СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской компетенции младшего школьника через привитие любви к чтению».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской компетенции младшего школьника через привитие любви к чтению».»


II Международная научно-практическая конференция

«Марафон педагогических идей»














«Формирование читательской компетенции младшего школьника через привитие любви к чтению».














Автор педагог библиотекарь

Буриш Наталья Сергеевна,

МБОУ «СОШ№12», г.Байкальск









2023г



Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли, чистый, вдохновенный…
(А.Мирцхулава)

 

Когда-то школьная библиотека воспринималась школьниками как хранилище несметных духовных сокровищ, храм, где поклоняются одному Богу – Знанию. Для современного учащегося – это всего лишь структурное подразделение школы, и ее работа направлена на помощь в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Волшебство испарилось – остался функционал.

Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать развлекательную литературу. Как вернуть неоспоримую ценность книги и чтения? Как вернуть в святилище заблудшего в лабиринтах научно-технического прогресса маленького человечка, избалованного телевидением, компьютерами и видеоиграми?

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без формирования любви к чтению, духовности через чтение книг. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Книга - лучший друг» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя.

Цель программы кружка – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, поспособствовать формированию культуру чувств, общения.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.

Обучающие:

  • создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;

  • формировать интерес к чтению,

  • формировать умение пересказывать прочитанное;

Развивающие:

  • формировать потребность в самостоятельном чтении книг;

  • развивать воображение учащихся;

Воспитательные:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

Перед библиотекарем встает задача не просто привлечь ребенка в библиотеку, но и способствовать развитию культуры чтения, чтобы получение знаний и общее развитие  маленького читателя происходило через хорошую книгу. Книга в данном случае должна рассматриваться как элемент, формирующий мировоззрение ребенка.

Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей - предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.

Библиотека нашей школы  небольшая и недостаточно материально обеспечена, однако  это не освобождает  меня исполнять свой долг и выполнять главную задачу  библиотеки по привлечению к чтению детей. Детей приучать к чтению нужно с раннего детства,  тогда они с радостью становятся  постоянными пользователями библиотек.  [2,с.112]

Совместной работа библиотекаря и учителя в рамках урочной деятельности подразумевает информационную поддержку учителя, оформление книжных выставок, организацию обзоров литературы по теме урока, помощь в поиске и отборе информации обучающимся, повышение познавательной активности учеников.

     С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы.

Одна из них – книжные выставки, которые не только раскрывают информационные ресурсы библиотеки, но и способствуют встрече детей и родителей с книгами. Наиболее успешными получились выставки: «Пусть всегда будет мама!», «Давайте читать вместе!», «Книжки разные важны» (книги с отзывами родителей и детей).

Интересной получилась выставка-голосование «Золотая полка библиотеки». Были представлены самые читаемые книги года. Перед голосованием детям задавались вопросы: 
- какая книга, прочитанная в этом году, больше всего тебе понравилась? 
- что из прочитанного за год произвело на тебя наиболее сильное впечатление? 
- есть ли понравившаяся книга на выставке, если нет, то поставь любимую книгу сам. Затем читатели голосовали за понравившуюся книгу, прикладывая к ним наклейки.

Книжные выставки располагаются и оформляются таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес.

Для приобщения к активному чтению, используются: 

  • библиотечные уроки;

  • праздники книги

  • тематические обзоры; 

  • творческое и громкое чтение; 

  • мероприятия по творчеству писателей в игровой форме.

Запланированы библиотечные праздники, игровые программы «Моя семья», в ходе которых родители знакомятся с достижениями детей в чтении и творчестве, где дети с увлечением пишут мини-сочинения о любимой книге семьи, рисуют семейный герб, готовят коллаж. Затем дети и их родители участвуют в веселых конкурсах, составляются презентации творческих работ. Такие мероприятия способствуют сплоченности семей и осознанию ценности чтения, позволяют создать для каждого ребенка ситуацию успеха, выявить активные творческие семьи.

Есть в методической копилке наиболее интересные для меня и моих читателей формы, методы и приёмы.

Например, прием «Измени настроение». Это своего рода ролевая игра:

- Ребята, представьте себе, у вас плохое настроение, за окном нескончаемый снегопад, пасмурно и холодно. Изобразите это настроение… Какую книгу вы взяли бы, чтобы поднять себе настроение?

На столе у меня лежат разные книги, выберите нужную. Обоснуйте выбор.

Учащиеся выбирают, спорят, доказывают друг другу правоту своего выбора. (Живое непосредственное общение детей). После этого учащиеся коротко повествуют о своем выборе. (Элементы пересказа).

- А давайте докажем, что именно эпизоды этой книги самые весёлые! (Чтение самого веселого эпизода).

- Вам стало веселей? Покажите, как изменилось настроение!

Мне импонирует инсценирование в разных формах. Одна из форм – кукольный театр. Во многих семьях есть пальчиковые куклы. Я заранее собираю их, расставляю на столе. А затем вступаю в диалог с детьми: какие сказки можно инсценировать при помощи этих кукол? Какой эпизод? Давайте попробуем сейчас показать эпизод. ( Экспромт. Активность действий детей высокая). Ребята, не всегда театральное действие полностью совпадают с книгой. А давайте сверим, всё ли мы правильно передали в своей инсценировке. (Чтение эпизода по ролям).

