продленного в образовательном учреждении.

Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, младшие школьники, учащиеся группы продленного дня, тематика занятий в ГПД.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на занятиях группы продленного дня»

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДИСКУРСЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ



Дерябина Светлана Борисовна,

заместитель директора

МОУ «Школа № 48 г. Донецка»




ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


Аннотация. Статья рассматривает способы формирования у детей в повседневной жизни навыков, способов и приемов сохранения и укрепления здоровья, во время пребывания в группе продленного в образовательном учреждении.


Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, младшие школьники, учащиеся группы продленного дня, тематика занятий в ГПД.


Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свободное время и в полной мере быть создателем собственной судьбы. В школьный период здоровье человека формируется почти на всю оставшуюся жизнь. Исследования последних лет показывают, что около 30% первоклассников имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 80% детей нельзя назвать абсолютно здоровыми [3]. Оставаться равнодушным к этой проблеме невозможно. Педагогам необходимо активно пропагандировать здоровый образ жизни среди детей и их родителей.

Формирование и обогащение системы знаний о здоровом образе жизни у младших школьников происходит под влиянием условий жизни, различных социальных и бытовых (семейных) воздействий, знакомства с природой, общения с ровесниками и взрослыми, осмысления опыта собственного поведения и т.д. Но наибольшее значение играет специальная целенаправленная работа воспитателя группы продленного дня по организации познавательной деятельности, формирующей у детей представления и понятия о здоровом образе жизни, стимулирует возникновение положительных эмоциональных переживаний, воспитывает соответствующие взгляды.

Кроме формирования у детей в повседневной жизни навыков, способов и приемов сохранения и укрепления здоровья, во время пребывания в группе продленного дня нашего образовательного учреждения проводятся специальные занятия по обогащению знаний школьников о своем организме, гигиене, еде, витаминах и их роли, профилактике заболеваний и др. Эти занятия здоровья представляют собой целостный системный курс. Их содержание и направленность, обусловленные общими задачами по формированию личности ребенка, включают вопросы по физическому и духовному здоровью, содержат моральные требования по соблюдению норм поведения.

Тематика занятий объединена в несколько разделов: «Познай себя» (знания из разных отраслей науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена), «Природа и здоровье» (представления о сути экологических проблем и правильном поведении в природе, предотвращении несчастных случаев и заболеваний, вызванных природными явлениями), «Питание и здоровье» (знания о рациональном питании человека, здоровой и вредной пище, культуре питания и столовом этикете), «Помоги себе сам» (знания об основах здорового образа жизни, правила гигиены и ухода за своим телом, полезные и вредные привычки), «Основы личной безопасности» (знания о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни, причинах детского травматизма и его профилактике, правилах пожарной безопасности, дорожном движении, правилах поведения с незнакомыми людьми, безопасном поведении в быту), «Школа нравственных наук» (воспитание и самовоспитание качеств личности, необходимых для формирования благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, развитии межличностного общения, контактности, доброжелательности, умения слушать и говорить).

Условием успешной работы по формированию основ здорового образа жизни младших школьников является сочетание различных по содержанию и форме видов деятельности, методов и приемов. При организации занятий воспитатели ГПД организуют свою работу таким образом, чтобы деятельность детей содействовала их всестороннему развитию. Задачи и вопросы направлены на развитие мышления, речи, воображения, фантазии, внимания и памяти детей. Основная (информационная) часть материала занятий, затрагивающая проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек, морального и духовного здоровья, доброты, милосердия, гигиены, здоровых привычек, поведения, рационального питания и профилактики усталости, включена в такие активные формы работы с детьми, как беседы и рассказы воспитателя, предусмотренные в каждом тематическом разделе.

Учитывая возрастные особенности и гендерную принадлежность детей, содержание занятий наполнено сказочными персонажами и игровыми сюжетами. Так, на занятиях появляются доктор Айболит, Незнайка, светофор, Мойдодыр (заранее подготовленные персонажи из группы 4 класса), которые задают вопросы, дают советы, предлагают задания, присылают письма и оценивают знания детей. Использование художественных текстов, содержащих описание ситуаций и действий главных героев с выводами о здоровом образе жизни, создает определенный психологический настрой и активизирует мышление школьников. Довольно часто воспитатели группы 1-2 классов используют метод сказкотерапии.

Так, слушая сказку, дети узнают что-то новое, сравнивают, размышляют, учатся вместе со сказочными персонажами преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми, закрепляют в сознании нравственные ценности и обучаются правилам поведения, развивают способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения. Путем анализа сказок устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

Введение игры в занятия подчинено специфике младшего школьного возраста. Игры заставляют активнее думать, расширяют кругозор, формируют представления об окружающем мире, позволяют как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка на занятиях. В играх ученики вступают в разные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимный контроль и др. В работе ГПД используются следующие игры: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные.

