СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование основ смыслового чтения на уроках истории и обществознания средствами Технологии развития критического мышления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной работы является представление отдельных теоритических аспектов технологии развития критического мышления, и созданных на их базе дидактических материалов, направленных на развитие читательской грамотности современных школьников на уроках истории, обществознания.

Просмотр содержимого документа
««Формирование основ смыслового чтения на уроках истории и обществознания средствами Технологии развития критического мышления»»






«Формирование основ смыслового чтения на уроках истории и обществознания средствами

Технологии развития критического мышления»

(методические материалы)









Автор: Капустина Лариса Вячеславовна,

учитель истории высшей

квалификационной категории

МБОУСОШ №5 пгт. Сибирцево














2020г.





Аннотация


Умение читать в современном мире рассматривается как развивающаяся сово­купность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. А основы грамотного чтения закладываем мы - школьные учителя. Мы всегда это делали, раньше получалось лучше. Почему?

Может быть потому, что создаваемая нами развивающая среда уже не соответствует требованиям быстроменяющегося мира? Потому, что мы предлагаем ребенку осваивать современный мир несовременными способами, приемами, методами? А какие они, эти современные приемы и стратегии работы с текстом?

Одним из путей развития читательской грамотности современных школьников является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Целью данной работы является представление отдельных теоритических аспектов технологии развития критического мышления, и созданных на их базе дидактических материалов, направленных на развитие читательской грамотности современных школьников на уроках истории, обществознания.

В методических рекомендациях раскрыты теоретические аспекты отдельных приемов, методов и стратегий технологии развития критического мышления, на основе которых можно организовать эффективную работу с текстовым материалом исторического и обществоведческого содержания. Представлены образцы заданий, разработанных для разных возрастных групп, с учетом особенностей возрастной психологии.


.



Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………………………3

Технология развития критического мышления как технология

системно-деятельностного подхода…………................................................................5

Описание приемов и стратегии Технологии развития критического

мышления.........................................................................................................................9

Копилка образцов заданий по истории, обществознанию,

философии…………………….......................................................................................14

Заключение……………………………………………………………………………...27

Литература……………………………………………………………………………....28

Приложение ………………………………………………………………………….....30





















Пояснительная записка

Умение читать в современном мире рассматривается как развивающаяся сово­купность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

ФГОС ОО относит смысловое чтение к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования и ставит перед педагогическим сообществом цель, направленную на создание условий для формирования навыков грамотного чтения. Школа вновь должна взять на себя ответственность за воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.[1]

Под грамотностью чтения понимают способ­ность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержа­ния для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подра­зумевает успешность в овладении учащимися чте­нием как средством осуществления своих дальней­ших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Таким образом, грамотность чтения ха­рактеризуется четырьмя главными умениями, кото­рыми должен овладеть ученик:

  • общая ориентация в содержании текста и по­нимание его целостного смысла;

  • нахождение информации;

  • интерпретация текста;

  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.[7]

Понятие «текст» на современном этапе тракту­ется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печат­ными современный человек может читать и элек­тронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Поэтому, грамотность чтения оценивают на основании способностей школьников к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тек­сты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграм­мы и таблицы) и различными формами изложения текстов (повествование, описание и рассуждение), чаще всего используемыми во взрослой жизни.

Критический анализ — самая высокая ступень осмысления текста, которая находит выражение в дополнениях к прочитанному, выражении со­мнения или несогласия и отстаивании своей точки зрения. Развить с способности к критическому мышлению можно с помощью Технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Цель работы: представление педагогического опыта по применению приемов и стратегий ТРКМ на уроках истории и обществознания.

Задачи:

  • представить ТРКМ как технологию системно-деятельностного подхода;

  • описать отдельные приемы и стратегии, позволяющие эффективно формировать основы смыслового чтения на уроках истории и обществознания и представить разработанные на их основе задания;

  • показать, на отработку каких метапредметных результатов направлены те или иные приемы и стратегии технологии.

Данная работа направлена на распространение методик развития основ грамотного чтения, творческого потенциала обучающихся, формирование универсальных учебных действий, ключевых компетентностей учащихся и педагогов.

В работе представлены алгоритмы построения заданий, и созданные на их основе образцы заданий для разных возрастных групп, с помощью которых можно целенаправленно формировать основы смыслового чтения. Все задания были апробированы в ходе образовательного процесса, а анализ метапредметных результатов, полученных по итогам их выполнения, позволяет сделать вывод, что систематическое использование отдельных приемов и стратегий ТРКМ на уроках истории и обществознания позволяет формировать основы грамотного чтения.






ТРКМ как технология системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем является в широком смысле слова стандарт образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. Без традиционных ЗУНов на технологическом уровне ничего не получится. Вместе с тем, действует ещё одна формула: компетенция – деятельность – компетентность. Т.е. компетентность – это знание в действии. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Реализация данного подхода осуществляется с помощью определенных технологий. Технология развития критического мышления (ТРКМ) является современной технологий, обеспечивающий системно-деятельностный подход.

