СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и   приводит  к ухудшению социально-экономическому состоянию страны.Данная работа поможет учителям соориентироваться в направлениях преподавания финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ финансовой грамотности у учащихся.»

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Насколько развита финансовая грамотность в молодежной среде?

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.

Исследование личной финансовой грамотности, проведенное в 2018 г. при поддержке фонда Merrill Lynch Foundation и коалиции Jump$tart Coalition®, обнаружило, что только 48 % учащихся выпускных классов американских школ могут правильно ответить на вопросы, оценивающие уровень финансовой грамотности.

Согласно исследованию, осуществленному в 2004 году Кембриджским университетом и компанией Prudential Insurance, около 9 миллионов учащихся выпускных классов в британских школах страдают «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования».

Результаты опросов 2006 года показали, что 57% взрослого населения Японии не имеет общего представления о финансовых инструментах. 42% американских родителей никогда не обсуждают финансовые вопросы со своими детьми.[1]

Чтобы в полной мере участвовать в мировой экономике, люди должны иметь доступ в финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях. В развивающихся странах наиболее остро стоит проблема доступа к банковским инструментам, помогающим сберегать и инвестировать свободные денежные средства. По расчетам Мирового экономического форума в настоящее время доля населения планеты, не имеющего доступа к банковской системе, составляет приблизительно 4 млрд.

В чем важность финансовой грамотности населения?

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Один из наглядных примеров влияния финансовой грамотности населения на экономику – мировой финансовой кризис 2008 года. Он берет истоки в ипотечном кризисе в США, начавшемся в 2006 году. «Ипотечный мыльный пузырь», основанный на кредитовании лиц с низкими доходами, лопнул, что привело к массовым отказам от кредитных обязательств со стороны заемщиков и прекращению выдачи кредитов со стороны банков. Сначала медленно, потом все быстрее, кризис из сферы недвижимости перешел в реальную экономику, распространился по США, затем по Азии и Европе, замедлил темпы развития мировой экономики в целом.

Что послужило причиной столь быстрого распространения кризиса? Экспертам предстоит выяснить это в ближайшие годы. Будут определены и виновные в кризисе. Сейчас же, целесообразно поставить вопрос: что делать в условиях кризиса?

Мир финансов сегодня сложнее, чем прежде. Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, – лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Возможности инвестирования, сбережения, кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него.

Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.

Как обстоит дело с обучением финансовой грамотности в образовательных учреждениях и домашних условиях?

В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о массовом внедрении финансовой грамотности в школьное образование.

Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.

Что можно предпринять для решения проблемы?

Финансовая грамотность школьников и учащейся молодежи – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.

Международное содружество образовательных некоммерческих организаций «Достижения молодых» (JA Worldwide®) располагает многолетним опытом обучения основам финансовой грамотности детей и учащейся молодежи. Модель обучения «Достижения молодых» основана на практикоориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих государство и бизнес, банковские и финансовые организации, а также образовательные учреждения, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.

Программы «Достижения молодых» адаптированы к возрастным особенностям учащихся, предлагают различные виды образовательной деятельности и ориентированы на формирование и практическое применение усвоенных знаний и навыков.

Примером применения образовательной модели «Достижения молодых» в сфере формирования финансовой грамотности школьников может служить программа «JA - Больше чем деньги». Программа предназначена для школьников 7-13 лет и направлена на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: поступления, расходы, сбережения, пожертвования. Программа устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность. Программа создана методистами международного образовательного содружества «Достижения молодых» и успешно развивается в мировом масштабе при поддержке банка HSBC.

Добровольные консультанты, участвующие в образовательном процессе, приносят в классы, обучающиеся по программе «JA - Больше чем деньги», свой личный и профессиональный опыт управления финансами. Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности. Программа носит прикладной характер, имеет учебно-методическое обеспечение, включающее материалы для учителей и консультантов, наглядные пособия, рассчитанные на школьников в возрасте 7-13 лет, которые могут изучаться в классе и в семейном кругу.

В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?

Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ «Достижения молодых», реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Какое влияние на детей и молодежь могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности?

Программы, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость.

Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием представителей образования и профессионального сообщества.

На чем основано взаимодействие «Достижения молодых» и HSBCв сфере формирования финансовой грамотности подрастающего поколения?

