СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе общечеловеческих культурных цен- ностей базовой является здоровье, служащее основой жизнестойкости, полноценной жизни че- ловека. В научных работах устанавливается пря- мая взаимосвязь между здоровьем и счастливой полноценной жизнью, при этом здоровье рассма- тривается как непреходящая ценность [Nikulina, Sanko 2020]; как залог социального потенциа- ла молодежи в условиях современного общества [Рахматулин 2015]; как условие самореализации выпускников вуза в профессиональной деятельно- сти [Мельник, Нестеренко 2019].

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здорового образа жизни у школьников»

0

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников период пандемии

В системе общечеловеческих культурных цен-
ностей базовой является здоровье, служащее
основой жизнестойкости, полноценной жизни че-
ловека. В научных работах устанавливается пря-
мая взаимосвязь между здоровьем и счастливой
полноценной жизнью, при этом здоровье рассма-
тривается как непреходящая ценность [Nikulina,
Sanko 2020]; как залог социального потенциа-
ла молодежи в условиях современного общества
[Рахматулин 2015]; как условие самореализации
выпускников вуза в профессиональной деятельно-
сти [Мельник, Нестеренко 2019].
Здоровье – один из важных компонентов жизни
человека, обуславливающих успешность его само-
реализации во всех сферах деятельности [Фомен-
ко, Свистельникова 2019], в том числе в профес-
сиональной. Здоровье как интегративная харак-
теристика личности отражает своеобразие вну-
треннего мира и особенности взаимоотношений
с окружением. Здоровье включает в себя физи-
ческий, психический, социальный и духовный
аспекты [Беляева, Чигарина 2013]. Оно определя-
ется балансом или состоянием равновесия меж-
ду адаптационными возможностями человека и
стремительно изменяющимися условиями окру-
жающей среды. Оно зависит от наследственных,
социально-психологических, экономических и
экологических факторов. Вместе с тем рост ин-
форматизации, внедрение цифровых технологий
в образование [Стрекалова 2019], увеличение тех-
нической оснащенности, интенсификация трудо-
вой и образовательной деятельности на физиоло-
гическом уровне приводят к ухудшению состоя-
ния здоровья населения в целом и студенчества в
частности, что является одной из главных проблем
развития общества на современном этапе [ Дави-
денко 2003]. Соответственно, возникает острая
необходимость в развитии компетенции в обла-
сти поддержания и укрепления здоровья школьников, что невозможно без воспитания культу-
ры здорового образа жизни вшкольные годы в
период доминирования учебно-профессиональной
деятельности. Культура ЗОЖ понимается как осо-
знанная реализация способов сохранения и укре-
пления здоровья. Процесс формирования здорово-
го образа жизни, или воспитания культуры ЗОЖ,
довольно сложен и включает в себя: информиро-
вание о факторах риска и степени их влияния на
состояние здоровья; формирование убежденности
в необходимости выполнения рекомендаций по
устранению факторов риска; воспитание навыков,
оказывающих благоприятное влияние на здоровье
и сводящих к минимуму воздействие отрицатель-
ных факторов; осознанное желание индивидуума
соблюдать здоровый образ жизни в целях макси-
мальной положительной социальной деятельно-
сти. Вопрос о сохранении здоровья и формирова-
нии культуры ЗОЖ становится еще более острым
и актуальным в период пандемии и самоизоляции.
В процессе формирования культуры ЗОЖ в об-
разовательном процессе выделяется ряд направ-
лений. Среди них на первый план выходит созна-
тельное отношение обучающихся к собственному
здоровью, физическое и психическое состояние.
В последнее время вопросу формирования
культуры здорового образа жизни посвящено до-
статочно научных работ: исследования общего
плана, а также специализированные, посвященные
формированию здорового образа жизни школьников
в системе образования. На со-
временном этапе исследования ЗОЖ раскрывают-
ся особенности не только здорового образа жиз-
ни, но и педагогических условий его формирова-
ния для успешной профессиональной деятельно-
сти будущих специалистов различных специаль-
ностей.
Работы физиологов [ Гордеева 2019] сконцен-
трированы на «болезни цивилизации» – комплек-
се физиологических нарушений ( ухудшение зре-
ния, заболевания опорно-двигательного аппара-
та, нарушения обмена веществ и прочее) в состоя-
нии здоровья молодого поколения, ведущего мало-
подвижный образ жизни и страдающего гиподи-
намией. Эта проблема наиболее ярко проявилась в
период самоизоляции населения, в частности сту-
денческой молодежи во время пандемии корона-
вирусной инфекции ( СOVID-19). Именно этим
обосновывается актуальность изучения представ-
лений школьников о здоровом образе жизни.
Необходимость формирования культуры здо-
рового образа жизни и создания программ по ее
формированию обстоятельно доказывается зако-
номерностями изменения состояния здоровья на-
селения, особенностями жизнедеятельности в пе-
риод пандемии, изменениями характера заболева-
емости, продолжительности жизни, существенно
влияющими на качество жизни человека, на реа-
лизацию человеческого потенциала в профессио-
нальной деятельности [Егорова 2017]. Кроме того,
в условиях инновационной направленности дея-
тельности воз-
никает необходимость формирования культуры
ЗОЖ не только у собучающихся но и у педагогов
[Кретова, Беляева, Косцова 2018].
А любая программа, ориентированная на
ЗОЖ, должна быть осно-
вана на трех взаимосвязанных позициях: ин-
формировании, формировании эмоционально-
положительного отношения к ЗОЖ, практиче-
ской реализации принципов ЗОЖ в учебной дея-
тельности и организации досуга. Реализация та-
кой программы должна способствовать не только
укреплению всех сторон здоровья школьников, но и
формировать новый образ жизни человека, ответ-
ственно относящегося не только к своей судьбе,
но и судьбе будущего поколения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!