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Цель технологии - решение разнообразных проблем в образовательной сфере. Она заставит мыслить, прогнозировать, строить планы на будущее, видеть проблемы и конструировать выход из них.[6]

Таким образом, ТРКМ нацелена на:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

  • Развитие аналитического, критического мышления:

— научить школьников выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

— отвергать ненужную или неверную информацию;

— понимать, как различные части информации связаны между собой;

— выделять ошибки в рассуждениях;

— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

— избегать категоричности в утверждениях;

— быть честным в своих рассуждениях;

— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Таким образом, используя технологию развития критического мышления учитель создает условия для формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. С помощью приемов и стратегий технологии можно стимулировать поисковую творческую деятельность, запускать механизмы самообразования и самоорганизации.[6]

Ожидаемые результаты:

• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

• пользоваться различными способами интегрирования информации;

• задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

• решать проблемы;

• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

• брать на себя ответственность;

• участвовать в совместном принятии решения;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

• умение сотрудничать и работать в группе и др.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий):

• стадии вызова,

• смысловой стадии( осмысление)

• стадии рефлексии.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изуче¬ния предстоящего учебного материала.

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Стадия

(фаза)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, акти­визация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает,

что ему известно по изучаемому вопро­су, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составляет списки известной информации, рассказ-предпо­ложение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; «Мозго­вая атака»

Информацию, полученную на первой стадии, выслушивают, записывают, обсуждают. Работу проводят индивидуально, парами, группами

2. Осмысление

Сохранения интереса

к теме при непосредственной работе с новой информацией, посте­пенное продвижения от знаний «старого» к «новому»


Ученик читает текст, используя предложенные учителем ак­тивные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации


Методы активного чтения:

маркировка с использованием

значка «V», «+», «—», «?»

(по мере чтения ставят на по­лях справки); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на постав­ленный в первой части урока вопросы.

Стратегия РАФТ.

Стратегия ИДЕАЛ.

Стратегия ФИШ БОУН.

Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки», Денотатный граф. Стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тон­кие» и «толстые» вопросы


Непосредственный контакт с текстом. Работу проводят индивидуально, парами, группами

3. Рефлексия

Вернуть учащихся к первона­чальным записям — предпо­ложениям, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или прак­тические задания на основе изученной информации


Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», ис­пользуя знания, полученные на стадии осмысления


Заполнение кластеров, таблиц, установление причин­но-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утвер­ждениям; ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов. Оформление портфолио; «бортовых журналов».

Синквейн.

Диаманта, эссе, органайзер.

Стратегия «Шесть шляп»


Третья стадия — стадия «рефлексия» — размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Ниже представлены приемы и стратегии, характерные для того или иного этапа урока.

Описание приемов и стратегий ТРКМ

Технология развития критического мышления в своем арсенале содержит большое многообразие различных приемов, методик, стратегий. Есть среди них широко распространенные, которые легко вписываются в содержательный контекст любой предметной области. Среди них такие как «Мозговая атака», «Корзина идей», «Синквейн», «Таблица ЗХУ», «Кластер».

Но есть такие приемы и стратегии, для использования которых нужен особый текст, включающий не только констатацию событий или явлений, но и раскрывающий логику происходящего, обозначающий противоречия, включающий оценочные суждения. Задания, к подобным текстам дадут возможность учащимся научиться не только выявлять проблемы, но и решать их. Сотрутся в памяти даты исторических событий, но умение видеть причинно-следственные связи между ними никуда не денется.

 Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На всех стадиях работы используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока нужно обязательно поощрять работу каждого ребенка, выслушивать всех, никогда не критиковать личные мнения детей.  

Для того, чтобы научиться осмысленно воспринимать исторические события, объяснять исторические процессы учащимся необходимо не только знать учебный материал, но и вырабатывать собственное мнение, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Сформировать данные образовательные результаты мне помогают такие приемы и стратегии ТРКМ как “Верные и неверные высказывания”, «Ромашка Блума», «РАФТ» и другие.

На стадии вызова на уроках истории использую прием “Верные и неверные высказывания, как в классическом, так и в модифицированном виде.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. 

Стадия осмысления представляет собой получение новой информации по данной теме, ее систематизации и подробного анализа. Ученик, обретая стимул посредством активизации познавательной активности, осваивает получаемую информацию в полной мере, тем самым рассматривая сущность изучаемого объекта. На данном этапе технологии критического мышления происходит формирование базовых умений, навыков обучения.

На стадии Осмысления в системе использую стратегии «Ромашка Блума», «РАФТ», приемы «Денотатный граф», «План к тексту», методика «Пирамидальная история», игру «Как вы думаете».

Стратегия «Ромашка Блума»

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Стратегия РАФТ

Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

Итак РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся:
   - готовность к импровизации;
   - свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник);
   - анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
   - формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.

   Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.


Прием Денотатный граф

Используется для систематизации и наглядного графического представления существенных признаков рассматриваемого понятия.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

  • глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

  • глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

  • глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

  • глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

На стадии рефлексии, очень полезна работа с понятиями, противоположными по смыслу, то есть, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. 























Копилка образцов заданий по истории, обществознанию, философии, составленных на основе ТРКМ

Стадия вызова. Классические и модифицированные автором задания «Верные – неверные утверждения»

История 5 класс.

Задание. Опираясь на свой жизненный опыт, и знание нарывов людей древних цивилизаций восстановите события по неполным данным до прочтения текста, после прочтения текста утвердитесь в своей правоте словом «ДА» или исправьте ошибку.

Неполные сведения

ДО

Оцени/исправь

ПОСЛЕ

прочтения текста


Утверждения


Утверждения

Октавиан распространял недоброжелательные слухи о правителе восточных провинций, он говорил что….


???


???

*Антоний забыл свой долг римского полководца, его околдовала египетская царица.

В разгар сражения, женщина-фараон дала приказ своему флоту…






покинуть место боя.

Антоний покинул место сражения, потому что….





кинулся догонять Клеопатру, что бы выяснить причину предательства.

Оставшись без лидера, войско Антония ……..





потерпело поражение.

Не желая быть плененным, Антоний



покончил жизнь самоубийством

*по звездочкой представлен образец задания

Текст из учебника Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/А.А. Вигасин и др. (п.53) и представлен в приложение 1.

История, 6 класс

Задание «Опираясь на жизненный опыт и знание исторических процессов, завершите утверждения. Прочтите текст. Оцените свое утверждение. При необходимости исправьте его» (Текст по теме «Русское государство при Ярославе Мудром» п. 7, первый раздел)

Незаконченное утверждение

До прочтения текста

Оценка после прочтения текста (верно/неверно)

Исправленное продолжение утверждения

Старшие братья возненавидели младших потому, что…



*отец любил младших сыновей и хотел передать престол одному из них, Борису.

Ярослав выказал неповиновение отцу, потому что…



считал решение отца не справедливым.

Столкновение отца и сына не произошло, потому что…



отец умер.

Святополк получил в народе прозвище «Окаянный», потому что…



совершил множество ужасных поступков.

За два года власть в Киеве передавалась из рук в руки четыре раза, потому что….



шла жестокая междоусобная война.



История, 7 класс

Задание. Восстановите события по неполным данным до прочтения текста, после прочтения текста утвердитесь в своей правоте словом «ДА» или исправьте ошибку. (Текст по теме «Королевская власть и Реформация в Англии», (1 и 2 разделы) Новая история, 7 класс)

Неполные сведения

ДО

Оцени/исправь

ПОСЛЕ

прочтения текста

Утверждения


Утверждения

На начальном этапе Генрих VIII не собирался участвовать в Реформации, потому что


???


???

*он был вторым сыном, и его готовили к служению в католической церкви.

Молодой король был вознагражден Папой Римским особой почестью, за то, что






выступил против учения Лютера.

Причиной разрыва Генриха VIII с Папой Римским, стал




стало собственное желание короля развестись с женой

Папа Римский не пошел навстречу королю, потому что





не хотел обострять отношения с родственниками Екатерины Арагонской и Испанией в целом.

Король отказался подчиняться Папе Римскому, и с помощью закона установил, что главой церкви в Англии является



Король и его приемники



История, 8 класс

Задание «Опираясь на жизненный опыт и знание исторических процессов, завершите утверждения. Прочтите текст. Оцените свое утверждение. При необходимости исправьте его» (Текст по теме «Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762» п. 13 первый раздел)


Незаконченное утверждение

До прочтения текста

Оценка после прочтения текста (верно/неверно)

Исправленное продолжение утверждения

Петра поддерживали представители старой родовой знати, которые мечтали….



*вернуть старые порядки (отменить многие преобразования царя-реформатора)

Царедворцы заявляли, что право на престол принадлежит только Петру, потому что



он единственный представитель мужского рода Романовых

Приближенные умершего императора делали ставку на императрицу Екатерину, потому что



рассчитывали с ее помощью и реформы продолжить, и вое положение сохранить.

Победить в этом споре сторонникам молодого Петра не удалось, потому что



сподвижники Петра I ввели войска и силой обеспечили принятие решения в свою пользу.

Никто из старых аристократов не решился выступить против…



гвардии


Обществознание 8 класс

Задание «Верные – неверные утверждения» по теме «Социальная структура общества»

Вы имеете определенный жизненный опыт, и знания, полученный в ходе изучения гуманитарных предметов. Опираясь на вышеуказанные факторы, попробуйте подтвердить или опровергнуть утверждения до прочтения текста. А затем, прочитайте текст, и если потребуется, откорректируйте свой взгляд на утверждения.