Программы «Достижения молодых», направленные на выработку навыков финансовой дисциплины и преодоление вредных привычек, порождающих финансовые затруднения, осуществляются с 1919 года. Программы ориентированы на широкие группы школьников и учащейся молодежи. Программы основаны на интегрированном подходе к формированию финансовой грамотности, включают разнообразные формы и методы обучения, адаптированные к возрасту и потребностям участников. Цель международного сообщества «Достижения молодых» - распространение в мировом масштабе модели обучения финансовой грамотности молодежи на основе получения знаний и опыта «из первых рук» - с участием представителей профессионального сообщества, объединяющих усилия с семьями и педагогами в целях подготовки молодых граждан к успешной профессиональной деятельности, финансовой безопасности и благополучию.

В банке HSBC верят, что образование – это ключ к процветанию. Являясь одной из крупнейших организаций в мире по оказанию банковских и финансовых услуг, HSBC поддерживает образовательные проекты в мировом масштабе, помогая молодым людям обрести надежду, позитивное отношение, возможности для успеха и, самое главное, лучшее будущее. По убеждению HSBC, знания, понимание и навыки приобретенные на этапе формирования личности, дают долговременные перспективы, помогая молодым людям стать более уверенными, целеустремленными и ответственными взрослыми, которые могут внести важный вклад организацию, где работают или открыть свое дело и успешно вести бизнес, способствуя процветанию места проживания, страны и мировой экономики.

HSBC и «Достижения молодых» имеют опыт более 65-летнего сотрудничества в США, свыше 25 лет объединяют усилия в сфере финансовой грамотности в Великобритании. Вот что говорит об основах сотрудничества Саймон Мартин, Глава группы корпоративной ответственности HSBC:


Хорошая школа сегодня не столько дает знания, сколько, прежде всего, обучает, как этими знаниями пользоваться. Школа учит входить в жизнь безболезненно и компетентно. Самые главные житейские проблемы, с которыми сталкивается любой, выходящий в самостоятельную жизнь человек - это проблемы собственной экономической безопасности. Деятельность финансовых пирамид, крах ряда банков, высокая инфляция, пропажа сбережений граждан в банках, дефолт - эти события конца ХХ века с отражением в веке ХХI, подтверждают необходимость экономического образования граждан, начиная со школы.


В Санкт-Петербурге эта идея реализуется в школе с 1990 года. Экономика входила в учебные планы школ довольно активно: новые понятия и ценности, «рыночные нравы» и экономическая этика, необходимость понимания загадочных бросков спроса и предложения на разных рынках - все это давало почву для размещения нового для школы предмета «экономика» в учебном плане, что автоматически делало этот предмет обязательным. Но не для всех школ - а только для тех, чьи лидеры (директора) тоньше других чувствовали зыбкость почвы под ногами своих питомцем и понимали, что быть экономически грамотным - это не только модно, но безопасно. Тот факт, что экономика вошла не во все школы, было и хорошо и плохо. Хорошо, потому что экономические умения и знания - необходимый атрибут образованного человека, плохо - потому что эти умения и знания «выдавались» из рук только что обученных на американских программах, свеженьких учителей - таких же неопытных и непроверенных рынком, как их ученики. Учились вместе: только роли были распределены и одни назывались учителями - другие учениками. Прошло восемнадцать лет. По сегодняшним меркам - через экономическое образование прошли практически четыре поколения. В школе уже учатся дети тех, на ком проходили просвещенческие экономические эксперименты на старте рыночных отношений. Но несовершенство человеческого знания, наша естественная когнитивная ограниченность и стремительные изменения на разных рынках не знают границ, и жизнь подсказывает - всех снова необходимо учить, причем детей и родителей одновременно.


События последнего времени, связанные с появлением новых финансовых организаций и фондов, предлагающих гражданам вложить деньги под высокие проценты, взять кредиты без предъявления документов и прочие выдумки безответственных финансовых предпринимателей, а, зачастую, просто «финансовых мошенников», пользующихся, однако, успехом у граждан самого разного возраста, обнаружили вновь нашу полную беспомощность перед новыми рыночными явлениями. И теперь, уже на уровне Правительства страны объявлен проект «Финансовая грамотность населения». Проект есть - результатов немного: фактически в Санкт-Петербурге работа ограничивается одним-двумя студенческими подпроектами, деятельностью журнала «Наши деньги» по организации просветительских семинаров для населения и выставками, организованными Ассоциацией Банков Северо-Запада «Финансовые услуги населению». Все эти мероприятия предназначены для взрослого населения. Мы снова попадаем в ловушку социально-экономической некомпетентности гражданина, если не принесем необходимые финансовые знания и современные методы их освоения в школу.


