Защитное слово
Важность формирования культуры жизненного самоопределения старших подростков обусловлена следующими обстоятельствами.
Непрерывные изменения в обществе, повлекшие за собой признание гуманизма одним из главных приоритетов образования, а также плюрализм культур и социальных свобод, создали условия для становления личности, способной осознавать свою роль в современном мире, принимать себя как часть социума, взаимодействовать с разными культурами.
Целью образовательного и воспитательного процессов в средней общеобразовательной школе становится воспитание человека, способного максимально раскрыть свой потенциал и реализовать себя в социально значимой деятельности.
Актуальность исследования данной проблемы, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы исследования:
«Формирование культуры жизненного самоопределения старших подростков в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении иностранному языку».
Объектом исследования является процесс формирования культуры жизненного самоопределения.
Предметом исследования является развитие коммуникативных универсальных учебных действий старших подростков.
Цель исследования: выявить эффективность формирования культуры жизненного самоопределения старших подростков в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении иностранным языкам.
Методологическую основу исследований составляют педагогические и методологические исследования Г.М. Коджаспировой, психолого-педагогическая концепция контекстного обучения А.А. Вербицкого, теория формирования профессиональной личности В. А. Сластенина, психолого-педагогические исследования Е.В. Бондарвской и других.
Гипотеза исследования: формирование культуры жизненного самоопределения в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка будет эффективным, если:
Выявлены сущность, критерии и уровни сформированности культуры жизненного определения
Разработаны и апробированы следующие педагогические условия:
алгоритм формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе, помогающий старшему подростку осознать себя субъектом собственной жизни, умеющим принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки, основанный на основе следующих методов и приёмов: тестовые методики, ролевые игры, решение проблемных ситуаций, дебаты, круглые столы и т.д.
Алгоритм представляет собой последовательное внедрение комплекса упражнений по формированию культуры жизненного самоопределения в процесс изучение иностранного языка. Основными характеристиками алгоритма является: цикличность – в каждом блоке упражнений есть тестовая методика (психологическое тестирование), задания коммуникативного характера и творческие задания с опорой на личный опыт учащегося (проекты); модульность – все задания имеют неразрывную тематическую связь с содержанием изучаемого языкового материала. Языковой материал разделен на модули. Целостность – на протяжении всего периода формирования культуры жизненного самоопределения учащиеся ведут личный дневник.
В соответствии с проблемой исследования объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
раскрыть понятия культуры жизненного самоопределения;
выявить возможности развития коммуникативных универсальных учебных действий для формирования культуры жизненного самоопределения обучающихся;
разработать алгоритм формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе;
экспериментально апробировать модель по формированию культуры жизненного самоопределения на основе УМК О. В. Афанасьева, Д. Дули “Spotlight 10”.
Основными методами, использованными в работе, является метод анализа литературы, для отбора наиболее значимого материала в аспекте культуры жизненного самоопределения, анализ профессиональной деятельности педагогов и наблюдение профессиональной деятельности педагогов для разработки эффективного алгоритма формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе; наблюдение педагогического процесса и моделирование, анкетирование для контроля эффективности разработанного алгоритма, эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма, позволяющего эффективно формировать культуру жизненного самоопределения в процессе овладения иностранным языком.
Положения, выносимые на защиту:
Формирование культуры жизненного самоопределение старших подростков представляет собой динамический процесс, направленный на личностную самоидентификацию, поиск своего места в социуме, персонализацию, социализацию и профессионализацию, планирование и построение вектора личного и профессионального развития в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Необходимо создание условий для устойчивого баланс возможностей личности человека и запросов общества и рынка труда. Повышение уровня культуры жизненного самоопределения возможно в результате системной работы педагогов в образовательной организации.
Формирование культуры жизненного определения в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий обязательно основывается на индивидуальном подходе, обеспечивающем учет психофизиологических особенностей подросткового периода развития личности. Именно эти особенности играют ключевую роль в активизации процесса жизненного самоопределения старших подростков. К таковым следует отнести: стремление к независимости и самостоятельности, общительность, открытость чему-то новому, развитие мировоззренческих позиций и представлений, критичность к себе и окружающим, решительность в достижении поставленной цели, склонность к конкуренции и лидерству.
Алгоритм формирования культуры жизненного самоопределения старших подростках строится на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, с обязательным учетом следующих принципов: учёта возрастных и психологических особенностей, системности, целостности и конфиденциальности.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты и выводы по изучению методики формирования культуры жизненного самоопределения в процессе овладением иностранным языком могут найти применение в курсе методики обучения иностранному языку во время прохождения студентами педагогической практики в школе и в практической деятельности школьных учителей.
