СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации достижения Исследовательская работа по психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации достижения Исследовательская работа по психологии»

Министерство образования и науки и молодёжной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»







Выполнили:

Глубокова Татьяна Алексеевна

Бойкова Анастасия Александровна

Семёнова Анастасия Александровна

Пономарёва Наталья Александровна

ПНК-2А



Формирование мотивации достижения

Исследовательская работа по психологии



Проверил:

Тухман Ирина Владимировна















Дзержинск, 2021



Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

Теоретические обоснования……………………………………..……..………4-6

Анкета ……………………………………………………………….………....7-15

Способ проведения………………………………………………………………15

Обработка………………………………………………………………………...16

Вывод и рекомендации………………………………………………..………...17



Введение

Актуальность

В настоящее время исследования, направленные на изучение такого психологического феномена, как мотивация достижения, приобретают все большую актуальность. Интерес к изучению проблемы мотивации достижения во многом связан с тем, что современное общество, с его быстро меняющимися технологиями, интенсивным развитием, требует от человека постоянного приобретения новых знаний, умений, навыков, то есть человек, чтобы адаптироваться к миру, должен учиться на протяжении всей своей жизни. Поэтому большое значение в жизни современного человека приобретает мотивация достижения, которая способствует развитию человека, как профессиональному, так и личностному, способствует постоянному самосовершенствованию, а также помогает человеку найти свое место в социуме, самореализоваться.



Цель: выявить какой вид мотивации подходит большинству


Задачи:

1.Провести теоретический анализ по теме исследования
2. Выявить, актуальна ли тема мотивации в нынешние дни
3. Создать разновозрастную анкету.
4. По ответам отвечающих сделать вывод, какой вид мотивации подходит большинству.



Теоретические обоснования

Существует достаточно большое количество определений такого психологического феномена, как мотивация достижения. Первым, кто выделил данный вид мотивации, был Г. Мюррей, американский психолог. В своей книге «Исследование личности» он рассматривает потребность в достижении наряду с другими потребностями: потребностью в общении, уважении, доминировании, независимости и прочими. Человек с выраженной потребностью в достижении, по мнению Г. Мюррея, преодолевает препятствия, стремится достичь высокого уровня, стремится к максимальной самостоятельности, соревнуется с другими и превосходит их, а также превосходит и самого себя. Дальнейшее изучение мотивации достижения связано с именем Д. Макклелланда, американского ученого. В книге «Мотивация человека» он относит потребность в достижении успеха, наряду с потребностями в аффилиации, власти и избегании, к числу важнейших социальных потребностей. Он подчеркивает, что уровень развития общества зависит от того, насколько у каждого из его членов развита потребность в мотивации достижения. Потребность в достижении успеха, с точки зрения Д. Макклелланда, является «бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Побудитель достижения – это такой побудитель, который позволяет человеку получать удовлетворение от успешного выполнения деятельности ради самой этой деятельности или от демонстрирования своей способности сделать что-либо. Мотив достижения относится к приобретенным мотивам, то есть он не является врожденным, а формируется под воздействием определенных условий в процессе воспитания на базе естественных, то есть врожденных мотивов, в частности, мотива новизны. Д. Макклелланд является представителем диспозиционного подхода, поэтому мотив достижения рассматривается как устойчивое, статичное образование, как диспозиция, а мотивация достижения как процесс актуализации определенного мотива. Он указывает также на то, что мотивация достижения включает в себя две противоположные тенденции: стремление к успеху и избегание неудачи.

Исследования Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона и других ученых в области мотивации человека показывают, что показатель потребности в достижении связан с более успешным обучением и результативностью деятельности, то есть люди с выраженной мотивацией достижения обучаются быстрее и эффективнее, чем люди с низкой мотивацией. Также было отмечено, что люди с высокой достиженческой мотивацией чаще выбирают профессии, соответствующие их способностям, в целом позитивно относятся к работе и удовлетворены ею (исследования Махони).

Теперь обратимся к взглядам на мотивацию достижения немецкого психолога Х. Хекхаузен. Он рассматривает данный феномен как попытку человека увеличить или сохранить максимально высокими свои способности к тем видам деятельности, к которым можно применить критерии успешности и где выполнение деятельности может привести к успеху или неудаче. Психолог отмечает, что мотивация достижения всегда ориентирована на конечный результат: достижение успеха или избегание неудачи. К другим особенностям мотивации достижения по Х. Хекхаузену относятся постоянный пересмотр целей и постоянное возвращение к прерванному заданию. С точки зрения ученого, деятельность достижения должна удовлетворять следующим условиям: оставлять после себя конкретный результат; этот результат должен оцениваться количественно или качественно; требования к деятельности не должны быть ни завышенными, ни заниженными, чтобы человек мог как добиться в ней успеха, так и потерпеть поражение, и затратить определенное количество времени и сил; должна быть определенная сравнительная шкала оценивания результатов деятельности и некий нормативный критерий; деятельность должна нравиться субъекту и результат должен получить он сам. Таким образом, деятельность достижения имеет место быть в том случае, если выполняется одно и более условий и нет признаков отсутствия остальных. Деятельность достижения включает в себя следующие этапы: валентность и побуждение мотива, постановка цели, период деятельности и период последеятельности.