Если мы будем рассматривать финансовую грамотность человека, как часть его экономического образования, как его финансовую культуру в отношении к деньгам и финансам, выработку правил финансового поведения, устойчивых финансовых привычек, позволяющих реализовать личные финансовые и карьерные планы, то формировать эти качества, безусловно, нужно, начиная со школьного возраста.


Определим масштаб проблемы и его решения.

Среди программ экономического образования школьников, реализуемых сегодня в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, можно выделить, по крайней мере, пять, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме финансовой грамотности:

Программа Межрегиональной общественной организации «Достижения молодых» «Экономика успеха». Предлагается в качестве элективного курса для учащихся 8-9 классов. Представляет собой вводный курс в финансовую грамотность. Рассматриваются вопросы личного и семейного сбалансированного бюджета, потребительского кредита и страхования рисков. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом.

Программа Межрегиональной общественной организации «Достижения молодых» «Управление личными финансами». Представляет собой развитие программы «Экономика успеха». Предлагается в качестве элективного курса для учащихся 9-10 классов. Рассматриваются проблемы сбережений и вкладов, вопросы кредитования, финансовые механизмы и международные расчеты, различные виды инвестиций, проблемы страхования и пенсионного обеспечения. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом.

Программа «Страхование», автор А. П. Архипов, изданная при содействии Российской государственной страховой компании «Росгосстрах». Предлагается в качестве элективных курсов для учащихся 8-9 и 10-11 классов. Рассматриваются особенности работы на страховом рынке, взаимодействие продавцов и потребителей страховых услуг. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом.

Программа «Школа банковского клиента», разработанная сотрудниками СПб. филиала ГУ-Высшая школа экономики по инициативе и при содействии и участии сотрудников Восточно-Европейской Финансовой корпорации и поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Данная программа предлагается в качестве элективного курса для учащихся 8-11 классов. В рамках программы рассматриваются различные виды деятельности банков с клиентами - работа со счетом, депозиты, кредиты, платежи, пенсии, переводы, управление инвестициями, прочие банковские услуги для населения. Учебно-методический комплект предоставляется Восточно-Европейской финансовой корпорацией в школы на безвозмездной основе в двух вариантах - на бумажном и электронном носителях. Продвижение программы в школы находится под контролем Комитета по образованию Санкт-Петербурга.


Проблемы налоговой культуры также можно рассматривать как составную часть финансовой грамотности. Отдел программ развития СПб. ГУ-ВШЭ предлагает обучающие семинары по двум программам «Основы налоговой грамотности» для 8-9 и 10-11 классов в качестве элективных курсов. Обе программы обеспечены учебно-методическими комплектами. Кроме того, Федеральная налоговая служба РФ разработала, издала и безвозмездно передала в школы в 1999 г. книгу В. Рубе. «Зачем нужны налоги» для начальной школы и в 2007 г. брошюру, выпущенную под руководством Т. Шевцовой, «Поговорим о налогах» для учащихся 7-8 классов.


Двигателем для продвижения программ финансовой грамотности в школы города и области сегодня является специально организованный на факультете довузовского образования СПб. ГУ ВШЭ отдел программ развития.


Озабоченность Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) проблемой финансовой некомпетентности граждан - это не случайное, конъюнктурное явление. Решение данной проблемы на уровне школы должно быть частью миссии любого профессионального учебного заведения. И в данном контексте СПб. ГУ ВШЭ решает проблему своими средствами и силами, но предлагает объединить усилия всех заинтересованных в финансовой грамотности гражданина институтов - правительственных структур, ведомственных организаций, бирж и банков, образовательных институтов, общественных организаций. На уровне государственного заказа необходимо объявить проект «Финансовая грамотность школьников Санкт-Петербурга». В условиях реализации проекта, проводимого через конкурс, должен быть пункт об исполнении проекта исключительно на паритетных началах с бизнесом, причем организацией, выигравшей проект, для его реализации должно быть представлено доказательство наличия партнерских отношений с финансовыми структурами, способными впоследствии сопровождать реализацию данного проекта в течение 2-3 лет.