Когда дети подрастают (3 – 4 класс), мы принимаемся за инсценирование в качестве настоящих актеров.

Есть замечательный мультфильм «Доктор Плюшева», где героиня лечит игрушки. Я трансформировала мультфильм на театральное действо «Книжка заболела». Суть этой ролевой игры: книжки заболели, их надо лечить, давайте поставим диагноз, подберем лекарства, хирургические инструменты, назначим операцию. В конце таких операций строим диалог:

- А какую книжку мы вылечили?

- А если бы она погибла, о чем мы никогда не узнали? (пересказ эпизода).

- А давайте сверим, правильно ли мы передали содержание. ( чтение по ролям).

В процессе такой работы у детей формируется чувство жалости к книгам, стремление бережно относиться к ним.

И, наконец, еще одна форма работы, которая не оставляет равнодушными ни одного ребенка. Нет ничего на свете, что может воспитать лучше, чем созидательный труд. Мы с детьми садимся и делаем «книжки-малышки». Сначала создаем сюжет, потом подбираем рисунки, цвет, составляем мини тексты и создаем свои первые книги. Творчество развивает, заставляет по-новому взглянуть на процесс издания книг. Это, оказывается, трудно, ответственно и очень интересно.

Среди родителей проведено анкетирование, на вопрос «Нужны ли библиотеки в современном мире?» 31% респондентов ответили положительно. Кроме того, все родители хотят, чтобы их дети читали, но 70% не знают, как привить им любовь к чтению. Это поле деятельности библиотекарей, у которых есть для этого возможности и желание.

  Дети любят играть, получать подарки и похвалу. Всё это можно совместить для достижения нашей цели.

Наша задача — привлечь, заинтересовать ребёнка , подобрать правильные книжки, и тогда желание почитать включится само собой. Если же мы будем заставлять и принуждать читать правильные книжки или привлекать к чтению «неправильных», мы добьемся обратного. Именно поэтому так важно соблюсти оба условия успешного воспитания любви ребёнка к чтению — выбрать правильные, соответствующие возрасту и интересам ребёнка книжки и использовать различные виды стимулирования (игра, подарок, похвала).

И ещё несколько советов родителям детей, которые не любят читать:

1. Даже если вы купили целую стопку правильных книг, не выкладывайте все сразу перед ребёнком — объём предстоящей работы может испугать и отвернуть его от чтения вообще.

2. Заведите читательский дневник, в котором вы будете записывать не только названия и авторов, но и рисовать героев, отмечать, насколько понравилось произведение.

3. Разложите книжки в комнате ребёнка. Возможно, он просто не видит книжек за стеклянными дверцами шкафов. Видели мы такую картину. Родители жаловались, что ребёнок не хочет читать, всё время проводит за компьютером. Что же мы выяснили, придя к ним, домой — полки с книгами родители разместили под потолком, книги сложили стопками так, что захоти ребёнок почитать, ему надо влезть на стол и ухитриться достать книжку так, чтобы остальные не упали ему на голову. Зато компьютерный стол, обрамлённый полочками с дисками, сразу приглашает ребёнка в свои объятия. Вот так зачастую даже от интерьера зависят привычки и желания ребёнка.

4. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой. Читать немного, но регулярно. Сделайте из этого традицию, своеобразный ритуал. Это могут быть ежевечерние чтения в кругу семьи или чтение перед сном.

5. Измеряйте скорость чтения (количество прочитанных слов в минуту), покажите ребёнку повышение скорости при регулярном чтении. Проведите аналогию со спортом: не тренируешься — теряешь навык и форму.

6. Если у вас несколько читающих детей, устраивайте конкурсы, но не на то, кто больше прочитает (естественно, старший ребёнок способен на большее), а на регулярность, на картинку к прочитанному или пересказ. Если ребёнок один, сами соревнуйтесь с ним. И пусть победителями будут все! [3,с.56]

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой. Библиотека должна стать информационно-библиотечным центром с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой…

Читающий ребенок – надежда на будущее  России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим,  надо, чтобы ему было что читать, чтобы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги. [1,с.22]

И хочется верить, что именно введение новых образовательных стандартов качественно изменит ситуацию и школьная библиотека сможет  действительно стать информационно-библиотечным центром  и организовывать свою работу на ещё более высоком уровне.

Активное сотрудничество библиотекарей и педагогов позволяет повысить интерес обучающихся к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именное такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели — формированию общей культуры личности ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности, что и является конечным результатом новых образовательных стандартов, портретом выпускника нового поколения.


Используемая литература:

1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

7. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

8. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

9. Российская школьная хрестоматия. 1 - 4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

13. Интернет-ресурсы с литературными презентациями  metodisty.ru . Все работы Презентации  и видеоролики,  viki.rdf.ru ›item/373,  lit- studia.ru › method/46.html

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!