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

прочтения текста

Социальная мобильность – это перемещение активных индивидов в рамках социальной структуры


*НЕТ

«Выйти зам уж за принца» - это пример вертикальной мобильности


ДА

«Перейти из школы в лицей»- это пример горизонтальной мобильности


ДА

Эффект падения или взлета может коснуться не только отдельно взятого индивида, но и целой социальной группы


ДА

Миграция (переезд с места на место) не является примером социальной мобильности


ДА

Самым распространенным социальным лифтом в современном обществе является брак


НЕТ


Текст из учебника Обществознание 8 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова и др., п.13. и представлен в приложение 2.

Стадия осмысления

  1. «Ромашка Блума»

Обществознание, 9 класс

Тема Семейные правоотношения»

Задание. Прочитайте текст учебника (стр160-162) по теме «Правоотношения родителей и детей» и заполните таблицу «Вопрос-ответ», разработанную на основе приема «Ромашка Блума».


Образец заполнения таблицы «Вопрос-ответ»

Вид вопроса

Вопрос

Ответ

Простой вопрос (в ответе содержаться какие-то факты, воспроизводится определенная информация)

Каким органом удостоверяется факт рождения ребенка?

*Органом ЗАГС

Уточняющий вопрос

Если я правильно понял (а), то права родителей в большей степени являются их обязанностями?



*Да. Так , например, родители имеют право и обязаны воспитывать детей и заботиться об их всестороннем развитии

Интерпретационный (объясняющий) вопрос

Почему некоторые родителя не рассматривают в серьез права своего ребенка?



*Еще достаточно много родителей, которые не ориентируются на ценности демократии. Они ориентируются на традиционную модель отношений родителя и ребенка.

Творческий вопрос

Что изменилось бы, если бы в России в полной мере заработала ювенальная юстиция?


*Возможно, многие семьи лишились бы своих детей. Для безнравственных чиновников это могло бы стать способом наживы.

Оценочный вопрос

Почему материальная поддержка родителей взрослых детей, воспринимающаяся как благо, может оказаться злом?

*Дети привыкают жить за счет родителей, не развивается навык самостоятельного поиска решения материальных проблем. Родители несут двойную физическую и психологическую нагрузку, что вредит их здоровью.

Практический вопрос

Что бы как знающий основы семейного права человек, посоветовали родителям 10-и летнего ребенка?

*Вы должны прислушиваться к мнению своего ребенка. Но, помните, ответственность за сохранность его здоровья лежит на вас. Поэтому соотносите его желания с его возможностями.


Обществознание, 10 класс

Тема «Экономическая деятельность»

Задание: Познакомьтесь с текстом на стр.207-208 и заполните таблицу


ВОПРОС

ОТВЕТ

Любые три простых вопроса




Если я правильно понял(а)???





??? Почему ВНП не использовали в России до 1988г.


*Потому что ВНП представляет собой сумму рыночных цен всех конечных продуктов, а до 1988 г. в стране господствовала командно-административная экономика.



Как вы думаете, какие последствия может иметь место падение ВВП при росте ВНП.

*Производство смещается за пределы государства, это может благоприятно повлиять на экологию данной страны, но будет расти безработица.

Как вы думаете, почему рост цен на нефть многие в России рассматривают как положительный для экономики фактор, а некоторые ждут от него негативных последствий?

*Рост цен на нефть для государства, являющегося основным экспортером нефти увеличит приток доходна в государственный бюджет, но государство может опять сесть на «нефтяную иглу» и не будет уделять внимание развитию других отраслей экономики.

Какой совет вы бы дали потенциальным путешественникам, если бы перед ними встала проблема выбора страны с самым высоким уровнем жизни.

*Познакомиться с ВВП на душу населения стран, сравнить, и выбрать ту, где этот показатель выше.




История, 11 класс

Задание «Ромашка Блума» по теме «Восстановление и развитие народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Сельское хозяйство»

Комментарий к организации работы с заданием. Выполнение задания, в зависимости от способностей учеников можно организовать в одном из ниже представленных вариантов:

  1. Познакомьтесь с текстом на стр. 235-236 и ответьте на поставленные (любые три) вопросы.

  2. Познакомьтесь с текстом на стр. 235-236 и заполните таблицу.

  3. Познакомьтесь с текстом на стр. 235-236 и составьте к тексту 6 вопросов по принципу Ромашки Блума.





Образец задания по первому варианту.

ВОПРОС

ОТВЕТ

Какие объективные факторы подорвали силы послевоенных колхозов?

???

Если я правильно поняла, то процесс раскулачивания шел и в послевоенное время?


Почему власть продолжила осуществлять неэквивалентный обмен между городом и деревней?


Как вы думаете, если бы советская власть отказалась бы от коллективизации в Прибалтике и на Западной Украине показатели экономического роста в сельском хозяйстве были бы выше?


Почему укрупнение колхозов с точки зрения политиков хорошо, а сточки зрения экономистов – плохо?


