СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций средствами преподавания иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в виде презентации для выступления на МО предметов гуманитарного цикла

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций средствами преподавания иностранного языка»

Формирование ключевых компетенций средствами преподавания иностранного языка Выступление подготовила Болт Светлана Владимировна – преподаватель английского языка. г. Кингисепп 2021 г.

Формирование ключевых компетенций средствами преподавания иностранного языка

Выступление подготовила Болт Светлана Владимировна – преподаватель английского языка.

г. Кингисепп

2021 г.

Компетенция – единство определенных качеств личности, навыков, умений и знаний. ( Е.Н. Соловова )

Компетенция единство определенных качеств личности, навыков, умений и знаний.

( Е.Н. Соловова )

 Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции .  При этом выделяются несколько ее составляющих: речевая компетенция языковая компетенция социокультурная компетенция компенсаторная компетенция учебно-познавательная компетенция социальная компетенция

Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции . При этом выделяются несколько ее составляющих:

  • речевая компетенция
  • языковая компетенция
  • социокультурная компетенция
  • компенсаторная компетенция
  • учебно-познавательная компетенция
  • социальная компетенция
 Речевая компетенция  – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).  Языковая компетенция  – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоения знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения в родном и изучаемом языке.

Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).

Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоения знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения в родном и изучаемом языке.

 Социокультурная компетенция  – приобщение уч-ся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.  Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации.

Социокультурная компетенция – приобщение уч-ся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Компенсаторная компетенция развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации.

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. Здесь очень важно сформировать чувство толерантности, терпимости к точке зрения, отличной от вашей.

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. Здесь очень важно сформировать чувство толерантности, терпимости к точке зрения, отличной от вашей.

 В вопросах коммуникативного преподавания языков можно выделить четыре аспекта цели обучения ИЯ:  1) учебный практический аспект; 2) воспитательный аспект обучения; 3) образовательный аспект; 4) развивающий аспект.

В вопросах коммуникативного преподавания языков можно выделить четыре аспекта цели обучения ИЯ:

  • 1) учебный практический аспект;
  • 2) воспитательный аспект обучения;
  • 3) образовательный аспект;
  • 4) развивающий аспект.
Учебный практический аспект.  Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах.  Речь идет об овладении четырьмя видами речевой деятельности: аудированием и чтением, говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексикой, фонетикой и грамматикой.

Учебный практический аспект.

Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах.

Речь идет об овладении четырьмя видами речевой деятельности: аудированием и чтением, говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексикой, фонетикой и грамматикой.

 Воспитательный аспект обучения  предполагает формирование у уч-ся мировоззрения, идейной убеждённости, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности. Воспитание нельзя делить на этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, интернациональное и т.д. Всякое воспитание есть воспитание в человеке нравственности. Для реализации данного аспекта надо использовать все возможности: и содержательные, и организационные. Возможности здесь беспредельны, важно лишь не ограничиваться благими намерениями, а выявить конкретные пути их реализации как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Воспитательный аспект обучения

предполагает формирование у уч-ся мировоззрения, идейной убеждённости, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности.

Воспитание нельзя делить на этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, интернациональное и т.д. Всякое воспитание есть воспитание в человеке нравственности. Для реализации данного аспекта надо использовать все возможности: и содержательные, и организационные. Возможности здесь беспредельны, важно лишь не ограничиваться благими намерениями, а выявить конкретные пути их реализации как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Образовательный аспект  предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знания о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным языком; удовлетворение личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности, от профессиональной до хобби.  Например, фраза “ I am going to the drugstore to buy a pen ” – Я собираюсь зайти в аптеку и купить авторучку» не покажется странной тому, кто знает, что в Америке в аптеке можно купить не только лекарства, но и почтовые и писчие принадлежности, шоколад и другие мелочи.

