СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ читательской грамотности учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ читательской грамотности учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах»

Формирование основ читательской грамотности учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах.

Мустафина Алина Минхатовна ([email protected])

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа

Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

(МБОУ «Шахмайкинская СОШ Новошешминского района РТ»)

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: читательская грамотность.

В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Чтение и работа с текстом – основа современных образовательных технологий. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы, то сегодня - глобальная всемирная сеть.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Читательские умения, которыми может овладеть ученик: потребность в читательской деятельности с целью успешной адаптации, дальнейшего образования, развития личности; готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; -способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации.

При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях, то есть овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.

Трудности, которые испытывают ученики начальных классов: находить в тексте конкретные сведения, представленные как в явном, так и в неявном виде;

читать несплошные тексты и переводить их в целостное сообщение; устанавливать последовательность событий; причинно-следственные связи; интерпретировать информацию из текста; использовать текст для выражения своего мнения; выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания; использовать информацию из текста для размышления о других ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.

Можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Хочу привести некоторые примеры заданий, которые я использую на уроках литературного чтения в начальных классах.

1 класс: не более 3-5 минут на уроке, используя доску или экран. Период обучения грамоте:

1.Найти строке букв слова, которые начинаются на Т, попробуй объяснить значение данных слов: ТЕНЬИСТОН

2.Найди знакомые буквы и составь слово, составь предложение с данным словом:DRМNASМLWA и т.д.

При работе с учебником «Литературное чтение»:

1.В какой книге можно узнать интересные факты об окружающем мире? Цель данного задания – заинтересовать детей разными книгами.

2.Назови соседей слова: в тексте предлагается найти определенное слово и определить его «соседей» в данном предложении. И т.д. Цель задания – развивать умения ориентироваться в тексте, с которым уже проведена определенная работа на уроке – прочтение, первичный анализ, подробный анализ.

2- 3 класс :

Групповая форма работы:

Игра «Ромашка Блума», очень интересный вид работы на обобщающем уроке литературного чтения дает прекрасные результаты по формированию читательской грамотности - класс делится на 6 групп и каждой группе выдается вопрос , поиск ответа на который проводится совместно всеми участниками группы.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Позволяет учить детей ориентироваться в тексте произведения.

Пример: Где ребята нашли кошку в произведении Л.Н.Толстого «Котенок» 2 класс

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Это дает возможность ученику получить обратную связь относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения подразумевающейся информации. Вопрос следует начать со слова – объясни…

Пример: Объясните, решение учителя оставить Филиппка в произведении Л.Н.Толстого в школе? 2 класс

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.. Данный тип вопроса "возможен" если в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Пример: Почему Володя в произведении А.П.Чехова был грустным, постоянно плакал и ничего не ел? 4 класс

Ответ на данный вопрос необходимо подтвердить выдержками из текста.

4. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи, предположи….

Пример: Как вы думаете, смогли бы главные герои из произведения А.П.Чехова добрать до Америки? 4 класс

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Как вы относитесь к поступку главного героя?" или сравни главных героев в конкретном произведении и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Пример: Дайте подробные характеристики главных героев из произведения А.П.Чехова используя данные текста и свое мнение. 4 класс

В 1-2 классе уместно научить детей отвечать на вопросы, составленные учителем. А вот в 3-4 класс постепенно прийти к тому, что вопросы уже делают сами дети.

Сочетание рассмотренных приёмов позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Этот курс развивает коммуникативные умения младшего школьника. Учит полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение окружающих.

Важно помнить, о том чтобы получить результат учитель должен методически грамотно организовать учебную деятельность, заинтересовать учащихся, и тогда он будет уверен в своих результатах.

Список используемой литературы:

- Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.

- Гусева, Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.

- Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!