Диссертационная работа прошла апробацию на следующих конференциях и семинарах: XIX Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков (апрель 2021), XIX Международная научно-практическая конференция «Акмеология профессионального образования (апрель 2022).
В теоретической главе Теоретические основы формирования культуры жизненного самоопределения старших подростков посредством развития коммуникативных универсальных учебных действий были рассмотрены следующие аспекты:
1.1 Формирование культуры жизненного самоопределения как психолого-педагогическая проблема.
1.2 Коммуникативные универсальные учебные действия при обучении иностранному языку и их сущностная характеристика.
1.3 Психофизиологические особенности развития подростков.
1.4 Формирование культуры жизненного самоопределения в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий.
В практической главе была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию культуры жизненного самоопределения старших подростков в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действия при обучении иностранному языку.
Исследование проводилось с сентября 2021 по апрель 2022 года.
Выборка состоит из 44 старшеклассников, являющихся учащимися 10 классов. Учащиеся были разделены на две группы — экспериментальную (26 человек), в которой применялся алгоритм формирования культуры жизненного самоопределения и контрольную (18 человек), в которой такая работа не проводилась.
Цель работы: изучение культуры жизненного самоопределения у старших подростков в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий при изучении иностранного языка.
Задачи исследования:
подбор методик для изучения характеристик культуры жизненного самоопределения;
поиск выборки, соответствующей цели исследования;
проведение диагностического исследования;
обработка полученных данных;
математический анализ данных;
интерпретация полученных результатов.
Так как в культуре жизненного самоопределения первостепенными являются мировоззрение, персонализация, социализация и профессионализация, для выявления уровня их первичной сформированности были отобраны следующие методики:
методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (уровень сформированности персонализации); [Рокич, 2009] (Приложение 1)
методика «Профессиональная готовность» (адаптация А.П. Чернявской) (уровень профессионализации); [Чернявская, 2014] (Приложение 2)
методика изучения социализированности личности учащегося (по М.И. Рожкову) (уровень сформированности социализации); [Рожков, 2018] (Приложение 3)
методика «Сформированность мировоззренческого самоопределения личности» (степень выраженности мировоззренческих установок (А. В. Позняк). [Позняк, 2013] (Приложение 4)
На формирующем этапе проводилась работа по формированию культуры жизненного самоопределения с использованием разработанного алгоритма в экспериментальной группе. На контрольном этапе проводилось повторное исследование уровня сформированности культуры жизненного самоопределения.
В результате проведения констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что становится актуальным разработка и внедрение алгоритма формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе.
Формирующий этап экспериментальной работы проводился на базе МАОУ СОШ № 2 города Ревда Свердловской области в 10 «А» и в 10 «Б» классах с неуглублённым изучением иностранного языка. Группы учащихся 10«А» и 10«Б» классов изучают английский язык по УМК О.В. Афанасьевой «Английский в фокусе» при нагрузке три часа в неделю. Уровень базовых знаний учащихся средний.
В содержание деятельности учителя входит: организация работы по самонаблюдению, самоанализу, самооценке и взаимооценке учащихся в процессе изучения иностранного языка. Акцентируются следующие аспекты:
направленность личности;
мировоззренческие установки;
социальные установки;
интересы и склонности учащихся;
первичные профессиональные намерения;
творческие способности.
Таким образом, была составлена и внедрена программа по формированию культуры жизненного самоопределения на уроках английского языка в 10 классе по УМК О.В. Афанасьевой (Приложение 5). В ходе реализации данной программы педагог организует условия для самопознания учащихся в рамках предметной области.
Так же, на протяжении всего периода учащиеся вели дневниковые записи на английском языке. (Приложение 7) Итогом стала рефлексия на основе полученных знаний о себе в виде самохарактеристики. (Приложение 6) В результате у десятиклассников формируются регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, предметные компетенции, что влияет на процессы персонализации, социализации и профессионализации, а так же на уровень сформированности мировоззренческих установок.
Программа состоит из 8 разделов:
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе.
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий.
Социально-культурная сфера. Природа и экология.
Социально-культурная сфера. Путешествие по своей стране и за рубежом
Социально-бытовая сфера. Здоровье и забота о нем.
Социально-культурная сфера. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности.
Социально-культурная сфера. Научно-технический прогресс.
В рамках каждого раздела в образовательный процесс внедряются задания по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, которые стимулируют процесс самопознания.
В ходе реализации данной программы были использованы следующие формы работы: тестирование, решение проблемных ситуаций и ситуаций выбора, ролевые игры, дискуссии, круглые столы, проектная деятельность, ведение дневника (блога);
По учебнику О.В. Афанасьевой были составлены и подобраны упражнения на каждый раздел. Работа рассчитана на учебный год. На каждый раздел подобрано тематически и составлено 4 задания, направленные на активизацию и актуализацию процессов персонализации, социализации и профессионализации. Все задания обязательно имеют коммуникативную составляющую.
