СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательских навыков на уроках биологии и на дополнительных занятиях творческого объединения «Школа юного исследователя»: практика реализации образовательных инноваций (из собственного опыта работы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана работа по формированию исследовательских навыков.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских навыков на уроках биологии и на дополнительных занятиях творческого объединения «Школа юного исследователя»: практика реализации образовательных инноваций (из собственного опыта работы)»



Секция 2 «Творческая педагогическая деятельность как эвристическая составляющая развития личности»
Тимощенко Светлана Ефимовна, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Школа юного исследователя» Учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр», преподаватель биологии и химии Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский многопрофильный техникум №37»

Формирование исследовательских навыков на уроках биологии и на дополнительных занятиях творческого объединения «Школа юного исследователя»: практика реализации образовательных инноваций (из собственного опыта работы)

Аннотация. В статье показана работа по формированию исследовательских навыков на уроках и занятиях творческого объединения «Школа юного исследователя», В статье решается проблема причин отчуждения студентов от обучения, в результате чего они не могут связать теоретический материал с жизнью. Поэтому перед автором поставлена задача: сформировать навык исследования, пропагандировать интеллект, ценность и авторитет знаний. Эффективность в том, что студенты научатся творчески подходить к любой проблеме, нетрадиционно и качественно её решать, а это приведёт к ускорению темпов роста общества.

Ключевые слова. воспитание, исследовательская работа, внеклассная работа, метод проектов, игровые технологии, проблемное обучение


В условиях модернизации образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование


лючевых компетентностей обучающихся, особо остро встает проблема формирования исследовательских навыков.

Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся и формирования исследовательских навыков на уроках биологии и во внеурочное время.

Была поставлена цель: развить у обучающихся творческого объединения «Школа юного исследователя» способности к исследовательскому типу мышления, активизация познавательной деятельности, творческого мышления.

Мотивом данного исследования было: ХХІ веку требуется человек с исследовательским, творческим мышлением, творческая личность с развитым потенциалом.

В работе решается проблема: знания имеют опережающее значение по отношению к деятельности и поведению.

 Процесс формирования исследовательских навыков, является основой и залогом формирования ключевых компетенций и познавательного интереса.

Значение исследовательских навыков развитие, познавательного, а значит развивающего интереса. А он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание студентов, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.

Студент, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения - как тяжелую и бессмысленную повинность.

Личная концепция автора заключается в следующем:

  • вариативность и личностная ориентация образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

  • практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских, проблемных, коммуникативных методов и др.);

  • отбор содержания учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

  • использование межпредметных связей;

  • внедрение в процесс обучения ИКТ, обеспечивающих доступ к различным информационным ресурсам и способствующих обогащению содержания обучения, придающих ему логический и поисковый характер.

В своей деятельности для формирования исследовательских навыков я применяю проблемное обучение Дж.Дьюи, принцип которого заключается в следующем: активность студента в процессе обучения является одним из основных условий развития исследовательских навыков. Применяя проблемное обучение, я обеспечиваю высокий уровень мотивации, осознание потребностей в усвоении знаний и умений, получение результатов. Для реализации проблемного обучения используются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Для организации продуктивной деятельности обучающихся применяются лабораторные и практические работы эвристического характера. Они позволяют не только изучать биологические объекты, но и знакомиться с методами науки биологии, что способствует развитию исследовательских навыков: понимание сущности проблемы, формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы.

Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения проблемы обучающийся преодолевает трудности. Это способствует развитию у него мышления, пробуждение познавательного интереса к исследованию, выработка воли.

Чтобы пробудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным сформировать исследовательские навыки, я иногда использую прием заочного «путешествия» или «прогулки». Обучающимися ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вы в походе порезали ногу, да еще вас укусила пчела. Какие зеленые растения к вам придут на помощь?

Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения, которые необходимы при исследовании.

Одним из существенных слагаемых формирования исследовательских навыков, динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов являются игровые технологии (Б.П. Никитина, Газман О.С. и др.)

Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысливания и закрепления учебного материала, применения в новых ситуациях. Это могут быть кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок и др..

В конце изучения большой темы, а также, чтобы стимулировать познавательный интерес обучающихся к своему предмету, некоторые контрольные работы заменены на обобщающие уроки-игры. Я провожу их по сценарию телевизионных игр: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» или просто как соревнование. После проведения таких уроков ребята с нетерпением ждут следующих уроков-игр, с удовольствием готовятся к ним. А это значит, что цель – вызвать интерес к предмету – мною достигнута. На уроке «Значение генетики для медицины» использовался метод проблемного обучения. Перед студентами стоял вопрос: «Как противостоять генетическому грузу?». На уроке были предложены реальные ситуации, из которых нужно было выйти. Например: «Родной брат мужа болен гемофилией, девушка уверена, что дети будут больные. Так ли это?», «Капуста антимутаген, укрепляет систему репарации клетки. Докажите это».

