Формирование личностных результатов, обучающихся средствами предметной
области «Русский язык и чтение и развитие речи»
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Я хотела бы поделиться достижениями в области личностных результатов с обучающимися коррекционного класса. С 7 по 9 класс.
Начать бы я хотела с притчи.
К учителю Юйсяну пришел ученик. Он изучал науку «Единство всего».
Он не мог понять, почему разные, на первый взгляд вещи, и есть единое целое.
Даомин взял лепешку.
- Верно ли, что это лепёшка? - спросил Даомин
Ученик ответил:
- Да, конечно, это лепёшка, - ответил ученик
-А если лепешку разделить на два куска, лепешка останется лепёшкой? - спросил учитель
- Да, у двух кусков одни и те же составляющие, это все равно единое целое, - ответил ученик.
- Как мы это всё назовём? - спросил учитель
- Лепешкой, - ответил ученик.
Итак, если лепёшкой назвать личностные результаты, то мы можем увидеть достаточно много составляющих этих результатов. И на сколько бы частей мы её не делили, всё равно это единое целое. Именно эти результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения АООП в том числе относятся:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Почему взяла только пять составляющих?
Потому что если мы посмотрим на личностные результаты класса, в котором я работала, то мы увидим
Личностные результаты
7 класс 2014-2015 уч.год |
1.Обучающиеся позволяли себе негативные высказывания по отношению к своей стране, городу, родителям, опекунам 2. Перебивали друг друга в споре, не прислушивались к мнению других. «каждый останется при своем мнении» - это было хорошо, потому что в 5 классе обучающиеся в споре обзывали друг друга. 3. Сложно было работать в парах: не было согласованности, работа сопровождалась ссорами. 4. Позволяли себе посмеяться над бедами литературных героев. Например, «так им и надо» |
Я бы хотела рассказать в своем выступлении как мы работали, достигая положительной динамики в личностных результатах через один из методов - метод проектов.
Проект - проблема - проектирование - продукт
Конечно, чужую технологию, созданную однажды кем-то, повторить
невозможно. Бывает, что изучил, попробовал, но это не принесло желаемый
результат, и ты ищешь что-то другое. Но если изучил, использовал отдельные
элементы и у тебя получилось, то ты радуешься, но вместе с тем понимаешь,
что в другом классе, эта технология может и не сработать и урок не получится
и снова ищешь что-то другое.
Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения:
пассивные, активные (дискуссионные, игровые, тренинговые).
интерактивные (мозговой штурм, круглый стол, деловые игры и метод проектов).
Наиболее интересными, на мой взгляд, считаются интерактивные методы,
когда в корне меняются отношения «педагог -обучающийся».
Одним из таких методов и является метод проектов.
Педагог не стоит над обучающимся, он становиться участником творческого
процесса:
- Обучающийся определяет цель, а педагог помогает ему в этом;
- Обучающийся открывает новые знания, а педагог рекомендует
литературу по изучаемой теме;
- Обучающийся активен-педагог же создаёт условия для проявления активности.
Таким образом, каждый обучающийся способен творить, и если он сегодня
творит под руководством учителя сегодня, то завтра он сделает это
самостоятельно.
Для меня самой проектная технология стала возможностью реализовать свои
идеи и идеи своих учеников на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Создание «естественной» среды и есть основная миссия педагога. Он не
просто учитель, а инициатор интересных идей и начинаний, провоцирующий
активность обучающихся. Как говорил Жан-Жак Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснения».
Начало нашей деятельности с классом было положено краткосрочными
проектами, которые реализовывались прямо на уроках. Это и «Презентую словарное слово». Обучающиеся из 5 предложенных слов выбирали одно. Давали ему толкование, подбирали рисунки к этому слову. Разбирали его по составу, как часть речи. Продуктом были презентации, которые обучающиеся защищали. Или составляли инструкции, памятки «Как принимать гостей» по упр. 200 или в упр.65 Предлагается составить расписку природе о сроках возврата долга. В классе нужно было прочитать свою расписку, подумать, куда можно расписку передать.