Как бы вы поступили на месте жителя послевоенной деревни имеющего большой сад?



Образец задания по второму варианту.

ВОПРОС

ОТВЕТ

Какие объективные факторы подорвали силы послевоенных колхозов?

???

Если я правильно понял(а)???

*Да, процесс раскулачивания коснулся территорий ( Прибалтики, Молдавии, западной Украины и Белоруссии), которые были включены в состав СССР перед войной.

???

*Потому что власть снова, взяла курс на приоритетное развитие тяжелой промышленности.

Как вы думаете, если бы советская власть отказалась бы от коллективизации в Прибалтике и на Западной Украине показатели экономического роста в сельском хозяйстве были бы выше?

???

Почему с точки зрения кого-то хорошо, а кого-то- плохо???

*Потому что укрупненными колхозами легче управлять и перекачивать ресурсы из деревни в город. Однако, успешным колхозам приходится делиться с менее успешными, стимулы падают, и как следствие – снижение экономических показателей.

Как бы вы поступили на месте жителя послевоенной деревни имеющего большой сад?


Образец задания по третьему варианту.

.

ВОПРОСЫ по ПРИНЦИПУ РОМАШКИ БЛУМА

1.Любой простой вопрос


2.Если я правильно понял (а)_____________________

3.Почему_____________________________________


4.Как вы думаете, если бы___________________________________________


5.Почему__________________________хорошо, _______________________________плохо?


6.Как бы вы поступили________________________


Культурный образец.


ВОПРОС

ОТВЕТ

Какие объективные факторы подорвали силы послевоенных колхозов?

*Засуха, неурожай, голод

Если я правильно поняла, то процесс раскулачивания шел и в послевоенное время?

*Да, процесс раскулачивания коснулся территорий ( Прибалтики, Молдавии, западной Украины и Белоруссии), которые были включены в состав СССР перед войной.

Почему власть продолжила осуществлять неэквивалентный обмен между городом и деревней?

*Потому что власть снова, взяла курс на приоритетное развитие тяжелой промышленности.

Как вы думаете, если бы советская власть отказалась бы от коллективизации в Прибалтике и на Западной Украине показатели экономического роста в сельском хозяйстве были бы выше?

*Скорее да, так как единоличные, фермерские хозяйства с отлаженным механизмом производства могли дать больше сельскохозяйственной продукции.

Почему укрупнение колхозов с точки зрения политиков хорошо, а сточки зрения экономистов – плохо?

*Потому что укрупненными колхозами легче управлять и перекачивать ресурсы из деревни в город. Однако, успешным колхозам приходится делиться с менее успешными, стимулы падают, и как следствие – снижение экономических показателей.

Как бы вы поступили на месте жителя послевоенной деревни имеющего большой сад?

*Вырубил, потому что он бы меня разорил.


Философия, 11 класс

Задание «Ромашка Блума» по теме «Философия Фридриха Ницше»

Задание. Прочитайте текст учебника (стр. 81-82) и заполните таблицу «Вопрос-ответ», разработанную на основе стратегии «Ромашка Блума».

Вид вопроса

Вопрос

Ответ

Простой вопрос (в ответе содержаться какие-то факты, воспроизводится определенная информация)

Какой смысл афоризма Ницше «Человек - сам себе БОГ»?

*Бога нет, его придумали слабые люди, что бы облегчить свое жалкое существование. Каждый сильный человек сам вправе определять стиль своего поведения и правила своей жизни.

Уточняющий вопрос

Если я правильно понял (а), то…..??

???

Интерпретационный (объясняющий) вопрос

Почему идеи Ницше привлекли фашистских идеологов?

*Потому что в основе фашизма лежит идея превосходства одной нации (сильной) над другими (слабыми), и Ницше оправдывает господство сильных над слабыми с помощью войны.

Творческий вопрос

Как повлияла бы на ход истории идея Ницше «Человек - сам себе Бог», если бы ее на вооружение взяла большая часть человечества?

*Вообразив себя сверхчеловеками, люди бы вели беспощадную борьбу за власть и господство, забыв о морали и гуманизме. Значительное большинство сильных, мира сего, уничтожило бы слабых, а затем, спор кто сильнее продолжился бы, и так до полного взаимоуничтожение. И если сейчас мы живем в мире локальных войн, то идея «Человек – сам себе БОГ» давно бы привела к глобальной войне и история либо закончилась, либо мы снова оказались бы на начальной стадии нового витка.

Оценочный вопрос

На что хорошее могли рассчитывать люди, помышляющие о разрыве с христианством, и от чего плохого их могли предостерегать те, кто не разочаровался в религии?

*На свободу от стереотипов, традиций, устоев. На совершенствование разума без оглядки на нормы морали. На получение от жизни максимального удовольствия.

Без веры человек мог легко превратиться в животное, разучится управлять страстями, уподобится животному.

Практический вопрос

Какие советы, вы могли бы дать тем, кто чрезмерно увлекается идеями Ницше?