Применение такой формы оздоровительной работы, как физкультминутка, диктуется практической необходимостью кратковременного отдыха детей во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однородным положением тела во время часа самоподготовки. Главное в проведении физкультминуток – заинтересованность учеников в сохранении собственного здоровья.

Одним из важных приемов по формированию знаний о здоровом образе жизни являются практические занятия. Занятия по правилам дорожного движения «Осторожно, улица!», «Красный, желтый, зеленый» проводятся в основном на прогулках, где ученики на практике отрабатывают правила перехода улиц на регулируемых (улица Щорса) и нерегулируемых (улица Розы Люксембург) пешеходных переходах.

Занятия по знанию столового этикета и правилам хорошего тона проводятся в столовой: школьники учатся пользоваться столовыми приборами и правильно вести себя за столом.

При изучении раздела «Помоги себе сам» в группе 3-4 классов дети отрабатывают навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, учатся оказывать первую доврачебную помощь себе и своим товарищам. Обучающиеся проводят опыты по изучению строения кожи, рассматривают ее под лупой, изучают кожные рисунки на кончиках пальцев, слушают работу сердца с помощью фонендоскопа (работа в парах), просчитывают пульс. Такие задания побуждают детей к самостоятельной умственной деятельности, активизируют мышление, творческое воображение и сообразительность.

Рисование - эффективный способ преодоления коммуникационных барьеров, который помогает детям расслабиться и сконцентрироваться на своих мыслях. Так, на занятиях по изучению организма человека школьники стараются в рисунках изобразить части человеческого тела. На занятиях из раздела «Питание и здоровье» дети объединяются в две группы («Полезная еда» и «Вредная еда») и рисуют определенные категории полезных и вредных продуктов. При изучении правил дорожного движения рисуют знаки. Дидактическая игра «Нарисуй образец» побуждает детей к совместной деятельности (в парах) и оказанию помощи товарищу. Конкурсы и выставки рисунков завершают изучение некоторых тем.

Занятия из раздела «Основы личной безопасности» проводятся в форме моделирования различных опасных ситуаций, вызванных контактированием с незнакомыми людьми, и решения ситуативных задач. После обсуждения дети приходят к выводу, как правильно поступать в данной ситуации или как нельзя вести себя в критической ситуации, закрепляют ролевые стереотипы, вырабатывают умение говорить «нет!».

Для более качественного усвоения детьми материала используются технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Для проверки знаний по здоровому образу жизни применяются тесты. Обобщение изученного материала проводится в форме викторин, конкурсов и праздников.

Чтобы занятия здоровья нравились обучающимся, нужно обеспечить успех первых занятий. Очень важным является эмоциональный климат, зависящий от доброжелательного тона воспитателя и юмористической составляющей педагогического общения. Каждые занятия должны приносить детям чувство удовольствия, легкости и радости, пробуждать желание прийти на занятия снова.

Большое внимание в ГПД уделяется взаимодействию с семьей. У каждого воспитателя есть время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и группе.

На первом собрании в начале учебного года родителей знакомят с работой, которая ведется по формированию основ здорового образа жизни учащихся ГПД, содержанием занятий и навыками, которые должны быть сформированы. Всегда приятно, когда удается сделать родителей своими помощниками и союзниками в общем деле. Мамы и папы помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, подготовке и проведении занятий, подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, создании наглядной информации для «Уголка здоровья», папок и др.

Комплексное использование различных методов и приемов при проведении занятий здоровья в условиях группы продленного дня обеспечивает более успешное формирование основ здорового образа жизни у младших школьников. Полученные знания и представления о себе, собственном здоровье, физической культуре и безопасности жизнедеятельности позволяют найти действенные способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, а приобретенный опыт позволит избежать несчастных случаев. Школа может и должна быть местом укрепления здоровья детей. Главная цель педагогической деятельности -активное и сознательное приобщение каждого ученика к сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья.



Список использованных источников


  1. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе: Стратегия активного обучення в школе / Е.К.Григальчик, Д.И.Губаревич, С.В,Петрусев .– Мн.:Изд.ООО "Красико-Принт".

  2. Попов С. В. Валеология в школе и дома /О физ. благополучии школьников. – СПб. : Союз, 1997. – 253 с.

  3. Социальные условия и состояние здоровья школьников [Текст]. – Москва: Медицина, 1979. – 184 с.

  4. Студеникина М. Я.  /Книга о здоровье детей - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Медицина, 1982. – 238 с.

  5. Тиханина Н.А. Организация занятий по курсу "Здоровый образ жизни": учебно-методическое пособие – Мозырь: ООО НД "Белый ветер", 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!