«Наше здоровье в наших руках»
Классный час:
На тему
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №9
Шумченко А.Н
Классный час
Цель: повторение и закрепление правил здорового образа жизни;
создать условия для формирования умения, договариваться в группе при открытии
условий здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: детские рисунки о здоровом образе жизни, цветок (середина и лепестки со словами), компьютер, презентация, кроссворды, "Если хочешь быть здоров – закаляйся, карточки со словами.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
формирование у учащихся активной жизненной позиции по данной проблеме, желание приобретать новые знания.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: учить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни. Формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего и отдельного задания, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе. Формировать умение договариваться, умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Планируемый результат: убедить учащихся укреплять и поддерживать своё здоровье, уметь противостоять вредным привычкам, вести здоровый образ жизни, применять полученные знания в повседневной жизни.
Актуализация: Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данное внеклассное мероприятие способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
Ход классного часа.
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас урок здоровья. Я надеюсь, что нам вместе будет комфортно, мы будем уважать друг друга, внимательно выслушивать мнения других и сами изъясняться чётко.
II. Сообщение темы и задач.
- Прочитайте тему. Как вы это понимаете? (Наше здоровье в наших руках.)
- Прочитайте слова.
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу!
- Как вы думаете, могут ли они быть девизом?
(Урок сопровождается показом слайдов презентации)
Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на мероприятии?
- Попробуйте поставить цели перед собой на сегодняшнее занятие.
- Кто хочет рассказать о своей цели?
III. Введение в тему.
-Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.
- В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).(2 с.)
-Вы готовы к путешествию?
В путь дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь!
-Но не так просто попасть в страну Здоровячков.
- Как вы думаете, что нам поможет?
- Путешествовать будем группами. Каждой группе предстоит выполнять задания. Только вместе, дружно и сообща мы сможем добиться цели.
1.Собрать определение из слов. (работа в группах)
Хорошее здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни.
- Проверим. Озвучьте каждая группа своё определение.
- Сверьтесь с доской. Как понимаете эти слова?
IV. Определение факторов здоровья.
- У вас на столе карточки со словами. Работая в группах разделите их на две группы.
( движение, питание, режим, закаливание, отказ от вредных привычек, занятия спортом, не регулярное питание, не соблюдение режима, пропуски занятий физкультуры, долгое сидение у телевизора и компьютера, ранее употребление алкогольных напитков и сигарет)
Движение Питание Режим Закаливание Отказ от вредных привычек Занятия спортом | Не регулярное питание Не соблюдение режима дня Пропуски занятий физкультуры Долгое сидение у телевизора и компьютера Ранее употребление алкогольных напитков и сигарет |
- По какому признаку вы их разделили?
- Озвучьте группу слов, которые могут служить развитию здоровья?
V. Работа с факторами здоровья. Работа проводится по выбору учеников. Всего материала будет много на одно занятие.
1.Движение
- Почему так назвали страну, в которую попали?
- Чем они занимаются в этой стране?
-К чему приводит малоподвижный образ жизни?
-Чем надо заниматься?
Делать зарядку
Играть в подвижные игры на воздухе.
Заниматься физическим трудом и физкультурой.
Заниматься спортом. (Ответы учащихся 4-й группы)
-Кто из вас посещает спортивные секции?
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку)
Работа в группах. Показать по одному упражнении, для утренней зарядке.
Все остальные повторяют.
- Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт, утренняя гимнастика. Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру (мышцы), сердце и другие органы. Заставляют глубже дышать, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.
2. Закаливание
- Как правильно закаляться?
Правило - закаливание нужно проводить постепенно. Встав рано, в одно и тоже время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды.
3. Режим дня.(7,8,9,10,11 с.)
-Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Бывает, что ученик занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.
-Расскажите, как правильно сочетать труд и отдых. (Ответы учащихся 3-й группы)
-Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться?
Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз".
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
- Когда мы встаём утром с чего надо начинать?
- После выполнения зарядки, что полезно сделать? (утренние процедуры)
- Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены. (Ответы учащихся). Правильно, ведь чистота — залог здоровья! (Лексическое значение пословицы). Грязь и неряшливость в одежде — это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность — это не уважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чистописать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места — Вот была бы красота
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
Практическая работа. - Угадайте загадки и найдите предмет. (Практическая работа.)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала-
Всю грязь повыгнала.
(зубная щётка)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было…
(мыло)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою.
Что это такое?
( полотенце)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(расчёска)
4. Питание.
