СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных результатов, обучающихся средствами предметной области «Русский язык и чтение и развитие речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личностных результатов, обучающихся средствами предметной

области «Русский язык и чтение и развитие речи»

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных результатов, обучающихся средствами предметной области «Русский язык и чтение и развитие речи»»

Формирование личностных результатов, обучающихся средствами предметной

области «Русский язык и чтение и развитие речи»



Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Я хотела бы поделиться достижениями в области личностных результатов с обучающимися коррекционного класса. С 7 по 9 класс.

Начать бы я хотела с притчи.

К учителю Юйсяну пришел ученик. Он изучал науку «Единство всего».

Он не мог понять, почему разные, на первый взгляд вещи, и есть единое целое.

Даомин взял лепешку.

- Верно ли, что это лепёшка? - спросил Даомин

Ученик ответил:

- Да, конечно, это лепёшка, - ответил ученик

-А если лепешку разделить на два куска, лепешка останется лепёшкой? - спросил учитель

- Да, у двух кусков одни и те же составляющие, это все равно единое целое, - ответил ученик.

- Как мы это всё назовём? - спросил учитель

- Лепешкой, - ответил ученик.



Итак, если лепёшкой назвать личностные результаты, то мы можем увидеть достаточно много составляющих этих результатов. И на сколько бы частей мы её не делили, всё равно это единое целое. Именно эти результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение социокультурным опытом.


К личностным результатам освоения АООП в том числе относятся:


1) формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

4) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

5) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;


Почему взяла только пять составляющих?


Потому что если мы посмотрим на личностные результаты класса, в котором я работала, то мы увидим


Личностные результаты

7 класс 2014-2015 уч.год

1.Обучающиеся позволяли себе негативные высказывания по отношению к своей стране, городу, родителям, опекунам

2. Перебивали друг друга в споре, не прислушивались к мнению других.

«каждый останется при своем мнении» - это было хорошо, потому что в 5 классе обучающиеся в споре обзывали друг друга.

3. Сложно было работать в парах: не было согласованности, работа сопровождалась ссорами.

4. Позволяли себе посмеяться над бедами литературных героев. Например, «так им и надо»


Я бы хотела рассказать в своем выступлении как мы работали, достигая положительной динамики в личностных результатах через один из методов - метод проектов.


Проект - проблема - проектирование - продукт


Конечно, чужую технологию, созданную однажды кем-то, повторить 

невозможно. Бывает, что изучил, попробовал, но это не принесло желаемый 

результат, и ты ищешь что-то другое.  Но если изучил, использовал отдельные 

элементы и у тебя получилось, то ты радуешься, но вместе с тем понимаешь, 

что в другом классе, эта технология может и не сработать и урок не получится 

и снова ищешь что-то другое.

Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: 

пассивные, активные (дискуссионные, игровые, тренинговые).

интерактивные (мозговой штурм, круглый стол, деловые игры и метод проектов). 

Наиболее интересными, на мой взгляд, считаются интерактивные методы, 

когда в корне меняются отношения «педагог -обучающийся». 

Одним из таких методов и является метод проектов. 

Педагог не стоит над обучающимся, он становиться участником творческого 

процесса:



- Обучающийся определяет цель, а педагог помогает ему в этом;

- Обучающийся открывает новые знания, а педагог рекомендует 

литературу по изучаемой теме;
- Обучающийся активен-педагог же создаёт условия для проявления активности.

Таким образом, каждый обучающийся способен творить, и если он сегодня 

творит под руководством учителя сегодня, то завтра он сделает это 

самостоятельно.


Для меня самой проектная технология стала возможностью реализовать свои
идеи и идеи своих учеников на уроках и во внеклассной работе по предмету. 

Создание «естественной» среды и есть основная миссия педагога. Он не 

просто учитель, а инициатор интересных идей и начинаний, провоцирующий 

активность обучающихся. Как говорил Жан-Жак Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснения».



