СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование мотивации к обучению учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В презентации рассказано о формах и методах мотивации в процессе обучения детей в средней школе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование мотивации к обучению учащихся"»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ методист, учитель КОУ ВО «ЦЛПДО» Саврасова М.И.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ

методист, учитель КОУ ВО «ЦЛПДО»

Саврасова М.И.

Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей .    «Все наши замыслы, поиски,  и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский)

Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей .

«Все наши замыслы, поиски, и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский)

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить.

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить.

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова

Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся используем следующие формы работы: - дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности; - личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; - внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру); - использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.

Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся используем следующие формы работы:

- дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;

- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

- внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);

- использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат . Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат . Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение

Приемы создания ситуаций успеха: 1. Преодоление страха  - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…» 2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…» 3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…» 4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…» 5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…» 6. Высокая оценка детали – «Вот это у тебя хорошо (замечательно) получается!»

Приемы создания ситуаций успеха:

1. Преодоление страха  - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…»

2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…»

4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…»

5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…»

6. Высокая оценка детали – «Вот это у тебя хорошо (замечательно) получается!»

 Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся: - Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. - Работа в сотрудничестве. - Применение ИКТ на уроках - Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. - Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.  

Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся:

- Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

- Работа в сотрудничестве.

- Применение ИКТ на уроках

- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

 

- Обучение должно быть трудным, но посильным (карточки, разноуровневые задания)  - Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. - Позитивная психологическая атмосфера урока. - Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. - В обучении должны создаваться возможности для творчества.  - Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.  

- Обучение должно быть трудным, но посильным (карточки, разноуровневые задания)

- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

- Позитивная психологическая атмосфера урока.

- Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

- В обучении должны создаваться возможности для творчества.

- Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.

 

Разнообра-зие опережение наглядность поэтапность Коллекти-визм Согласован-ность МОТИВАЦИЯ Самостоя-тельность

Разнообра-зие

опережение

наглядность

поэтапность

Коллекти-визм

Согласован-ность

МОТИВАЦИЯ

Самостоя-тельность

Согласован-ность Согласование :  организовывать процесс обучения с учетом физиологических возрастных потребностей и особенностей детей;  согласование расписания с особенностями возраста;  учитывать темп работы каждого ребёнка на уроке;  осуществление положительной обратной связи;  материал урока должен быть интересен детям.

Согласован-ность

Согласование :

  • организовывать процесс обучения с учетом физиологических возрастных потребностей и особенностей детей;
  • согласование расписания с особенностями возраста;
  • учитывать темп работы каждого ребёнка на уроке;
  • осуществление положительной обратной связи;
  • материал урока должен быть интересен детям.

Разнообразие Разнообразие :   подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения;  задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;  подача заданий в сказочной, игровой форме;  разнообразие ритма, тона, в котором ведутся уроки.

Разнообразие

Разнообразие :

  • подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • подача заданий в сказочной, игровой форме;
  • разнообразие ритма, тона, в котором ведутся уроки.

опережение Опережение: метод опережающего обучения ;  интегрированные уроки;  работа с 1 класса со словарями ( «Толковым словарем», «Орфографическим» и т.д)  задания за пределами школьной программы (на развитие логических и творческих способностей);  участие в конкурсах, олимпиадах.

опережение

Опережение:

  • метод опережающего обучения ;
  • интегрированные уроки;
  • работа с 1 класса со словарями ( «Толковым словарем», «Орфографическим» и т.д)
  • задания за пределами школьной программы (на развитие логических и творческих способностей);
  • участие в конкурсах, олимпиадах.

наглядность Наглядность: мультимедийные презентации, аудио материалы;  предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал);  сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета).

наглядность

Наглядность:

  • мультимедийные презентации, аудио материалы;
  • предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал);
  • сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета).

поэтапность Поэтапность:  три фазы структуры урока: вызов (создание ситуации для обсуждения учебного материала), осмысление, рефлексия;  проговаривание, внутреннее оперирование знаниями; воспроизведение детьми изученного материала; физкультминутки.

поэтапность

Поэтапность:

  • три фазы структуры урока: вызов (создание ситуации для обсуждения учебного материала), осмысление, рефлексия;
  • проговаривание, внутреннее оперирование знаниями;
  • воспроизведение детьми изученного материала;
  • физкультминутки.

Самостоятельность Самостоятельность:   проблемно-диалогическое обучение; - самопроверка, взаимопроверка; предоставление детям права выбора учебной задачи (без ограничения их свободы).

Самостоятельность

Самостоятельность:

  • проблемно-диалогическое обучение;

- самопроверка, взаимопроверка;

  • предоставление детям права выбора учебной задачи (без ограничения их свободы).

Коллективизм Коллективизм:  воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе;  работа в группах, парах (учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда)  коллективные творческие задания(проекты): составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений и т.д.

Коллективизм

Коллективизм:

  • воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе;
  • работа в группах, парах (учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда)
  • коллективные творческие задания(проекты): составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений и т.д.

  Л.С.Выготский:   «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»  

  Л.С.Выготский:  

«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!