Образовательный аспект

  • предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знания о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным языком; удовлетворение личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности, от профессиональной до хобби.
  • Например, фраза “ I am going to the drugstore to buy a pen ” – Я собираюсь зайти в аптеку и купить авторучку» не покажется странной тому, кто знает, что в Америке в аптеке можно купить не только лекарства, но и почтовые и писчие принадлежности, шоколад и другие мелочи.
  • Можно привести ещё один пример. Группа американских студентов и профессоров приехала по обмену опытом в один из московских университетов. Была составлена очень сжатая программа посещения культурных центров Москвы и других городов России. И вдруг группа просит перенести посещение Третьяковской галереи, назначенное на воскресенье, объясняя это желанием пойти на службу в храм. После непродолжительной беседы с русским преподавателем, сопровождавшим их в поездках и выступавшим в роли гида-переводчика, решение было изменено.
  • Поняв, что служба в русском православном храме длится не час, как они предполагали по собственному опыту, а более 2х часов, в течение которых надо стоять на ногах, что прихожанам не дают книг песнопений и не указывают гимны со страницами в определенной последовательности для облегчения слов и нот, что воскресных школ для взрослых не бывает, т.е. возможности пообщаться с русскими верующими даже на русском языке практически нет, что проповедь священника не отпечатывается и т.д., решено было зайти в церковь ненадолго, поставить свечки и ехать в Третьяковку.
Диалог культур подразумевает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. Под культурой мы понимаем все то, что определяет сложившийся веками стиль жизни и характер мышления, национальный менталитет.  В последнее время особое значение приобретает социокультурная компетенция, т.к. она является инструментом воспитания международно-ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества. Недаром в последнее время в учебниках иностранного языка нового поколения все больше внимания отводится проблемам формирования экологического сознания уч-ся, связанные с проблемами как экологической защиты природы, так и экологии взаимоотношений между людьми.  В прошлом учебном году я давала открытый урок на английском языке в 225 группе (когда они были еще 125 гр.-1 курс) на теме «Охрана окружающей среды. Проблемы экологии».
  • Диалог культур подразумевает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. Под культурой мы понимаем все то, что определяет сложившийся веками стиль жизни и характер мышления, национальный менталитет.
  • В последнее время особое значение приобретает социокультурная компетенция, т.к. она является инструментом воспитания международно-ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества. Недаром в последнее время в учебниках иностранного языка нового поколения все больше внимания отводится проблемам формирования экологического сознания уч-ся, связанные с проблемами как экологической защиты природы, так и экологии взаимоотношений между людьми.
  • В прошлом учебном году я давала открытый урок на английском языке в 225 группе (когда они были еще 125 гр.-1 курс) на теме «Охрана окружающей среды. Проблемы экологии».

Развивающий аспект

обеспечивает осознание мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов, сравнение и сопоставление родного и иностранного языков, развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, логики (анализа, синтеза, умозаключения), развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться, таких черт характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться. Иногда при выполнении заданий уч-ся испытывают значительные трудности не потому, что не знают лексики или грамматики, позволяющей им выразить ту или иную мысль ( такую лексику мы с ними записываем в отдельные тетради- словарики и постоянно ее используем как в устной, так и в письменной речи), а потому, что не понимают, что надо сказать ( или что от них хотят услышать). Иными словами, трудность состоит не в том, «как сказать», а в том, «что сказать». Особенно если учитывать контингент наших учащихся. Поэтому очень часто на внеклассных мероприятиях мы знакомим их и с культурой англоговорящих стран как на английском, так и на русском языках и уже потом эту известную на родном языке информацию используем на уроках

Мотивация обучения  Чтобы поддерживать интерес (мотивировать) уч-ся к изучению ИЯ я предлагаю своим уч-ся нестандартные задания, использую неожиданные приемы и формы работы, стимулирую мыслительную активность на уроке, часто меняю их роли и характер взаимодействия друг с другом.

Мотивация обучения

Чтобы поддерживать интерес (мотивировать) уч-ся к изучению ИЯ я предлагаю своим уч-ся нестандартные задания, использую неожиданные приемы и формы работы, стимулирую мыслительную активность на уроке, часто меняю их роли и характер взаимодействия друг с другом.

Работа в группах  В ходе совместной работы возникает новое, более детальное понимание темы, ее взаимосвязи с ранее изученным и еще не изученным материалом.

Работа в группах

В ходе совместной работы возникает новое, более детальное понимание темы, ее взаимосвязи с ранее изученным и еще не изученным материалом.