Обратимся к взглядам на мотивацию достижения немецкого психолога Х. Шулер. На основании анализа работ различных психологов, занимающихся проблемами мотивации достижения, Х. Шулер выделил большое количество характеристик, имеющих отношение к достиженческой мотивации, и сгруппировал их в 17 основных черт. Это настойчивость, доминантность, обязательность, поток, бесстрашие, интернальность, компенсаторное усилие, гордость за успех, готовность к обучению, предпочтение трудности, самостоятельность, самоконтроль, ориентация на статус, ориентация на конкуренцию, целеустремленность, вера в успех и гибкость.

Также следует кратко сказать о вкладе других ученых в изучение мотивации достижения. Это теория каузальной атрибуции Б. Вайнера, теория выученной беспомощности М. Селигмана, социокультурная теория К. Двек и другие теории. В рамках данных теорий показано, что на развитие мотивации достижения существенное влияние оказывают когнитивные процессы (имплицитные теории, каузальные атрибуции и пр.) Так, например, согласно теории К. Двек, важным фактором, влияющим на развитие достиженческой мотивации, являются имплицитные теории наращиваемого интеллекта и обогащаемой личности

Таким образом, в зарубежной психологии мотивация достижения изучается в основном в рамках диспозиционного подхода (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Х. Шулер и др.), то есть рассматривается как некое устойчивое образование в структуре личности, которое трудно трансформируется. В плане изучения мотивации достижения в основном предпринимаются попытки определить факторы, влияющие на мотивацию достижения, и особенности данного психологического феномена.





Анкета

Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой

Учителю важно вызвать у учеников к учёбе мотивацию, а она бывает разная и мы бы узнать, что мотивирует вас?

  1. Мотивация для вас это:
    - Деньги
    - Самореализация
    - Похвала
    - Еда

Обработка ответов: для многих учеников мотивацией является самореализация, а так же для подростков важна мотивация в финансовом плане

  1. Чем вас в детстве мотивировали:
    - Игрушки
    - Деньги
    - Сладости
    - Похвала

Обработка ответов: для многих опрашиваемых в детстве главной мотивацией была похвала, на втором месте стоят сладости и уже на последнем месте деньги

  1. Актуальная ли мотивация в наше время
    - Да
    - Нет

Обработка ответов: для всех опрашиваемых мотивация занимает важное место в жизни

  1. Насколько для вас мотивация изменится в будущем?
    - Кардинально
    - Не знаю
    - Незначительно

Обработка ответов: равное количество учеников думают, что их мотивация изменится координально в будущем и ещё не знаю как изменится мотивация, но 23,1% считают, что их мотивация сильно не изменится













  1. Тебе нравится в учёба?
    -Не очень
    -Нравится
    -Не нравится

Обработка ответов: 69,2% опрашиваемых ответили, что им нравится учёба, 7,7% ответили, что учеба для них не интересна и 23,1% ответили что не уверены в своем интересе к учёбе

  1. Мотивация меняет мир к лучшему
    - Да
    -Нет
    -Не знаю

Обработка ответов: все опрашиваемые считают, что мотивация меняет жизнь в лучшую сторону

  1. Как ты считаешь, почему родители работают?

-Им это нравится
-Я не знаю
-Ради денег

Обработка ответов: 84,6% ответили, что их родители работают только ради денег, а остальные что их родители любят свою работу

  1. Будешь ли ты выполнять задание если тебе за это ничего не пообещают
    - Да
    -Нет
    - Затрудняюсь ответить

Обработка ответов: меньшая часть учеников(15,4%) сказали, что затрудняются в ответе, 30,8% ответили, что не стали бы делать работу ну а большая часть опрашиваемых сказали, не смотря на то что работу требовать не будут, они бы всё равно её сделали

  1. Как ты считаешь, почему учитель тебя обучает?
    -Я не знаю
    -Ему это нравится
    -Это его работа

Обработка ответов: 92,3% ответили, что учитель преподает урок, потому что ему нравится эта работа, а остальные ответили, что его обязанность





  1. Как ты считаешь, какая мотивация у твоих друзей на учёбу?
    -Хорошие оценки
    -Деньги
    -Похвала

- Свой ответ

Обработка ответов из предложенных вариантов: 46,2% ответили, что мотивацией у друзей является хорошие оценки, 15,4% сказали, что мотивация – деньги, 7.675% ответили, что мотивацией является похвала

Обработка предложенных вариантов: 30,7% опрашиваемых предложили свои ответы, такие как: это нужно, отчисление, закончить её, хороший диплом. Большее количество голосов собрал ответ хороший диплом7,7% ,а остальные стали равными и набрали по 7, 675% голосов

  1. Как ты считаешь, какая мотивация у твоих родителей к любым поступкам?
    -Не знаю
    -Конфеты
    -Любовь

-Деньги

Обработка ответов: многие ответили, что главной мотивацией для родителей считается получение денежных средств, 30,8% ответили, ответили, что родители совершают поступки так как это любят и им это интересно, 15,4% засомневались в своём ответе



  1. Как ты считаешь, возможен ли мир без мотивации?

