СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности учащихся на уроках физики»

Конкурс методических разработок по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся













Лепихина Татьяна Дмитриевна

учитель физики

МБОУ СОШ № 9 с. Кевсала Ипатовского района



ФОРМИРОВАНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


















2023 г.

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

«Мы учимся увы для школы, а не для жизни» - это слова римского философа Сенека (4г. до н. э -65 г. н. э).

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» - слова древнегреческого философа Аристипп (435-355 до н. э.).

Высказывания древних философов актуальны и сегодня.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» определил вектор изменения запроса на качество общего образования «Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.)».

Таким образом проблема формирования естественнонаучной грамотности является актуальной в свете повышения качества образования в школе.

Под естественнонаучной грамотностью понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:

- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)

- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).

- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:

- здоровье;

- природные ресурсы;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологий.

Ситуации должны быть жизненными, проблемы реальными.

Естественно-научно грамотный человек должен уметь:

- научно объяснять явления;

- понимать особенности естественно-научного исследования;

- научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Понятие «естественнонаучная грамотность», как и задача формирования этого вида функциональной грамотности, абсолютно согласуются с требованиями к образовательным результатам, определенным в ФГОС основного общего образования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к примерной программе основного общего образования. «Физика».

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»

Вид функциональной грамотности

Личностные результаты


- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний

Естественнонаучная грамотность

Метапредметные результаты


- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

- выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин

Естественнонаучная грамотность

Предметные результаты


- объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера

Естественнонаучная грамотность


Таким образом естественнонаучная грамотность – это не синоним естественнонаучных знаний и умений. Это знания и умения в действии применительно к реальным задачам.

На данном этапе естественнонаучная грамотность рассматривается как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве стран.

Необходимо учесть, что формирование функциональной грамотности – это не механическое натаскивание на образцы КИМ. Это гармонично вписанные в структуру учебного процесса задания, которые призваны выполнять двойную нагрузку – обеспечить достижение предметных результатов и способствовать формированию естественнонаучной грамотности.

Это достаточно длительный процесс, и лишь непрерывная, совместная работа педагога и учащегося могут принести результаты.

Формирование естественнонаучной грамотности охватывает всё пространство, где происходит взаимодействие учителя и ученика.

1. Внеурочная деятельность по предмету.

2.Проектно-исследовательская деятельность.

3. Домашние работы. Можно использовать разнообразные индивидуальные домашние задания, в том числе и практические, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждают интерес.

4. Классная урочная деятельность. Каждодневная работа учителя на уроке, формирует функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Для этого можно использовать банк готовых заданий по проверке сформированности естественнонаучной грамотности представленных на сайте ФИПИ, задания ВПР; раздел учебника «Физика» А.В. Перышкин (7-9 классы) «Это любопытно», на основе данного текста можно придумать очень много дифференцированных заданий, а также это реальные примеры естественно-научной грамотности из жизненных ситуаций на которые мы должны опираться при составлении заданий; раздел учебника «Физика» Г.Я. Мякишев, М.А. Петрова (10, 11 классы) «Вопросы для обсуждения».

Можно выделить следующие типы заданий на формирование естественнонаучной грамотности: задания на работу с текстом, опорные конспекты, контекстные задачи, качественные задачи, домашний эксперимент, работа с информацией в нетекстовом виде,

Задания могут быть включены на любом этапе урока. На начальном этапе изучения предмета «Физика» наиболее важную роль при оценивании заданий естественнонаучной грамотности является рефлексия, чтобы получить наиболее точную оценку уровня понимания.

Для обеспечения результативности проводимой работы необходимо также использовать в обучении инновационные методы (наиболее продуктивные методы и средства обучения); современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

Физика – это предмет, который дает огромные возможности для формирования всех направлений функциональной грамотности. Это и естественнонаучная, и математическая, и читательская грамотность при чтении и осмыслении задач.

Примеры заданий, которые можно использовать при формировании естественнонаучной грамотности на уроках физики.

Задания на формирование естественнонаучной грамотности в контексте урока.

7 класс. Задание. Как спасти пересоленную селёдку?

Иногда случается так, что сельдь купили пересоленую. Что же делать в таком

случае?

Способ первый

Если селёдка пересолена, но не слишком сильно, то разделываем её на филе, нарезаем кусочками, складываем в баночку или контейнер и добавляем к ней одну-две головки репчатого лука, нарезанного полукольцами. Заливаем растительным маслом и перемешиваем. На следующий день сельдь станет менее солёной.