- Как правильно питаться?
Здоровое питание — одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
Чем человек питается?
Какие органы помогают человеку пытаться? (Органы пищеварения).
Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.
Ешьте больше овощей,
Будете вы здоровей !
- Почему полезно есть овощи?
Работа в группах.
- Какие продукты полезны для здоровья?
Польза продуктов. Озвучивают ребята.
- Какие бывают виды витаминов?
- Какую пользу для организма приносит каждый витамин?
«Витамин А – «витамин роста»
Витамин А способствует нормальному обмену ве-
ществ, играет важную роль в формировании костей
и зубов, а также необходим для роста новых клеток,
замедляет процесс старения.
С,
помогающего не болеть и быстрее выздоравливать.
Отсутствие витамина С вызывает цингу,
при которой окостеневают суставы, рас-
шатываются зубы и ослабевают кости.
Укрепляют организм!
Укрепляет наш скелет
Друг детей – витамин «Д»!
В. – А(15,16,17 с)
В. – В(18,19 с )
В. – С(20,21,22 с.)
В. – Д(23,24,25,26 с)
В. –Е (27,28,29 с)
5. Здоровое питание.(30,31 с) Работают в группах.
- Определите, какое питание можно считать здоровым.
Богатое сладостями.
Однообразное.
От случая к случаю.
Второпях.
- Какие продукты вредны? (32 с .)
6. Кроссворд.
2.-Зная эти правила, вы разгадаете кроссворд (работа в группе).
Утро начинай с : (зарядка)
Принимай прохладный : (душ)
Мойся с мылом и : (мочалка)
Причеши волосы : (расчёска)
Занятия управляемыми видами движения : (спорт)
Ешь больше фрукты и : (овощи)
Не сиди больше 30 минут за : (компьютером)
Включай в свой распорядок новые дня познания. Где их можно найти? : (чтение)
-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.)
7. Вредные привычки. (42,43)
- Назовите вредные привычки.
Самые вредные привычки — это курение, употребление спиртного и наркотиков.
Курение очень вредно для лёгких и всего организма. Очень плохо, когда курить начинает ребёнок. Он хуже растёт, быстрее устаёт при работе, плохо учится, часто болеет.
Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Петя Рыбкин
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок
Вот что значит — табачок!
- Каковы, последствия курения?
- Как вредные привычки влияют на здоровье?
8. Виды спорта
1. В группах вспомните виды спорта, чья группа назовёт больше.
- Какое наступает время года?
- Каким спортом можно заниматься зимой на лыжах?
- Посмотрите, может быть что – то не назвали? Работа со слайдами.
2. Игра «Пантомима»
Выбрать каждой группе лепесток ромашки. На лепестках написаны виды спорта.
- Договоритесь, кто из группы, молча без слов, попробует показать в движении выбранный вид.
Капитанам команд выбрать лепесток от цветика – семицветика.
На листке написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан.
9.Я выбираю жизнь.
VI. Вывод.
Здоровье - это наш клад, самое большое богатство и его надо беречь. Если нет здоровья, нет счастья, нет настроения. Пословица гласит: "Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их". Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.
VII. Рефлексия.
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Дополните предложения.
Сегодня я…
научился…
было интересно…
было трудно…
понял, что …
теперь я могу…
попробую…
Приложение.
1.Хорошее здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни.
2.Карточки со словами ( движение, питание, режим, закаливание, отказ от вредных привычек, занятия спортом, не регулярное питание, не соблюдение режима, пропуски занятий физкультыры, долгое сидение у телевизора и компьютера, ранее употребление алкогольных напитков и сигорет)
В здоровом теле - здоровый дух.
Здоровье дороже денег.
Чтобы быть к труду готовым, надо быть всегда здоровым.
Чистота - залог здоровья.
Овощи - кладовая здоровья.
Курить - здоровью вредить.
Кто вино любит, тот сам себя губит
3. Дополнительные задания.
Выберите слова характеристики здорового человека.
Здоровый человек - это ::.. человек.
крепкий
сильный
толстый
бледный
неуклюжий
весёлый
ловкий
красивый
сутулый
4. Игра "Хлопки"
-Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового человека: красивый, сутулый, сильный,ловкий, бледный, румяный,стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.
Памятка для учащихся по формированию привычки
к здоровому образу жизни
Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.
Вставай всегда в одно и то же время!
Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!
Утром и вечером тщательно чисти зубы!
Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!
Одевайся по погоде!
Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!
Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!
Занимайся спортом, учись преодолевать трудно