СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему современные дети не любят читать?

Главная цель, которая стоит перед современным учителем начальных классов - научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности младшего школьника»

Формирование читательской компетентности младшего школьника Подготовила:  учитель начальных классов  МАОУ «Тонкинская СШ» рп Тонкино Вихарева Анастасия Александровна

Формирование читательской компетентности младшего школьника

Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ «Тонкинская СШ»

рп Тонкино

Вихарева Анастасия Александровна

Книга – это духовное завещание одного поколения другому.  Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась… А.И. Герцен Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан

Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…

А.И. Герцен

Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан

Актуальность темы Почему современные  дети   не   любят   читать?

Актуальность темы

Почему современные  дети   не   любят   читать?

Цель: главная цель , которая стоит перед современным учителем начальных классов - научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях.

Цель:

главная цель , которая стоит перед современным учителем начальных классов - научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях.

Цели ФГОС начального образования по литературному чтению Основные цели Приоритетная цель Овладение базовыми Развитие Формирование Обогащение читательской навыками чтения нравственного творческих и опыта познавательных компетентности способностей

Цели ФГОС

начального

образования по

литературному

чтению

Основные цели

Приоритетная

цель

Овладение базовыми

Развитие

Формирование

Обогащение

читательской

навыками чтения

нравственного

творческих и

опыта

познавательных

компетентности

способностей

Читательская  компетентность - совокупность знаний и навыков отбирать, понимать, организовывать информацию что давать оценку Информации Я-концепция интерпретировать  информацию как

Читательская компетентность -

совокупность знаний и навыков

отбирать,

понимать,

организовывать

информацию

что

давать оценку

Информации

Я-концепция

интерпретировать

информацию

как

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ НАЧИТАННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОБСТВЕННО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

НАЧИТАННОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОБСТВЕННО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы формирования читательских интересов 6-7 лет , когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно.   8-9 лет , когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. 9-10 лет , когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Этапы формирования читательских интересов

  • 6-7 лет , когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно.
  •   8-9 лет , когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе.
  • 9-10 лет , когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Читательские умения целенаправленно, выборочно читать текст; составлять план к прочитанному тексту; умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц; логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст; извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения; обмениваться сведениями, полученными из источников информации; находить в тексте описание к иллюстрациям; сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями; самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы; готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг, ИКТ).

Читательские умения

  • целенаправленно, выборочно читать текст;
  • составлять план к прочитанному тексту;
  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
  • обмениваться сведениями, полученными из источников информации;
  • находить в тексте описание к иллюстрациям;
  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
  • готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг, ИКТ).

Формы и виды работ

  • Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
  • Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
  • Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
  • Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
  • Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ)
  • Ведение читательских дневников
  • Создание классной библиотеки
  • Уроки читательского мастерства
  • Презентации по творчеству писателей
  • Для подготовки к урокам дополнительная литература
  • Пятиминутки жужжащего чтения
  • Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
  • День книги
  • Проблемно- поисковые ситуации
  • Беседы, дискуссии
  • Семейное чтение
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 1.Творческие задания практического действия (работа с иллюстрацией, лепка и аппликация, моделирование обложки, книжки-самоделки) 2.Творческие задания игрового содержания (кроссворды, викторины, драматизация, сказочные объявления и телеграммы) 3.Творческие задания речевой деятельности (составление вопросов к тексту, придумывание продолжения, творческое сочинение, работа с читательским дневником, творческое пересказывание) 4.Упражнения на определение смысловой структуры текста (работа с деформированным текстом, озаглавливание) 5.Упражнения на повышение уровня внимания и памяти (зрительные диктанты, наборщик, найти слово в слове, поиск в тексте заданных слов)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

1.Творческие задания практического действия (работа с иллюстрацией, лепка и аппликация, моделирование обложки, книжки-самоделки)

2.Творческие задания игрового содержания

(кроссворды, викторины, драматизация, сказочные объявления и телеграммы)

3.Творческие задания речевой деятельности (составление вопросов к тексту, придумывание продолжения, творческое сочинение, работа с читательским дневником, творческое пересказывание)

4.Упражнения на определение смысловой структуры текста (работа с деформированным текстом, озаглавливание)

5.Упражнения на повышение уровня внимания и памяти (зрительные диктанты, наборщик, найти слово в слове, поиск в тексте заданных слов)

Формы работы с родителями групповая коллективная индивидуальная

Формы работы с родителями

групповая

коллективная

индивидуальная

Виды упражнений для совершенствования навыка чтения: - упражнения в орфоэпическом произношении; - упражнения, вырабатывающие внимание к слову (методика по системе Эдигей); - упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение); - упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя; - упражнения для развития осознанного чтения; - упражнения для формирования правильности чтения; - упражнения для развития беглого чтения; упражнения для развития выразительного чтения. 5

Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:

- упражнения в орфоэпическом произношении;

- упражнения, вырабатывающие внимание к слову (методика по системе Эдигей);

- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);

- упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;

- упражнения для развития осознанного чтения;

- упражнения для формирования правильности чтения;

- упражнения для развития беглого чтения;

упражнения для развития выразительного чтения.

5

Приемы активного чтения:  Прием «Чтение с пометами» Прием «Толстые и тонкие вопросы» Прием «Чтение с остановками» Прием  «Ассоциация» Прием  «Ключевые слова Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.     Прием  «Составление кластера» Прием «Перепутанные логические цепочки» Приемы активизации ранее полученных знаний:    Приемы графической организации учебного материала:

Приемы активного чтения: 

  • Прием «Чтение с пометами»
  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»
  • Прием «Чтение с остановками»
  • Прием  «Ассоциация»
  • Прием  «Ключевые слова
  • Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.

 

  • Прием  «Составление кластера»
  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

Приемы активизации ранее полученных знаний:   

Приемы графической организации учебного материала:

Приемы, требующие творчества учащихся:   Прием «Синквэйн» и   «Диаманта» Прием «Цветопись» Прием « Пятиминутное эссе» Метод  «Шесть шляп критического мышления Прием «Учебный мозговой штурм» Прием «Письмо по кругу» Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».   ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок. Методы и приемы, используемые при групповой работе:   Маркировочные таблицы:   Используемые приёмы:  

Приемы, требующие творчества учащихся:  

  • Прием «Синквэйн» и   «Диаманта»
  • Прием «Цветопись»
  • Прием « Пятиминутное эссе»
  • Метод  «Шесть шляп критического мышления
  • Прием «Учебный мозговой штурм»
  • Прием «Письмо по кругу»
  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
  • Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

 

  • ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  Маркировочные таблицы:  

Используемые приёмы:  

 «Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать»   (В. Острогорский)

«Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!