СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Развитие креативности обучающихся на уроках изо  предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства»

    Формирование функциональной грамотности школьников

на уроках изобразительного искусства

МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»

Учитель ИЗО Мездрина Ольга Павловна


Сегодня обучение в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новые стандарты образования ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема  деятельностная, позволяющая переориентировать усилия личности от пассивной к активной, от программной к проектной деятельности .Функциональная грамотность позволит ученику социально адаптироваться и успешно творить, функционировать в

В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встает второй,  какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей? В этой связи изобразительное искусство не является исключением. Школьный курс не ставит своей целью сделать их профессиональными художниками. Изучение данной дисциплины призвано сформировать у учащихся способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами - формировать индивидуальность.

Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.

В нашей жизни креативность проявляется как смекалка - способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы.

У каждого человека уже с рождения есть и талант, и креативность, которые не является уделом отдельных людей, ученых, изобретателей, имиджмейкеров, рекламных специалистов. Их креативность – результат упорного труда над самим собой.

Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность влияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны.

Такая деятельность никакой ценности для общества не представляет, люди не получают ресурсов для достижения личных целей. Личность остается незамеченной и не признанной.

Уроки ИЗО позволяют развивать такие креативные способности, как:

  • Беглость– это способность генерировать большое количество идей в единицу времени а уроке. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее. Ребенок должен научиться быстроопределиться с замыслом рисунка, решить композицию,сделать набросок,сделать рисунок, подобрать и сочетать цвета всего за 45минут урока за вычетом других видов учебной деятельности.

  • Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от уже известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.Оригинальность рисунка – создание рисунка самостоятельно, с применением собственного воображения, без копирования и заимствования.

  • Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способами и идеями. Это способность ученика корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности выполнения рисунка.

  • Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.Наблюдается стремление ребенка к открытию новых знаний, высокаямотивация к изобразительной деятельности. Здесь немаловажна роль учителя в подборе уникального материала к уроку.

  • Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Уроки ИЗО позволяют детям находить необычное в обычном, простое в сложном и обсуждать это с учителем и одноклассниками.

  • Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов.Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднений. Они могут нарисовать шуршание под ногами осенней листвы, звон хрустального колокольчика, касание бабочки к своей руке; изобразить горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра, в то время, когда у взрослого человека, деятельность которого напрямую не связана с творчеством, эта способность просто отсутствует. Умение восхищаться красотой окружающего мира вовсе не одно и тоже с умением изобразить это выразительным средствами на бумаге.

  • Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей. Имея развитое воображение, ребенок может представить себе и нарисовать нечто отвлеченное от конкретных образов, что-то неопределённое, непознанное и загадочное, которое может представить только он сам.

  • Детальность - это способность детализировать рисунок до понимания каждого его элемента. Позволяет разбивать рисунок на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясны его мельчайшие элементы.Чем сильнее детализирован рисунок, тем больше конкретной информации предоставляется зрителю. Чем меньше детализация рисунка, тем большая свобода для фантазии предоставлена зрителю.

  • Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные компоненты и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

  • Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.



Как же развить креативность в детях? Существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Например на уроках изобразительного искусства предлагается такие метода как:

Метод агглютинации (ассоциации )— соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень.(ПОРТРЕТ ИЗ ОВОЩЕЙ и ФРУКТОВ)

Метод «Мозгового штурма» (А. Ф. Осборн) работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. К примеру, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из камней.

Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».

Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги. (Практическая работа).

Метод инверсии предложить заменит краски на известные продукты: чай-коричневый, морковный сок-оранжевый, свекольный сок — красный, написание композиции этими продуктами и будет креативный метод на уроках изо.

Все методы изложенные ранее очень новые и необычные, их существует большое множество. Но когда речь заходит о какой-то конкретной теме, учащиеся задают вопрос: «А что конкретно нарисовать?», да действительно у учителя всегда есть идеи, но одна из задач педагогики научить мыслить самостоятельно для этого используется метод «морфологического анализа» или «морфологический ящик». Можно дальше перечислять все креативные методы, но я предлагаю остановится на методе «морфологического анализа» или по-другому «морфологический ящик». Впервые его предложившим Ф. Цвикки, швейцарский астрономом, с помощью данного метода, им было найдено целый ряд открытий. «Цель морфологического исследования — увидеть перспективу полного «поля знаний» о предмете. Это может быть поле материальных объектов, поле явлений или поле отношений, концепций, идей или теорий». Применение данного метода уже существует на уроках изо, например при создании необычного животного, робота


Критическое мышление, таким образом — это комплекс когнитивных навыков и умений, который предполагает, что человек, обладающий им (конкурентноспособный):


-умеет выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;


-умеет работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; различать существенную информацию от несущественной, релевантную от нерелевантной;


-умеет аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;


-способен оценить происхождение знания, его достоверность и правдоподобность;


-учитывает многообразие точек зрения на проблему; принимает во внимание контекст любой информации, проблемы, ситуации;


-умеет задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, отличать реальные проблемы от надуманных;


-способен вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;


-выявляет скрытые допущения и предвзятости, стереотипы и предрассудки;


-самостоятельно занимается своим обучением;


-находит альтернативные способы решения проблемных ситуаций;


-умеет объяснить изученное и применить его в повседневной жизни;


-способен оценивать собственный мыслительный процесс, используя такие интеллектуальные стандарты, как ясность, точность, релевантность, логичность, значимость.


Каким же образом должна быть организована учебная деятельность обучающихся, чтобы она стимулировала развитие их критического мышления на занятиях изобразительного искусства?





Заключение

Развитие креативности обучающихся на уроках изо предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.

Учитель, умеющий обернуть недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать вышеуказанные проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках ИЗО креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения. А результаты изучения креативного мышления ребят позволят создавать творческие задания и эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков и занятий.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!