Только союз образовательной культуры и финансовых возможностей, союз рыночных амбиций и элементарной гражданской финансовой грамотности способен обеспечить благополучное будущее нам и нашим детям.


В управлении образования Северного округа г. Москвы состоялась презентация результатов экспериментальной работы школ, входящих в состав городской экспериментальной площадки по теме «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний». В своем вступительном слове А.С. Прутченков акцентировал внимание на нескольких основных отличиях, которые характерны для данной тематики. Уникальность данного эксперимента, во-первых, в том, что он начат практически одновременно с мировым финансовым кризисом (сентябрь 2008 г.). Так что актуальность проблематики вполне очевидна, и не требуется особых аргументов, чтобы убедить до сих пор «сомневающихся» в необходимости серьезной и системной работы с будущими вкладчиками, инвесторами и даже пенсионерами.

Во-вторых, сложность проблематики экспериментальной работы заключается еще и в том, что педагогам самим приходится «учиться на ходу», так как преподавателей экономики, специализирующихся на финансовой тематике НИКТО НИГДЕ и НИКОГДА не готовил. А мир современного финансового знания стремительно обновляется, так что даже имея определенный багаж знаний в данной области, педагогу приходится самому постоянно обновлять свой багаж.


В-третьих, тема эксперимента накладывает высочайший уровень ответственности за качество транслируемых знаний, поскольку она может стать основой для принятия решений в мире реальных финансов. Куда вкладывать деньги? В какую валюту? Услугами какого банка лучше воспользоваться для получения кредита? и т.д.


В-четвертых, для данного эксперимента характерно наличие широчайшего круга социальных партнеров, которые привлечены к участию в экспериментальной работе – от банков и бирж до сверхсовременного «Мосэнергосбыта». Без их участия невозможна качественная работа по этой тематике, поскольку одних теоретических знаний в этой области (впрочем как и во многих других), явно не достаточно!


О задачах и промежуточных результатах экспериментальной работы

Задачи

Промежуточные итоги


1. Создание экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) в экспериментальных школах и распространение положительного опыта в образовательном пространстве города Москвы;

Осуществление научно-методической поддержки и координация деятельности всех участников эксперимента, а также расширение возможностей каждого образовательного учреждения в рассматриваемой предметной области именно за счет среды ЭПОС;

Проведение семинаров, курсов, использование технологии «Образовательная миграция»


2. Формирование у школьников компетенций в области финансовой и потребительской культуры;

Использование в рамках курса современных компьютерных программных средств обучения, применение технологий дистанционного обучения;

Использование широкого спектра имеющихся программ, учебно-методических разработок, опыта преподавания курса для разных категорий школьников;

Проведение тематических смен в летнем лагере.


3. Изучение опыта участия молодежи в финансовой сфере и сфере потребления;

Тестирование школьников по основам финансовой грамотности и потребительских знаний;

Практические занятия для старшеклассников (8-10 классы) в Центре по энергосбережению «Мосэнергосбыт»


4. Формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными участниками финансового рынка, общественными и некоммерческими организациями, работающих в сфере защиты прав потребителей;

Участие школьников в конкурсе «Трейдеров», конкурсе «Звездный управляющий» и т.д. в рамках окружной финансовой недели;

Обучение школьников по программе «Школа денег», реализуемой Центром инвестиционного просвещения


5. Разработка и апробация новых направлений переподготовки педагогических, управленческих кадров, а также предоставление современных образовательных услуг для повышения уровня их финансовой грамотности и потребительской культуры;

Исследование по теме: «Оценить готовность педагогического коллектива к решению задач повышения финансовой грамотности и потребительской культуры»;

Созданы новые перспективные формы обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.


6. Организация на базе экспериментальных школ проектной деятельности по современному инвестированию в финансовой сфере;

Обеспечена возможность личного участия каждого школьника в работе виртуальной торговой площадки (биржи) или действующего предприятия, организации, компании;

Подготовка проектных работ на темы «Мировой экономический кризис», «Математика в банковском деле» и т.д.