  1. Стратегия РАФТ

История, 8 класс

Социально - игровое задание РАФТ по теме

«Русско-китайские отношения на Амуре во второй половине XVII века»

Комментарий к организации работы с заданием. Учащиеся самостоятельно определяю содержательную линию написания своего текста.

Роль – царь, казак, воевода, казачий голова, воин-маньчжур.

Аудитория – царь, Боярская дума, китайский император, окольничий Федор Головин (глава посольства), Нерчинский воевода, абазинец, жена (дети) казака.

Форма - доклад, диалог, обращения, официальная записка, просьба, народное творчество (частушка, анекдот и т.д.).

Тема – «Абазин должен быть наш »

История, 9 класс по ФК ГОС

Социально - игровое задание РАФТ по теме

«Итоги первой российской революции»

Комментарий к организации работы с заданием. Учащиеся самостоятельно определяю содержательную линию написания своего текста.

Роль - глава государства, интеллигент - либерал, интеллигент - консерватор, владелец завода, зажиточный крестьянин, крестьянин бедняг, рабочий, представитель национальных меньшинств, путешественник - иностранец, журналист.

Аудитория - правительство, собрание трудового коллектива, семья, жена (муж), товарищ, друг, общественность, партийная организация (ячейка)

Форма - тезисы к докладу, монолог, диалог, заявление, обращения, выдержка из статьи, народное творчество (частушка, анекдот и т.д.).

Тема – «Вот и закончилась революция…»

Обществознание, 10 класс

Социально - игровое задание РАФТ по теме

«Политическая деятельность»

Комментарий к организации работы с заданием. Учащиеся самостоятельно определяю содержательную линию написания своего текста.

Роль – россиянин, американец, европеец, лидер Турции, лидер России, руководитель НАТО, журналист.

Аудитория - правительство, друг, общественность, члены НАТО, семья.

Форма - тезисы к докладу, монолог, диалог, заявление, обращения, выдержка из статьи, народное творчество (частушка, анекдот и т.д.).

Тема – «Трамп победил на выборах»

Обществознание, 11 класс

Социально - игровое задание РАФТ по теме

«Современный мир перед лицом угроз»

Комментарий к организации работы с заданием. Учащиеся самостоятельно определяю содержательную линию написания своего текста.

Роль – гражданин России, западноевропеец, американец, араб, лидер (любого) государства, руководитель НАТО, член организации «Гринпис», журналист.

Аудитория - правительство, общественность, международное сообщество, международная организация, друг, семья.

Форма - тезисы к докладу, монолог, диалог, заявление, обращения, выдержка из статьи, народное творчество (частушка, анекдот и т.д.).

Тема – «К чему ведет глобализация»

  1. Прием Денотатный граф

История, 6 класс

Задание Денотатный граф по теме «Внешняя политика Ярослава Мудрого»

Используя материал параграфа 7 на стр. 59061 достройте Денотатный граф:

Результаты внешнеполитической деятельности Князя


РАСШИРИЛ

УКРЕПИЛ

ПОСТРОИЛ

???

??

??

??

???

??















ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАЧНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

???




















Образец выполненного задания

Результаты внешнеполитической деятельности Князя




РАСШИРИЛ



УКРЕПИЛ



ПОСТРОИЛ

ЗАКЛЮЧИЛ

ТЕРРИТОРИИ

ГОРОДА-КРЕПОСТИ

ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ











МИРНЫЙ ДОГОВОР С ВИЗАНТИЕЙ





ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАЧНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ




СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ РУБЕЖИ

ГОРОД ЮРЬЕВ






  1. Пирамидальная история


История, 6 класс

Задание Пирамидная история по теме «Первые русские князья».

(Комментарий к организации работы с заданием.

Для создания пирамидальной истории можно выбрать любого из трех князей - Олега, Игоря, Святослава. Коллективное заполнение пирамиды организуется на уроке, выражение собственных идей на основе пирамиды осуществляется в режиме домашней работы. При наличии времени, на следующем уроке, в качестве повторения организуется коллективное обсуждение написанного текста.


















Образец Пирамиды по теме «Первые русские князья. Олег.

Олег







Храбрый, целеустремленный





Море корабли царьград







преграда опасность сметение неудача





цепи стены берег город византийцы





споры поиск злость приказ смекалка единство







колеса ветер удача путь вместе мужество цель







договор торговля признание слава богатство выгода развитие победа











  1. Игра «Как вы думаете?» по теме «Восточные славяне в древности»

История, 6 класс

Задание группе:

  1. Представьте себя жителями соседской общины.

  2. Работая в группе, расположите карточки на игровом поле, обсудите и объясните друг другу их местоположение.

  3. Прочитайте параграф 2 (стр.20), раздел «Управление».

  4. Разложите карточки по новому, и объясните их местоположение.