Начало нашей деятельности с классом было положено краткосрочными 

проектами, которые реализовывались прямо на уроках. Это и «Презентую словарное слово». Обучающиеся из 5 предложенных слов выбирали одно. Давали ему толкование, подбирали рисунки к этому слову. Разбирали его по составу, как часть речи. Продуктом были презентации, которые обучающиеся защищали. Или составляли инструкции, памятки «Как принимать гостей» по упр. 200 или в упр.65 Предлагается составить расписку природе о сроках возврата долга. В классе нужно было прочитать свою расписку, подумать, куда можно расписку передать.




Пример тому  ролевой проект. Урок развития речи. «Телепередача о защитниках Отечества» по 

русскому языку. Обучающиеся работали в парах. В учебнике предлагаются тексты 

о Жукове, о Суворове, о Раевском (в учебниках русского языка и чтения). Поделившись на пары, нужно было прочитать текст, представить, что этих людей пригласили на передачу. Опираясь на прочитанный текст, один 

должен был в роли телеведущего задавать вопросы герою, исходя из текста. А другой в роли героя отвечать на вопросы по тексту. Поскольку об этих 

героях рассказывалось и в учебниках по чтению и развитию речи в младших 

классах, то приветствуются вопросы, которые требуют вспомнить тексты, 

прочитанные в младших классах 5-8 по чтению.  (отрабатывались публичные выступления, работа в паре, работы с информацией и др.)



В теме «Глаголы повелительного наклонения» был реализован групповой творческий мини-проект «Читательская конференция». В упр199 была дана пошаговая инструкция - как в классе организовать читательскую конференцию.
Предлагалось распределить роли в проекте. 

Подумать, кто будет организатором конференции, кто будет 

оформлять презентацию о писателе, о книгах, которые были написаны, кто будет 

придумывать вопросы по прочитанному рассказу. (отработка навыков работы в команде, коммуникаций и др.)





Я предложила рассказ Осеевой, потому что в младших классах её другой рассказ «Бабка» не вызвал сочувствия у обучающихся.


Три товарища Рассказ для детей Валентины Александровны Осеевой

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Смотрим видео на эту тему
https://www.youtube.com/watch?v=KmXDzVKPjlY

Конференция прошла интересно. Обучающиеся стали говорить о важности сопереживания, желания помочь однокласснику.

Дома пишем письмо Коле, в котором обучающиеся должны его убедить, что он поступил неправильно.





Или повторительно-обобщающий урок по чтению и развитию речи тема: «Сказки», нужно было красиво прочитать сказку, записать её. а потом, посовещавшись, выбрать лучшее 

прочтение, доказать, что прочтение лучшее (не обижая одноклассника) и вставить это лучшее прочтение в презентацию. 



Обучающиеся учились отстаивать свою позицию, защищать свои взгляды и 

мнения. Данные проекты уже были представлены на педсовете, поэтому я не показываю данные презентации.



Или после темы картины родной природы. Предлагаю обучающимся самим написать стихотворение о природе в форме хайку. Мы эти работы оформили в форме книжки и подали на конкурс «Юные звезды». Работа одного обучающегося была отмечена японским дипломатом, другая работа писательницей Е. Неменко.


Личностные результаты через проектную деятельность заняла 2 года

9 класс 2016-2017 уч.год


1.У обучающихся стало больше положительных высказывания по отношению к своей стране, городу, родителям, опекунам

90% стали положительно отзываться о своих родителях, опекунах


В речи у всех появились положительные отзывы о стране, в которой мы живем

2. Перестали перебивать друг друга в споре, прислушивались к мнению других.

100% обучающихся


Но: «Каждый останется при своем мнении» - это высказывание осталось, если спор не могли разрешить.

3. научились работать в парах, совместно в группе

90%

4. Обучающиеся стали проявлять сочувствие к героям, сопереживать им.

100%





Подобные ученические проекты и исследования содержат огромный потенциал эффективных воспитательных возможностей и способствуют самореализации учащихся. А в совместной работе проявляются как индивидуальные особенности личности, так и чувства сотрудничества и партнёрства, возможность почувствовать свою причастность ко всему, что происходит на уроке.
Хочу сказать, что метод проектов, современная педтехнология, вполне себя 

оправдывает себя. А обычные упражнения из учебника могут стать маленькими проектами.

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!