Формирование читательской компетентности младшего школьника
Подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ «Тонкинская СШ»
рп Тонкино
Вихарева Анастасия Александровна
Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…
А.И. Герцен
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Актуальность темы
Почему современные дети не любят читать?
Цель:
главная цель , которая стоит перед современным учителем начальных классов - научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях.
Цели ФГОС
начального
образования по
литературному
чтению
Основные цели
Приоритетная
цель
Овладение базовыми
Развитие
Формирование
Обогащение
читательской
навыками чтения
нравственного
творческих и
опыта
познавательных
компетентности
способностей
Читательская компетентность -
совокупность знаний и навыков
отбирать,
понимать,
организовывать
информацию
что
давать оценку
Информации
Я-концепция
интерпретировать
информацию
как
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ
НАЧИТАННОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОБСТВЕННО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы формирования читательских интересов
- 6-7 лет , когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно.
- 8-9 лет , когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе.
- 9-10 лет , когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Читательские умения
- целенаправленно, выборочно читать текст;
- составлять план к прочитанному тексту;
- умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
- обмениваться сведениями, полученными из источников информации;
- находить в тексте описание к иллюстрациям;
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
- самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
- готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг, ИКТ).
Формы и виды работ
- Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
- Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
- Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
- Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ) Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Уроки читательского мастерства Презентации по творчеству писателей Для подготовки к урокам дополнительная литература Пятиминутки жужжащего чтения Тесное сотрудничество со школьной библиотекой День книги Проблемно- поисковые ситуации Беседы, дискуссии Семейное чтение
- Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ)
- Ведение читательских дневников
- Создание классной библиотеки
- Уроки читательского мастерства
- Презентации по творчеству писателей
- Для подготовки к урокам дополнительная литература
- Пятиминутки жужжащего чтения
- Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
- День книги
- Проблемно- поисковые ситуации
- Беседы, дискуссии
- Семейное чтение
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
1.Творческие задания практического действия (работа с иллюстрацией, лепка и аппликация, моделирование обложки, книжки-самоделки)
2.Творческие задания игрового содержания
(кроссворды, викторины, драматизация, сказочные объявления и телеграммы)
3.Творческие задания речевой деятельности (составление вопросов к тексту, придумывание продолжения, творческое сочинение, работа с читательским дневником, творческое пересказывание)
4.Упражнения на определение смысловой структуры текста (работа с деформированным текстом, озаглавливание)
5.Упражнения на повышение уровня внимания и памяти (зрительные диктанты, наборщик, найти слово в слове, поиск в тексте заданных слов)
Формы работы с родителями
групповая
коллективная
индивидуальная
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:
- упражнения в орфоэпическом произношении;
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову (методика по системе Эдигей);
- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
- упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;
- упражнения для развития осознанного чтения;
- упражнения для формирования правильности чтения;
- упражнения для развития беглого чтения;
упражнения для развития выразительного чтения.
5
Приемы активного чтения:
- Прием «Чтение с пометами»
- Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- Прием «Чтение с остановками»
- Прием «Ассоциация»
- Прием «Ключевые слова
- Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.
- Прием «Составление кластера»
- Прием «Перепутанные логические цепочки»
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Приемы графической организации учебного материала:
Приемы, требующие творчества учащихся:
- Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
- Прием «Цветопись»
- Прием « Пятиминутное эссе»
- Метод «Шесть шляп критического мышления
- Прием «Учебный мозговой штурм»
- Прием «Письмо по кругу»
- Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
- Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».
- ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
Маркировочные таблицы:
Используемые приёмы:
«Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)