Игровое поле

К

ВСЕГДА

В НАСТОЯЩЕМ

В ПРОШЛОМ

арточки для игры:


РОДОВОЙ СТАРЕЙШИНА ИМЕЛ БОЛЬШУЮ ВЛАСТЬ




НА СОВЕТЕ (ВЕЧЕ) ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ОБЩИХ ДЕЛ ВЫБИРАЛИ СТАРЕЙШИН


ПЛЕМЕНАМ БЫЛО СВОЙСТВЕННО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ В СОЮЗЫ



УПРАВЛЕНИЕ СОПРЕЛЕННИКАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ВЫБРАННЫЕ ЛЮДИ

В СОВМЕСТНОМ ВЕДЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЕРВИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ) НАХОДИЛИСЬ СЕНОКОСЫ И ЛЕСНЫЕ УГОДЬЯ

В СЛУЧАЕ ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ С ВРАГОМ СРАЖАЛОСЬ ВОЕННОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

ПАШЕННАЯ ЗЕМЛЯ ОБРАБАТЫВАЛАСЬ СОВМЕСТНО ВСЕМИ ОБЩИННИКАМИ



ЛЮДЕЙ В ОБЩИНЕ ОБЪЕДИНЯЛИ КРОВНО-РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ


ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ ОБЪЕДИНЯЛИСЬ В ПЛЕМЕНА



ОБРАБАТЫВАЕМЫЕ ЗЕМЛИ ПОДЕЛИЛИ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ СЕМЬЯМИ.


Ответы к игре:

В прошлом

В настоящем

Всегда

Всегда

В настоящем

В настоящем

В прошлом

В прошлом

Всегда

В настоящем



Стадия рефлексии

Обществознание, 11 класс

Задание «Постройте диаманту» по теме «Государство»

Постройте диаманту к одному из предложенных понятий:

  • Государство

  • Федерализм

  • Монархия

  • Тоталитаризм

Вариант диаманты

  1. Государство

  2. Суверенное, могущественное

  3. Охраняет закон, обеспечивает экономическое развитие, содержит аппарат чиновников

  4. Помощь, порядок, безопасность, патриотизм

  5. Поддерживает традиции, определяет вид деятельности, доверяет старейшинам

  6. Зависимая от обстоятельств, уязвимая

  7. Родовая община

Задание «Допишите диаманту» по теме «Конституция»

Познакомьтесь с особенностями Конституции РСФСР 1918г. (стр. 105) и допишите диаманту.

  1. Конституция РФ

  2. Демократическая, правовая

  3. Провозглашает правовое государство, обеспечивает народовластие, гарантирует права и свободы

4.

5.

6.

7.

Пример выполненного задания

  1. Конституция РФ 1993г.

  2. Демократическая, правовая

  3. Провозглашает правовое государство, обеспечивает народовластие, гарантирует права и свободы

  4. Закон, сила, основа, справедливость

  5. Не признает принцип разделения властей, устанавливает диктатуру, искажает права человека

  6. Диктаторская, идеологическая

  7. Конституция РСФСР 1918г.


Заключение

 Таким образом, применение в учебном процессе приемов и методов ТРКМ позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, формировать метапредметные компетенции и реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Систематическое использование приемов, методик и стратегий ТРКМ дает возможность сформировать у учащихся такие метапредметные умения как:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста. деятельностью

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития, определять свой уровень читательской грамотности.

В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса


Результативность опыта

Применение элементов технологии развития критического мышления дало положительные результаты: повысился уровень качества выполнения заданий с текстами в рамках ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию;  повысился  интерес учащихся к исследовательской деятельности,  ребята активно участвуют в научно-практических конференциях, в олимпиадах по предметам и викторинах разного уровня.

Таким образом, можно сделать вывод, что Технология развития критического мышления – эффективное средство повышения учебной мотивации, формирования основ смыслового чтения.


Литература

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных дей­ствий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011.

  2. Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е. В. Бу­неева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. — М. :Баласс, 2008.

  3. Граник Г. Г. Когда книга учит [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. — М. : Педагогика, 1991.

  4. Граник Г. Г. Как учить школьников работать с учебни­ком [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Кон­цевая. — М. : Знание, 1987.

  5. Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста: Метод, посо­бие [Текст] / Л. П. Доблаев. — Саратов : Изд-во Саратов­ского университета, 1987.

  6. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уро­ке: пособие для учителей общеобр. учреждений [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просве­щение, 2011.

  7. Ковалёва Г. С. Новый взгляд на грамотность. По резуль­татам международного исследования PISA - 2000 [Текст] / Г. С. Ковалева, Э. А. Красновский. — М. : Логос, 2004.

  8. Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уро­ках русского языка [Текст] / В. А. Кудряшова. — М., 1994.

  9. Примерная основная образовательная программа об­разовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.

  10. Рождественская Л. Формирование навыков функциональ­ного чтения. Пособие для учителя [Электронный ресурс] / Л. Рождественская, И. Логвина. — Режим доступа : http:// umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf. — Название с экрана.