Способ второй

Если селёдка очень пересолена, то её нужно вымачивать. Рыбу потрошим, делаем небольшой надрез по спинке. Заливаем селёдку холодной кипяченой водой на 1 час. Затем меняем воду и вымачиваем еще 1–2 часа в зависимости от того, насколько солёная рыба.

Вопрос 1: Почему при первом способе лук и подсолнечное масло становятся солёными? Свой ответ поясните.

Вопрос 2: При втором способе предлагают заменить воду через 1 час. Для чего это делают? Ответ поясните.

8 класс. Задание. Рефлекторный утеплитель

В последнее время в строительстве стали популярны рефлекторные теплоизоляционные материалы из слоя вспененного полиэтилена, внешняя поверхность которого покрыта полированной алюминиевой фольгой. Утверждают, что такой утеплитель толщиной 2 см заменяет слой в 15–20 см минеральной ваты.

Вопрос 1: Почему такие утеплители получили название рефлекторных?

Вопрос 2: Выберите все утверждения, которые верно описывают свойства рефлекторного утеплителя из вспененного полиэтилена.

А. Подходит для утепления подвалов, так как не подвержен гниению.

В. Не горит, поэтому относится к разряду пожаробезопасных.

С. Хорошо пропускает водяной пар, поэтому подходит для теплоизоляции стен в помещениях с повышенной влажностью воздуха.

Д. Благодаря небольшой толщине позволяет монтировать утеплитель без щелей, что

Задание на формирование естественнонаучной грамотности во внеурочной деятельности.

Для организации проектно-исследовательской деятельности использую часы кружковой работы в 7, 9 классах. Выполнение различного рода заданий позволяет ребятам понять, как «работает» наука, почувствовать радость открытия, получить опыт поиска истины, используя ресурсы собственного интеллекта.

Задание. Кейс «А правда ли, что «Кока- кола» может…?»

Существует множество легенд и мифов по поводу свойств кока-колы. В этом кейсе не исследуется, вреден или полезен этот напиток. Учащимся предлагается научными способами проверить некоторые сведения по поводу его свойств, которые давно «гуляют» в сети, популярных развлекательных журналах и т.п.

Такие исследования вовсе не бесполезны, как может показаться на первый взгляд. Аудитория читателей сети исчисляется миллионами, и проверка информации, которую огромное число людей считает абсолютно достоверной, помогает исследователю научиться «перешагивать» барьеры стереотипов массового сознания.

Задание на формирование естественнонаучной грамотности. Домашняя лаборатория.

Задание 1. Надуйте воздушный шарик. Натрите его шерстяной варежкой и поднесите к мелкой соли или манной крупе, насыпанной на лист бумаги. Что вы наблюдаете? Как можно объяснить этот опыт?

Задание 2. К тонкой струе воды, вытекающей из водопроводного крана, поднесите наэлектризованный воздушный шарик. Что вы наблюдаете? Как можно объяснить этот опыт?


Какие еще примеры и задания можно использовать для развития естественнонаучной грамотности? Я думаю, это задания, включающие в себя научный текст, проведение небольшого эксперимента и построение причинно-следственной связи, выраженной умозаключением или выводом формулы. Например, задания из открытого банка Института стратегии развития образования, тексты из открытого банка заданий ОГЭ по физике, экспериментальные задания из сборника самостоятельных и контрольных работ 7-11 класс, энциклопедический материал.

Всё вышеизложенное показывает, что формирование естественнонаучной грамотности - это кропотливый труд, но необходимый, так как с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики на первое место вышло обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. 


Литература

1. А.Искакова, Г.Калакова. Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках физики в 7 классе. Учебно-методическое пособие

2. Проектная мастерская Авторский коллектив: А.В. Леонтович; И.А. Смирнов; А.С. Саввичев.

3.Азбель А. А., Илюшин Л. С. Тетрадь кейсовых практик: опыт самостоятельных исследований в 7-8 классе Часть 1. — СПб.: Школьная лига, 2014.

4. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (Электронный ресурс): https://fipi.ru/

5. Формирование естественнонаучной грамотности средствами учебного предмета «Физика». Кучина Т. Н., координатор учебно-предметных направлений «Физика» и «Астрономия», кафедры РПМ ТОИПКРО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!