СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ безопасности жизнедеятельности студентов при изучении мдк.01.03 практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена аналᴎзу предотвращения травматизма студентов при изучении  МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности студентов при изучении мдк.01.03 практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК.01.03 ПРАКТИКУМ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


Кухаренко Джерен Нарзуллаевна,

преподаватель

ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж»,

г. Шахтёрск


Аннотация: Статья посвящена аналᴎзу предотвращения травматизма студентов при изучении МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

Ключевые слова: физическая культура, формирование культуры безопасности жизнедеятельности, правила безопасности, инструкции, упражнения, спортивный инвентарь.

Актуальность. Активная деятельность человека в современных условиях придала особый смысл культуре безопасности жизнедеятельности. Являясь составной частью общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат — обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей, терпит крах.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов, которые позволили бы сделать более эффективным образование студентов в области безопасного существования в современных условиях. Формирование у подрастающего поколения навыков безопасного поведения в различных ситуациях становится одной из ключевых проблем в области социальной поддержки молодежи. Ее острота объясняется не только проживанием большой части студентов в сложных условиях социального, техногенного и экологического неблагополучия. Чрезвычайная ситуация может возникнуть как на улице, так и в собственной квартире. Чтобы избежать или уменьшить опасные последствия таких ситуаций, необходимы навыки безопасного поведения в повседневной жизни. [2]

Перед образовательным учреждением стоит задача – воспитывать самостоятельных, ответственных и здоровых граждан. Решающую роль в этом играет система работы учебного заведения.

Безопасное поведение студентов можно рассматривать как функциональную систему взаимодействия обучающегося с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности. Понятие безопасного  поведения наиболее полно раскрывает Л.А. Сорокина, подразумевая под безопасным поведением систему следующих компонентов:

- предвидение и прогнозирование опасностей, осуществляющихся на основе знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах и признаках, умений распознать и оценить опасную ситуацию, прогнозировать возможные последствия при взаимодействии с ней;

- совокупность действий по предотвращению опасной ситуации, включающей умения наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, саморегуляцию поведения с целью недопущения или устранения причин и предпосылок возникновения опасности, умения выбрать адекватную линию поведения в соответствии со степенью опасности (уклонение, избегание), навыки по применению способов защиты от опасности;

- опыт взаимодействия с опасной ситуацией, проявляющийся в принятии решения о выборе способа поведения, ответственности за свои действия, волевых усилиях в достижении поставленной цели, творческом подходе при нахождении выхода из опасной ситуации, осуществлении рефлексии своего поведения [4, с. 18].

Проблемой безопасного поведения студентов как субъекта чрезвычайной ситуации занимались В. С. Барсуков, В. Г. Волович, А. В. Гостюшин, А. Г. Маслов, В. Н. Мошкин. Психология безопасности человека в разнообразных жизненных ситуациях изучается И. А. Баевой, Г. В. Грачевым, П. А. Вагановым, М. Ю.  Зеленковым, Б. М. Коганом, Т. М.  Краснянской, В. Е. Лепским, А. Е.  Шарихиным. Методы формирования навыков безопасного поведения обучающихся представлены в работах С. Р. Асяновой, В. М. Заенчика, И. К. Топорова, А. В. Попкова, А. Т.  Смирнова, Л. А.  Сорокиной.

Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой совокупность культурно-информационных воздействий, направленных на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способностей принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности, привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, выработку морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.[2]

Формирование поведенческих мотивов осуществляется в ходе обучения и воспитания, пропаганды знаний, информационного воздействия с использованием технических средств массовой информации, компьютерных технологий. Развитие способностей принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности осуществляется в рамках обучения, пропаганды знаний. Знания, умения и навыки прививаются в ходе обучения, а морально-психологическая устойчивость – в процессе воспитания и морально-психологической подготовки [3, с.35]. В этой связи, основными составляющими процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов являются:

  •  формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);

  •  специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.);

  •  психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.);

  •  развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность и т.д.).

Все данные направления можно осуществлять именно на занятиях по МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков. Этому способствует специфика данного предмета: здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях, календарно-тематическое планирование, которое направлено на воспитание и формирование полноценной личности (здоровой в физическом и духовном аспекте).

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности студентов, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.

Таким является идеальный творческий процесс, тот, к которому должен стремиться и повседневный педагогический. Проблема же повседневного педагогического процесса заключается в том, что наличествующие этапы не всегда и не у всех студентов одинаково успешны. У каждого отдельно взятого индивидуума соотношение и трудоемкость периодов различны: один затрачивает больше труда для достижения конечного результата на первом этапе, другой — меньше на первом этапе, но больше на втором и т.д.. Зависит это и от наработанного мастерства, и от способностей к концентрации, и от веры в себя.

Педагог должен мастерски владеть динамикой всех этапов творческого процесса. В этом и кроется проблема многих педагогов. Педагог должен суметь дополнить то, что отсутствует или плохо развито у студента. Для этого он не только должен иметь собственный катализатор, могущий активизировать творческую продуктивность каждого этапа, но и уметь определять, какой этап наиболее продуктивен у обучаемого, а на каком тот испытывает наибольшие трудности. [1] И, конечно, знать, как помочь в каждом конкретном случае. Для этого в ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» при изучении МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков преподавателем учтены все индивидуальные особенности студентов, а также физическая подготовка каждого. Будущему воспитателю детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что перед ним стоит важная задача – не только воспитывать и обучать ребёнка, но и физически развивать.

 Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

  Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Поэтому в ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» преподавателем МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков проводится работа по воспитанию у студентов привычек здорового образа жизни, соблюдения режима дня, выполнения утренней гимнастики, выработки правильной осанки.

Основной задачей физического воспитания студентов является использование его в целях всестороннего воспитания. Для успешного решения воспитательно-образовательных заданий огромное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких, как: определение содержания и объема знаний, подбор пособий и оборудования, организация физкультурной площадки и физкультурного зала, продолжительность занятий с учетом его содержания и индивидуальных особенностей студентов. Недостаточность внимания к созданию этих условий может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью студентов. Поэтому организация занятий по МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении, с учетом его особенностей и вместе с тем отвечать основным требованиям:

- любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны преподавателя;

- все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

- помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Влажная уборка спортивного зала проводится один раз в день и после каждого занятия. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам;

- обучая студентов различным навыкам, приемам выполнения движений, преподаватель должен обеспечить правильный показ движения;

- при выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между студентами;

- преподаватель в обязательном порядке знакомит студентов с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, для предотвращения травматизма студентов при изучении МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды.


Список используемых источников

  1. Дронов Александр Алексеевич. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Дронов Александр Алексеевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2009.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1657

  2. Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.

  3. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

  4. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!