  11. Система учебников «Алгоритм успеха». Основная об­разовательная программа образовательного учреждения: основная школа [Текст]. — М. : Вентана-Граф, 2012.

  12. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя [Текст] / Н. Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2011. — С. 40.

  13. Усачева И. В. Самостоятельная работа студентов с кни­гой [Текст] / И. В. Усачева. — М. : Изд-во Московского университета, 1990.

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. — М., 2011.

  15. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах [Электронный ресурс] / Т. И. Фисенко. — Режим досту­па : http://www.kreativ-didaktika.ru — Название с экрана.

  16. Чепурыгина Н. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» [Электронный ре­сурс] / Н. Чепурыгина. — Режим доступа : http://ru.calameo. com/read/000995024d44903df66f7. — Название с экрана.











Приложения

Приложение 1.Поражение сторонников республики

Не получив поддержки в сенате и боясь гнева народа, убийцы Цеза­ря бежали из Рима на Балканский полуостров. Они стали собирать войска для борьбы за восстановление республи­канского управления.

После смерти Цезаря наибольшее влияние на солдат и народ оказывал консул Марк Антоний. Он был другом и соратником Цезаря, отличившимся во многих сражени­ях. В эти же дни в Риме приобрёл известность ещё один человек — восемнадцатилетний Октавиан. Это был внук любимой сестры Цезаря, хилый и болезненный юноша.

Во время убийства Цезаря он находился на Балканском полуострове, где обучался военному делу. Узнав о том, что Цезарь в завещании объявил его своим приёмным сыном и главным наследником богатейше­го имущества, Октавиан спешно приехал в Рим.

Антоний и Октавиан сразу же невзлюби­ли друг друга. Антоний вначале недооце­нивал Октавиана: разве этот тщедушный мальчишка сможет соперничать с ним, искусным полководцем! Однако Октави­ан был не по годам умён и хитёр, к тому же легионы готовы были повиноваться ему, приёмному сыну Цезаря. Пришлось Антонию заключить союз с Октавианом для борьбы со сторонниками республики.

Войска союзников разгромили республи­канцев в Македонии. Брут покончил жизнь самоубийством. Победители поделили меж­ду собой власть: Антоний стал правителем восточных провинций, Октавиан получил в управление Запад и остался в Риме.


Приложение 2. Что такое социальная структура.

Вы уже знаете, что одной из сфер жизни является социальная сфера. Взаимосвязь основных элементов этой сферы и создаёт социальную структуру общества. Чаще всего такими элементами считаются большие социальные группы: классы, социальные слои, профессиональные группы и др.

Эти группы не просто различаются между собой. Они образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы. Подобная вертикаль напоминает следующие друг за другом слои почвы (глина, песок) или расположенные друг над другом слои воздуха в атмосфере. В естественных науках такая вертикаль получила название стратификации (страта – слой). Затем этот термин стал использоваться в обществознании для обозначения социального расслоения общества. Графической моделью общества может служить пирамида: небольшой по численности верхний слой, более многочисленные средние классы и количественно преобладающие низшие группы. Однако для современных экономически развитых стран графической моделью скорее выступает ромб: в них существенную долю населения (более 60%) составляют средние слои населения.

Такое расположение социальных групп свидетельствует об имеющемся в обществе социальном неравенстве. Социологи определяют его как неодинаковый доступ к основным ресурсам, которые, как известно, ограниченны.

Факты

В дореволюционной России начала прошлого века доход крупного заводчика составлял примерно 210 тыс. р. в год. Среднегодовая зарплата чернорабочего была 238 р., а подённого рабочего у помещика – около 60 р.

Основными критериями разделения общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж. Иными словами, различают группы: по уровню дохода, включая и накопленный доход (богатство); по возможностям влиять на принятие политических решений, контролировать деятельность людей; по степени образованности; по престижности – общественной оценке значимости, привлекательности тех или иных социальных позиций. Как правило, на верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование. Однако ранговые позиции могут и не совпадать.

Таким образом, основаниями стратификации могут служить только те показатели, которые позволяют построить шкалу рангов: больше – меньше, лучше – хуже, престижно – непрестижно и т. д.

Проблема социального неравенства является в современном обществе одной из наиболее важных. Объяснения причин этого явления и его оценки различны. Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции. Выполнять их может ограниченное число одарённых людей. Побуждая этих людей осуществлять данные функции, общество открывает им доступ к дефицитным благам. С этой точки зрения социальная стратификация неизбежна в любом обществе, более того, она полезна, поскольку обеспечивает его нормальную жизнедеятельность и развитие. Существует и другая позиция: социальное расслоение является результатом несправедливого общественного устройства, в основе которого лежит присвоение собственниками средств производства основных благ. Сторонники таких взглядов делают вывод: социальное расслоение должно быть ликвидировано, дорога к этому лежит через ликвидацию частной собственности.





33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!