Я всегда стараюсь максимально обеспечить учащимся возможность выбора заданий в рамках одной и той же учебной темы, а также последовательности их выполнения, используя различные формы отчета / контроля выполнения: реферат или доклад, устное сообщение или сочинение (эссе).  Перед тем как задать на дом творческое задание, связанное с подготовкой устного выступления или написанием эссе/сочинения/доклада, я осуществляю следующие действия: *обеспечиваю уч-ся достаточно разнообразной информацией по теме работы;  *даю список дополнительной литературы по данной проблеме или представляю саму литературу;
  • Я всегда стараюсь максимально обеспечить учащимся возможность выбора заданий в рамках одной и той же учебной темы, а также последовательности их выполнения, используя различные формы отчета / контроля выполнения: реферат или доклад, устное сообщение или сочинение (эссе).
  • Перед тем как задать на дом творческое задание, связанное с подготовкой устного выступления или написанием эссе/сочинения/доклада, я осуществляю следующие действия:

*обеспечиваю уч-ся достаточно разнообразной информацией по теме работы; *даю список дополнительной литературы по данной проблеме или представляю саму литературу;

*знакомлю уч-ся/отрабатываю необходимые технологии подготовки к выполнению конкретного задания: учу составлению плана сочинения, написанию тезисов/конспекта; *предоставляю некоторым уч-ся более подробные опоры по структуре выполнения работы; *заранее знакомлю уч-ся с параметрами и критериями оценки работ, чтобы уч-ся могли сами оценить свои речевые произведения.

*знакомлю уч-ся/отрабатываю необходимые технологии подготовки к выполнению конкретного задания: учу составлению плана сочинения, написанию тезисов/конспекта;

*предоставляю некоторым уч-ся более подробные опоры по структуре выполнения работы;

*заранее знакомлю уч-ся с параметрами и критериями оценки работ, чтобы уч-ся могли сами оценить свои речевые произведения.

Очень часто уч-ся испытывают значительные трудности при выполнении творческих заданий в устной и письменной форме, поскольку даже на родном языке они не всегда владеют технологиями самостоятельной академической работы, такими как: способность находить нужную информацию; умение использовать различные технологии чтения (поискового, просмотрового, изучающего и т.д.); навыки использования различных форм записи (сокращение текста, аннотирования, реферирования, расширения текста и т.д.); способность составлять опорный план-конспект; навыки использования различных форм изложения мысли (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дедукции, индукции, аналогии).

Очень часто уч-ся испытывают значительные трудности при выполнении творческих заданий в устной и письменной форме, поскольку даже на родном языке они не всегда владеют технологиями самостоятельной академической работы, такими как:

  • способность находить нужную информацию;
  • умение использовать различные технологии чтения (поискового, просмотрового, изучающего и т.д.);
  • навыки использования различных форм записи (сокращение текста, аннотирования, реферирования, расширения текста и т.д.);
  • способность составлять опорный план-конспект;
  • навыки использования различных форм изложения мысли (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дедукции, индукции, аналогии).
 Чтобы облегчить им эту задачу, уже стало традицией проводить КВНы между группами и во время подготовки к ним обучать различным технологиям, это более эффективно, т.к. происходит мотивированно, все хотят победить. Также этому можно научиться на консультациях, особенно если ты пропустил много занятий по болезни или из-за участия в каких-либо мероприятиях.

Чтобы облегчить им эту задачу, уже стало традицией проводить КВНы между группами и во время подготовки к ним обучать различным технологиям, это более эффективно, т.к. происходит мотивированно, все хотят победить. Также этому можно научиться на консультациях, особенно если ты пропустил много занятий по болезни или из-за участия в каких-либо мероприятиях.

 Особый интерес вызывает у уч-ся рейтинговое оценивание их знаний, меньше стали пропускать занятий, т.к. снимаются баллы за невыполненные к/р, даже если ты их пропустил по уважительным причинам. Те, кому не безразлично - сами приходят на консультации, чтобы их обязательно выполнить или выяснить, что было не допонято в к/р, т.к. если было много ошибок на те или иные грамматические темы, задания дублируются в последующих видах контроля (сначала в текущем, а в случае необходимости и рубежном). Основные задания повторяются в итоговом контроле, который в итоге получается с неплохими результатами. За участие во внеклассных мероприятиях тоже добавляются дополнительные баллы в личный рейтинг каждого их участников + отличные или хорошие оценки в журнал.

Особый интерес вызывает у уч-ся рейтинговое оценивание их знаний, меньше стали пропускать занятий, т.к. снимаются баллы за невыполненные к/р, даже если ты их пропустил по уважительным причинам. Те, кому не безразлично - сами приходят на консультации, чтобы их обязательно выполнить или выяснить, что было не допонято в к/р, т.к. если было много ошибок на те или иные грамматические темы, задания дублируются в последующих видах контроля (сначала в текущем, а в случае необходимости и рубежном). Основные задания повторяются в итоговом контроле, который в итоге получается с неплохими результатами. За участие во внеклассных мероприятиях тоже добавляются дополнительные баллы в личный рейтинг каждого их участников + отличные или хорошие оценки в журнал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!