СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование логических учебных действий у обучающихся первого класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья по теме исследования. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование логических учебных действий у обучающихся первого класса»

Козлова Дарья Павловна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Шестаков Алексей Анатольевич


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

Аннотация: Большое значение в системе формируемых у учащихся начальных классов учебно-познавательных умений и навыков принадлежит логическим умениям. статья предназначена для учителей начальной школы. В данной статье рассказывается о важности организации исследовательских заданий на уроках математики. Рассмотрены педагогические условия, при которых будут формироваться универсальные учебные действия у учащихся младшего школьного возраста данной группы умений как наиболее благоприятного периода для начала овладения ими учебной деятельностью.

Ключевые слова: логические учебные действия, исследовательские задания.


Младший школьный возраст – это один из сензитивных периодов разностороннего развития личности. Этот период более благоприятный для формирования познавательной деятельности, поэтому одной из значимых задач учителя начальной школы является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее УУД), которые могут обеспечить развитие способности осваивать умение учиться, что является главной задачей образовательного процесса в начальной школе.

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам по учебной дисциплине «математика» является овладение основами логического и алгоритмического мышления. Кроме этого Стандарт выдвигает требования и к метапредметным результатам: «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». [1, с 10]

В развитии логического мышления велика роль математики. Одним их эффективных способов развития логического мышления в начальной школе является использование на уроках математики различных задач, в первую очередь логических и нестандартных, например, исследовательских. Такие задания заставляют обучающихся при решении подключать все мыслительные процессы для того, чтобы добиться успешного результата. [2, с 418]

В начальном общем образовании использование исследовательских заданий на уроках математики имеет очень важное значение. На основе деятельностного метода через использование заданий исследовательского характера на уроках математики, процесс обучения будет интересным и эффективным, учащиеся более прочно овладеют изучаемым материалом, самостоятельно «откроют» математические понятия в процессе исследовательской деятельности, новые математические понятия и отношения между ними не даются учащимся в готовом виде.

По нашему мнению, эффективным средством для формирования логических учебных действий являются исследовательские задания.


Тема: «Таблица сложения»

Базовые логические действия: анализ, умозаключение.

Задание на пару:

  1. Исследуйте составляющие таблицы.

  2. Выясните, что мы будем исследовать. Что непонятного нашли?

  3. Выдвинете гипотезу исследования.

  4. Подумай, где ты мог уже сталкиваться с тем, что дано тебе на карточке.

  5. Сформулируй объяснение и пример.

  6. Проверим решение вместе.

  7. Сделаем вывод.


Тема: «Сравнение двузначных чисел»

Базовые логические действия: анализ, синтез, сравнение, умозаключение.

Необходимо сравнить двузначные числа. Как это сделать? Докажите, что число 48 больше, чем число 28.

28

  1. Давайте понаблюдаем из чего состоят числа.

  2. Выдвинем гипотезу (какое число больше и почему?).

  3. Подумаем над решением и объяснением (составим алгоритм сравнения двузначных чисел).

  4. Проверим решение.

  5. Сделаем вывод.


Тема: Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Алгоритм вычитания.

Базовые логические действия: анализ, умозаключение.

«Верно ли, что если от 11 отнять 9, то получится число 3?

1) Посмотрите на данное выражение.

2) Объясните в чем трудность в вычитании?

3) Сформулируйте гипотезу или предполагаемое решение.

4) Подумайте, как можно вычесть число 9 из числа 11? (Составление алгоритма вычитания чисел с переходом через десяток).

5) Проверим решение и работу алгоритма.

6) Сформулируем вывод.


Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ, сравнение, выделение и обобщение признаков, классификацию объектов. [3, стр. 82].

Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.

Этими этапами являются:

1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.

2. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию задания (постановка проблем).

3. Выдвижение гипотез.

4. Построение плана исследования.

5. Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями.

6. Формулирование решения, объяснения.

7. Проверка решения.

8. Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний. [4, с. 42]

Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а также задаваться на дом. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно включить задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», на развитие смекалки и логики.


Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) — М.: Просвещение, 2021. — 31 с.

  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников: методическое пособие / А. И. Савенков. – М.: Федоров. -2016. – 540 с.

  3. М.С. Гафитулин. Методика организации исследовательской деятельности учащихся /М.С. Гафитуллин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

  4. И.Н. Давыдова. Универсальные учебные действия: управление формированием // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 278-282.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!