СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории»

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей хороших людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной.

Роберт Шуман


Горшок лепят из глины,

Но именно пустота в нем составляет суть горшка.

Дом строится из стен с окнами и дверями,

Но именно пустота в нем составляет суть дома.

Общий принцип:

Материальное — полезно,

Нематериальное — суть бытия.

Лао-цзы, 1980 год


Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Видя эти негативные проявления в обществе, государство поставило задачу духовного возрождения нации. Современный педагог должен не только дать необходимые знания и умения ученику, но и сформировать его как духовно-нравственного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.


  • В толковом словаре русского языка мы находим следующее описание духовности: «Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»[1].

  • В толковом словаре В. Зорина дается иное толкование этого термина: «нравственность – категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали» [4].

  • В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития.


Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Именно эти учебные дисциплины привлекают внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности.


Многие темы по истории России непосредственно связаны с формирование духовности у подрастающего поколения. Например, при изучении культуры, развитие которой изначально связано с православием, я использую наглядность для рассказа и показа архитектурных ансамблей, храмов и соборов, иконописи, создание летописей. Особенно тесная связь с православием характерна для истории допетровской России.


Обязательное так же обсуждение, высказывание учащимися собственного мнения по поводу роли какой-либо личности в истории, своё отношение к каким-либо историческим фактам, событиям, явлениям.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Толковый словарь русского языка. (Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» DVD, 2008 г.)

Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%

8C

Кондрашин И. Глоссарий философских терминов, 2006 г. http://terme.ru/dictionary/195/word/%CD%F0%E0%E2%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC/

Зорин В. «Евразийская мудрость от А до Я», Толковый словарь. http://terme.ru/dictionary/470/word/%CD%D0%C0%C2%D1%D2%C2%C5%CD%CD%CE%D1%D2%DC


Ну и что же ты все-таки показал? Что не хочешь с нами жить? А зачем это было доказывать и кому? Что ненавидишь нас? Зря. Мы делаем все, что нужно. Мы не виноваты, что они свиньи. Они были свиньями и до нас, и после нас они останутся свиньями. Мы можем только накормить их и одеть, и избавить от животных страданий, а духовных страданий у них сроду не было и быть не может.

Братья Стругацкие, «Град обреченный», 1975 год


Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно.

Поль Анри Гольбах


Духовность есть раскрытие врожденного благородства. Это есть божественное наследие каждой души.

Инаят Хан Хидаят



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!