7. Разработка программы и учебно-методического пособия для обучения профессиональных участников финансового рынка педагогическим технологиям и работе с молодежной аудиторией;


8. Подготовка практических рекомендаций по введению в учебный план школ курса "Финансовая грамотность и основы потребительских знаний" на II-й и III-й ступени общего образования.

Создание и апробация вариативных курсов для всех видов и типов образовательных учреждений, имеющих различную ресурсную базу;

Затем слово было предоставлено каждому образовательному учреждению, представители которого конкретизировали свой вклад в общую программу проводимого эксперимента.

Участникам городской экспериментальной площадки «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» пожелали дальнейших творческих успехов!

Мы уверены, что за оставшиеся полтора года мы сможем решать все поставленные задачи! И «выдадим на гора» апробированную программу, использование которой в любом образовательном учреждении позволит повысить уровень финансовой грамотности школьников.

12.12.2009. «Управлять своими деньгами» — это актуально, как никогда.


Сегодня, даже те, кто особо не задумывался о том, куда собственно деваются деньги, начали интересоваться личным бюджетом. Цель сайта - http://www.fingramota.kz/ - дать всем желающим базовые знания о финансовом рынке в целом, а также предоставить доступную и полезную информацию о банковских, страховых, пенсионных и прочих финансовых инструментах и услугах.

Вы никогда не задумывались, почему кто-то, живя в семье из двух человек, имеют доход не больше 50 тысяч тенге, и умудряется взять в кредит новый автомобиль, а кто-то, зарабатывая раза в три больше на двоих, едва сводит концы с концами? Почему, когда отечественные банки предлагают больше 130 различных продуктов и услуг, призванных облегчить жизнь и упростить взаимоотношения с клиентом, львиная доля людей, получающих оклад на пластиковую карточку, полностью обналичивают ее в банкомате в день поступления зарплаты? Почему казахи, охая и ахая, продолжают хранить вклады в постоянно падающем долларе, хотя банкиры уже оскомину набили с советом класть на депозиты деньги в трех валютах разными долями, причем желательно в разные банки? Почему гражданам давно доступно участвовать на фондовых рынках и вкладывать деньги в акции прибыльных компаний и «голубых фишек», но делают это только самые предприимчивые и дальновидные? Если эти вопросы вас волнуют, то вы попали по адресу. Сайт fingramota.kz призван помочь каждому желающему узнать больше о финансовых инструментах, основах финансового и фондового рынков и многое другое.


В помощь учителю экономики.

Постепенно, шаг за шагом, учителя экономики начинают насыщать свои уроки элементами финансовой грамотности – дисциплиной, которая позволяет приблизиться к реальным финансовым практикам потребителей финансовых услуг, грамотно работать с финансовыми организациями, адекватно воспринимать все риски, присущие финансовой среде, а также вырабатывать ответственное отношение к личным финансам.


Финансовая грамотность – это своего рода «финансовое ОБЖ», помогающее гражданам не попадаться в ловушки финансовых мошенников и уметь самостоятельно рассчитывать возможные прибыли и убытки при работе с финансовыми продуктами.


Формируя свой учебный курс, учитель может уделить внимание проблемам финансовой безопасности, а для более глубокой и активной проработки этих тем периодически внедрять в учебный процесс углубленные курсы, игровые практики и различного рода просветительские мероприятия для школьников. Изучение основ финансовой грамотности позволит ученикам мыслить реальными цифрами и усвоить важнейшие принципы работы с личными финансами.


Любой хороший образовательный продукт всегда имеет две составляющих: базовую, где разъясняются основные понятия и определения, и вариативную, в рамках которой учитываются специфика материала и индивидуальные особенности аудитории. В соответствии с этим подходом, мы предлагаем свои варианты построения учебного курса повышения финансовой грамотности школьников на уроках экономики или смежных дисциплин.

Мы надеемся, что эти продукты помогут эффективно осваивать азы финансовой грамотности со школьниками. В этом обзоре представлены варианты проведения уроков по финансовой грамотности на основе информационно-просветительских материалов и методических рекомендаций Финансовых приложений к журналу «Экономика в школе».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!