На своих уроках часто используются познавательные задачи теоретического и практического характера, экспериментальные, репродуктивные, проблемные, абстрактные, задачи с конкретным содержанием, задачи парадоксы, задачи-поговорки и т.д.

В техникуме с 2007 года работает экологическая бригада «Экококтейль». Бригада выступала на конкурсе экологических бригад в г. Донецке, на экологическом фестивале, в детском саду «Колокольчик».

Проведение таких мероприятий повышает заинтересованность обучающихся, развивает мышление, учит анализу и способности делать выводы.

Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал развивающим исследовательские навыки, является метод проектов. Метод проектов реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации, но и при помощи новых информационных технологий: мультимедийного оборудования, образовательных порталов и сайтов общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференций. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности. Мы со студентами провели работу над проектами: «Дерево жизни», «Твори добро», «Экологическая сумка». Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самоусовершенствованию .

Исследовательская работа с обучающимися требует больших затрат времени и сил, но она достаточно плодотворна, т.к. обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.

Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется и на уроке, и в системе дополнительного образования (в творческом объединении «Школа юного исследователя»). Тематика и характер исследовательских работ различны. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у студентов исследовательские наклонности. Перед членами творческого объединения ставится задача: необходимо не только поставить опыт и получить результаты экспериментальной работы, но и проанализировать их, выявить причинно-следственные связи, предложить свои пути решения проблемы. Это развивает логику и мышление обучающихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной проблеме, требует организации и собранности. Кроме того, в ходе выполнения проекта происходит непосредственное общение с природой, развивается наблюдательность, повышается экологическая культура в целом.

Решая конкретную экологическую проблему, студенты-исследователи начинают понимать необходимость природоохранной деятельности, чувствовать ответственность за состояние природной среды своей местности, своего края, повышают экологическое сознание.

Работа «Экологическая сумка» так названа, потому что в нее мы включили все природоохранные проекты, исследовательские работы с использованием зеленых технологий, акции «Зелёный город», «Будущий лес», «Расцветай республика», «Экологическая сумка», «Моральный поступок». Важным является и то, что, включаясь в исследовательскую работу, студенты приобретают умения и навыки постановки и проведения научного эксперимента, учатся работать в лаборатории и вести мониторинг состояния природных экосистем и отдельных компонентов окружающей среды. В свою очередь, это пробуждает интерес к научной работе в целом, к экологическим и биологическим специальностям, что может сыграть важную роль уже на производстве. Результат работы - призовые места за исследовательскую деятельность на муниципальном, республиканском уровне. Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность расширяет знания студентов по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках. Работы обучающихся принимают исследовательский характер.

Воспитывая бережное отношение к природе в целом, также призываю ребят беречь собственное здоровье. Ведь человек – часть природы.

Как учитель-предметник, стараюсь обучающихся занимать чем-то новым, пытаюсь разнообразить свои подходы к экологическому воспитанию. Для этого я провожу экологические акции, проекты.

В конечном итоге решена главная задача этих форм и методов — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека.

Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных учебно-воспитательных задач. Внеклассные мероприятия многогранны. Они могут углублять учебный материал, воспитывать идеалы, формировать мировоззрение, экологические вкусы, этику поведения, эмоции, взгляды, суждения, воспитывать культуру труда, патриотические чувства, бережное отношение к природе. Для разнообразия внеклассной работы организован творческого объединения «Школа юного исследователя». В работе творческого объединения используются такие формы работы, как экскурсии в природу, экологические экспедиции, экологические десанты, природоохранные акции, экологические фестивали и т.д. На теоретических занятиях ребята получают знания не только о природе и экологии края, но и знакомятся с методиками исследований в природе, видами творческих работ и правилами их оформления.

Для того, чтобы применяемая методика формирования исследовательских навыков стала живой и полезной, я думаю, мало знаний и умений преподавателя, нужна любовь к своему предмету, любовь к делу.

Ожидаемые результаты:


  • повышение мотивации к обучению;

  • увеличение числа студентов успешно усваивающих материал;

  • повышение уровня исследовательских умений с конструктивно-оформительских до умений самостоятельно выдвигать версии, находить противоречия, использовать факты для построения концепций;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!