ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ
У ШКОЛЬНИКОВ
методист, учитель КОУ ВО «ЦЛПДО»
Саврасова М.И.
Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей .
«Все наши замыслы, поиски, и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский)
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить.
Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова
Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся используем следующие формы работы:
- дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);
- использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат . Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение
Приемы создания ситуаций успеха:
1. Преодоление страха - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…»
2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»
3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…»
4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…»
5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…»
6. Высокая оценка детали – «Вот это у тебя хорошо (замечательно) получается!»
Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся:
- Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
- Работа в сотрудничестве.
- Применение ИКТ на уроках
- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Обучение должно быть трудным, но посильным (карточки, разноуровневые задания)
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Позитивная психологическая атмосфера урока.
- Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
- В обучении должны создаваться возможности для творчества.
- Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.
Разнообра-зие
опережение
наглядность
поэтапность
Коллекти-визм
Согласован-ность
МОТИВАЦИЯ
Самостоя-тельность
Согласован-ность
Согласование :
- организовывать процесс обучения с учетом физиологических возрастных потребностей и особенностей детей;
- согласование расписания с особенностями возраста;
- учитывать темп работы каждого ребёнка на уроке;
- осуществление положительной обратной связи;
- материал урока должен быть интересен детям.
Разнообразие
Разнообразие :
- подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения;
- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
- подача заданий в сказочной, игровой форме;
- разнообразие ритма, тона, в котором ведутся уроки.
опережение
Опережение:
- метод опережающего обучения ;
- интегрированные уроки;
- работа с 1 класса со словарями ( «Толковым словарем», «Орфографическим» и т.д)
- задания за пределами школьной программы (на развитие логических и творческих способностей);
- участие в конкурсах, олимпиадах.
наглядность
Наглядность:
- мультимедийные презентации, аудио материалы;
- предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал);
- сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета).
поэтапность
Поэтапность:
- три фазы структуры урока: вызов (создание ситуации для обсуждения учебного материала), осмысление, рефлексия;
- проговаривание, внутреннее оперирование знаниями;
- воспроизведение детьми изученного материала;
- физкультминутки.
Самостоятельность
Самостоятельность:
- проблемно-диалогическое обучение;
- самопроверка, взаимопроверка;
- предоставление детям права выбора учебной задачи (без ограничения их свободы).
Коллективизм
Коллективизм:
- воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе;
- работа в группах, парах (учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда)
- коллективные творческие задания(проекты): составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений и т.д.
Л.С.Выготский:
«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»