-Да, может

-Нет, ни в коем случае

-Сомневаюсь

Обработка ответов: большая часть обучаемых считают, что мир без мотивации не возможен, 21,1% сомневаются в своём ответе, а 15,4% считают, что мир без мотивации возможен

  1. Как ты считаешь, почему твои друзья с тобой дружат?

-С тобой интересно

-Потому что ты угощаешь конфетами

-Сомневаюсь ответить

Обработка ответов: 76,9% ответили, что с ними интересно проводить время, 15,4% сомневаются в своем выборе

  1. Сильно ли ты расстроишься, если тебя перестанут хвалить за твои поступки?

-Да, сильно расстроюсь

-Нет, не расстроюсь

-Сомневаюсь

Обработка ответов: сильно расстроятся 15,4%, совсем не расстроятся 69,2%, а 15,4% засомневались в своем решении

  1. Мотивируют ли тебя просмотры каких-либо фильмов или мультфильмов

-Да

-Нет

-Сомневаюсь в ответе

Обработка ответов: 76,9% опрашиваемых может замотивировать просмотр каких либо фильмов, а 23,1% засомневались в своём ответе

  1. Как ты считаешь, помогают ли мотивационные лозунги вовремя соревнований и конкурсов

-Да, помогают

-Нет, только отвлекают

-Сомневаюсь в ответе

Обработка ответов: 76,9% считают, что лозунги способны помогать, 15,4% считают, что лозунги только отвлекают от действий, 7.7% засомневались в своём ответе

  1. Бывает ли такое, что у тебя пропадает интерес к достижению цели

-Да, бывает

-Нет, такого не было

Обработка ответов: 84,6% могут терять интерес к достижению цели, а 15,4% отвечающих думают, что такого не бывает

  1. Твои родные мотивируют тебя к тому, чтобы ты совершенствовался?

-Да

-Нет

Обработка ответов: 92,3% ответили, что их родные могут мотивировать, 7,7% учеников не получают мотивации от своих родных





  1. Кто тебя мотивирует чаще всего?

-Родители

-Друзья

-Одноклассники (одногрупники)

Обработка ответов: 46,2% отвечающих сказали, что получают мотивацию от своих друзей, 53,8% ответили, что получают мотивацию от своих родителей

  1. Если твои одноклассники потеряют интерес к целям, потеряешь ли ты тоже его?

-Да

-Нет

-Сомневаюсь

Обработка ответов: 69,2% учеников сказали, что потеря интереса окружающих на них не повлияет, 23,1% говорят, что мотивация будет так же утеряна как и у всех, 7,7% засомневались в своём ответе

Способ проведения:

Электронный, анонимный тест в гугл-формах: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdEkC4RWRs3NhPHit0zt1-joK_MBzSlIhv8bi71iSMRbrHodQ/viewform

В поросе приняло 13 учеников: ученики 11 класса, а так же студенты 1,2,3 курса

Обработка всего теста: при анализе теста выявилось, что многие учащиеся старшей школы и СУЗов знают что их мотивирует и прямо идут к своей цели, не смотря на окружающих, но так же есть подростки, которые сомневаются в выборе своих действий и тогда они прибегают к мотивации от друзей и родных. Мы выявили, что главными мотиваторами в учёбе является хорошие оценки и похвала, а для некоторых устремленность к любимой профессии. Так же, мы узнали, что лучшими мотиваторами среди людей стали родители и друзья. При вопросах о работе родителей большая часть опрашиваемых ответили, что главной мотивацией являются денежные средства, но так же одним из часто выбираемых стал ответ: любовь к своей работе и своему делу. При анализе работы мы поняли, что все опрашиваемые уверены, что мотивация занимает одно из главных мест в жизни людей и без неё будет очень трудно.





Вывод и рекомендации

Мы провели анкетирование. В процессе его проведения выявилось, что для основной массы людей главной мотивацией являются деньги. В современном мире, в веке информационных технологий всё продаётся и покупается. Человечество стремится обладать многими ресурсами для удовлетворения своих потребностей. Иногда их сложно добыть и приходится платить за удовольствие. Вот почему главным инструментом мотивации являются деньги. Чем больше денег - тем человек успешнее, лучше и привлекательнее, а такими хотят быть все.

Для того, чтобы мотивация изменила свой смысл для человека, мы хотим вам дать несколько советов:
- Поощряйте людей за выполненную работу. Поверьте для них это будет приятно.
- Доверяйте и проявляйте уважение к людям, которые находятся рядом с вами. Некоторым из них не хватает поддержки со стороны близких и друзей.
- Ставьте перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Маленькие победы иногда важны для человека.
- Обращайте внимание на личность. Каждый человек индивидуален, но не у всех хватает смелости признаться в этом
- попытайтесь разнообразить жизнь окружающих. Иногда нужно и повеселиться.
Если вы последуете нашим рекомендациям, то вы сделаете первый шаг к изменению человека. И начнет он меняться с переоценки ценностей, где главным вопросом для него будет: " А что для меня мотивация? 

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!