Пример тому ролевой проект. Урок развития речи. «Телепередача о защитниках Отечества» по
русскому языку. Обучающиеся работали в парах. В учебнике предлагаются тексты
о Жукове, о Суворове, о Раевском (в учебниках русского языка и чтения). Поделившись на пары, нужно было прочитать текст, представить, что этих людей пригласили на передачу. Опираясь на прочитанный текст, один
должен был в роли телеведущего задавать вопросы герою, исходя из текста. А другой в роли героя отвечать на вопросы по тексту. Поскольку об этих
героях рассказывалось и в учебниках по чтению и развитию речи в младших
классах, то приветствуются вопросы, которые требуют вспомнить тексты,
прочитанные в младших классах 5-8 по чтению. (отрабатывались публичные выступления, работа в паре, работы с информацией и др.)
В теме «Глаголы повелительного наклонения» был реализован групповой творческий мини-проект «Читательская конференция». В упр199 была дана пошаговая инструкция - как в классе организовать читательскую конференцию.
Предлагалось распределить роли в проекте.
Подумать, кто будет организатором конференции, кто будет
оформлять презентацию о писателе, о книгах, которые были написаны, кто будет
придумывать вопросы по прочитанному рассказу. (отработка навыков работы в команде, коммуникаций и др.)
Я предложила рассказ Осеевой, потому что в младших классах её другой рассказ «Бабка» не вызвал сочувствия у обучающихся.
Три товарища Рассказ для детей Валентины Александровны Осеевой
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Смотрим видео на эту тему
https://www.youtube.com/watch?v=KmXDzVKPjlY
Конференция прошла интересно. Обучающиеся стали говорить о важности сопереживания, желания помочь однокласснику.
Дома пишем письмо Коле, в котором обучающиеся должны его убедить, что он поступил неправильно.
Или повторительно-обобщающий урок по чтению и развитию речи тема: «Сказки», нужно было красиво прочитать сказку, записать её. а потом, посовещавшись, выбрать лучшее
прочтение, доказать, что прочтение лучшее (не обижая одноклассника) и вставить это лучшее прочтение в презентацию.
Обучающиеся учились отстаивать свою позицию, защищать свои взгляды и
мнения. Данные проекты уже были представлены на педсовете, поэтому я не показываю данные презентации.
Или после темы картины родной природы. Предлагаю обучающимся самим написать стихотворение о природе в форме хайку. Мы эти работы оформили в форме книжки и подали на конкурс «Юные звезды». Работа одного обучающегося была отмечена японским дипломатом, другая работа писательницей Е. Неменко.
Личностные результаты через проектную деятельность заняла 2 года
9 класс 2016-2017 уч.год |
1.У обучающихся стало больше положительных высказывания по отношению к своей стране, городу, родителям, опекунам | 90% стали положительно отзываться о своих родителях, опекунах В речи у всех появились положительные отзывы о стране, в которой мы живем |
2. Перестали перебивать друг друга в споре, прислушивались к мнению других. | 100% обучающихся Но: «Каждый останется при своем мнении» - это высказывание осталось, если спор не могли разрешить. |
3. научились работать в парах, совместно в группе | 90% |
4. Обучающиеся стали проявлять сочувствие к героям, сопереживать им. | 100% |
Подобные ученические проекты и исследования содержат огромный потенциал эффективных воспитательных возможностей и способствуют самореализации учащихся. А в совместной работе проявляются как индивидуальные особенности личности, так и чувства сотрудничества и партнёрства, возможность почувствовать свою причастность ко всему, что происходит на уроке.
Хочу сказать, что метод проектов, современная педтехнология, вполне себя
оправдывает себя. А обычные упражнения из учебника могут стать маленькими проектами.
Спасибо за внимание!