Каждое задание непосредственно встраивается в урок.
На контрольном этапе исследовательской работы было проведено повторное определение уровня сформированности культуры жизненного самоопределения старших подростков. Для диагностики применялись те же методики, что и на констатирующем этапе.
В экспериментальной группе иерархия терминальных ценностей сместилась, первую позицию стала занимать ценность "Активная деятельная жизнь", ценность "Наличия друзей" сместилась на третью позицию, что говорит о том, что в ходе работы ценностная карта учащихся претерпела качественные изменения.
Иерархия терминальных ценностей в контрольной группе не изменилась.
Иерархия инструментальных ценностей качественно не изменилась в обеих группах.
Результаты обработки данных диагностики по методике «Профессиональная готовность» в адаптации А.П. Чернявской: выявил следующее. В экспериментальной группе отмечается повышения высокого уровня профессиональной готовности на 8, 25 процента. Повышение среднего уровня профессиональной готовности на 9,9%. Таким образом, уровень низкой профессиональной готовности понизился на 18,3 %.
В контрольной группе повышение высокого уровня фиксируется на 3%, отрицательная динамика среднего уровня профессиональной готовности в 2%, и процент учащихся с низким уровнем профессиональной готовности не изменился.
Результаты диагностики по методике изучения социализированности личности учащегося по М.И. Рожкову показал повышение высокого уровня социальной адаптированности на 9% и высокого уровня социальной активности на 11% в экспериментальной группе. В то время как в контрольной группе отмечается падение общего уровня социальной активности на 3%.
Диагностического исследования по методике «Сформированность мировоззренческого самоопределения личности» по А. В. Позняку выявило в экспериментальной группе увеличение степени проявления таких мировоззренческих представлений как сознательное отношение к укреплению своего здоровья, неприятие безнравственного поведения, готовность к сознательному выбору профессии, ответственное отношение к учению, потребность и умение отстаивать свои убеждения, эрудиция, кругозор. В контрольной же группе было зафиксировано увеличение степени проявления следующих мировоззренческих представлений: потребность и умение отстаивать свои убеждения и чувство собственного достоинства.
Представленные показатели жизненного самоопределения старших подростков демонстрируют эффективность реализации алгоритма формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе.
Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, наглядно демонстрируют рост показателей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выделенным критериям на основе сравнительных характеристик данных экспериментальной и контрольной групп показал положительную динамику. Это доказывает эффективность внедрения алгоритма формирования культуры жизненного самоопределения старших подростков в коммуникативном процессе при изучении иностранного языка. Но, следует отметить, что жизненное самоопределение — это емкое понятие, затрагивающее все сферы жизни человека, происходящее на протяжении длительного периода времени, так что сформировать его полностью в рамках одной дисциплины невозможно. Но возможно оказывать положительный эффект на этот процесс.
По итогам проведения контрольного этапа опытно-поисковой работы были сделаны следующие выводы:
проведённое экспериментальное исследование подтвердило выдвинутые в начале исследования положения научной гипотезы;
результаты теоретического анализа и полученные в ходе исследования данные доказывают эффективность выявленных, научно обоснованных и реализованных в опытно-поисковой работе элементов формирования культуры жизненного самоопределения старших подростков в коммуникативном процессе;
установлено, что в экспериментальной группе наблюдается более выраженная положительная динамика, чем в контрольной группе.
Исследование формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе имеет большие перспективы: интересным представляется создание метапредметных проектов, а так же расширение экспериментальной группы с привлечением других образовательных организаций города.
Таким образом, разработанный алгоритм формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе позволяет: организовать процессы самоанализа, самонаблюдения, само- и взаимоцоенки для выявления интересов, возможностей, способностей учащихся, особенностей личности, степени сформированности мировоззренческих установок и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации.
Результатом реализации разработанного алгоритма формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе выступает повышение уровня персонализации, социализации и профессионализации личности. Таким образом, проведённое исследование подтвердило гипотезу, о том, что формирование культуры жизненного самоопределения в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка будет эффективным, если:
Выявлены сущность, критерии и уровни сформированности культуры жизненного определения
Разработаны и апробированы следующие педагогические условия:
алгоритм формирования культуры жизненного самоопределения в коммуникативном процессе, помогающий старшему подростку осознать себя субъектом собственной жизни, умеющим принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки, основанный на основе следующих методов и приёмов: тестовые методики, ролевые игры, решение проблемных ситуаций, дебаты, круглые столы и т.д.