СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности. Текст с заданиями "Культура Владимирской губернии в XIX веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности. Текст с заданиями "Культура Владимирской губернии в XIX веке"»

Культура Владимирской земли в 18 веке.


Владимирский край внес большой вклад в культуру России 18 века. Большой след в культуре России 18 века оставили знаменитые земляки- мастера -ремесленники. Среди них Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец г. Суздаля, который по праву считается создателем русского фарфора, организатором в России фарфорового производства. В 1732 г. Д. Виноградов окончил Суздальскую цифирную школу, затем продолжил образование в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1752 Г. Д. Виноградовым впервые в истории мировой науки был составлен труд по технологии изготовления фарфора -- «Обстоятельное описание чистого порцелина...» Василия Степановича Сопикова называют «отцом русской библиографии». Он родился в Суздале в 1765 г. В Санкт-Петербурге им была открыта первая книжная лавка, в которой торговали исключительно русскими книгами. Основным трудом В. Сопикова является «Опыт российской библиографии», содержащий описание более 13 тысяч книг. Уникальна судьба художника Степана Лагутина. Он был мастером гравировки по стеклу, работал в этой области с 40-х годов XVIH в., т. е. в тот период, когда сформировалась русская школа гравировки, которая отличалась своим типом декора. В творчестве С. Лагутина наиболее полно отразились характерные черты елизаветинского барокко. Степан Иванович Лагутин родился в семье купца гостиной сотни в небольшом уездном городе Рыльске. С 1734 г. С. Лагутин учился «по контракту» на стекольном заводе B.Мальцова в Можайском уезде у мастера из Богемии. В 1756 г. мальцовский завод из Можайского был переведен во Владимирский уезд, сюда же перевели и большую часть крепостных мастеровых и работных людей, в числе которых оказалась и семья Лагутиных. Художник создал уникальные произведения, хранящиеся в настоящее время в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее в Москве, в Гусевском филиале Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Славилась Владимирская губерния своими иконописными промыслами. Хорошо известны были такие промыслы в селениях Палех, Холуй, Мстёра. Для написания иконы сначала делался «подлинник» -- рисунок кистью на плотной бумаге. Эти рисунки представляли самостоятельную художественную ценность и в семьях иконописцев передавались из поколения в поколение (некоторые сохранились до XX в.). Во Мстёре возникло производство лубочных картинок, отличающихся простотой и доступность образов, несущее в себе народное творчество. В 1762-1764 гг. в Палехе на средства иконописцев была построена новая каменная церковь Ильи Пророка.

Особенность архитектурного стиля 18 века нашла отражение в Дворянских усадьбах. Дворянские усадьбы, как особый комплекс, появляются во второй половине XVIII в., после указа 1762 г., освобождавшего дворян от обязательной государственной службы. Этот указ дал возможность дворянству вернуться в свои имения и заниматься хозяйством. Усадьба возникала как жилой и хозяйственный комплекс, затем постепенно превращалась в культурный центр. В ней сочетались родовые дворянские традиции, уклад крестьянской деревенской жизни, культурные традиции Западной Европы, здесь создавались памятники архитектуры, складывались парковые ансамбли, возникали театры, картинные галереи. Ярким примером такой дворянской усадьбы во Владимирской губернии являлась усадьба Андреевское в Покровском уезде, которая принадлежала А.Р Воронцову. Усадьба включала в себя огромный графский дом в три этажа, с флигелями, хозяйственные постройки, а также сад и оранжереи, где выращивались апельсины, лимоны, ананасы. Дом был окружен парком, разбитым во французском, или регулярном стиле, с четкой планировкой аллей, лужаек, строго подобранными породами деревьев. В 1789 г. А. Воронцов решил создать в Андреевском театр, для размещения которого была предпринята перестройка дома. В театре играли крепостные -- 65 актеров, 38 музыкантов, 13 танцоров да «пляшущие бабы». Внутреннее убранство дворца отличалось исключительной пышностью. В парадных комнатах с паркетными полами были сделаны дубовые панели, «на капителях, вазах, гирляндах, около зеркал» нанесена позолота, в специальных клеймах размещались картины. Стены некоторых комнат были обиты тканями -- «володимерской пестрядью». Отапливался дворец изразцовыми печами, для украшения которых из Гжели было привезено свыше 3 тыс. плиток. Особый интерес представляет портретная галерея, формировавшаяся на протяжении ряда десятилетий. К началу XIX в. коллекция состояла из 284 работ, среди которых было 22 царских портрета. Ряд портретов связан с именем одного из известных художников XVIII в. Д. Г. Левицкого. Известно, что А. Р. Воронцов выплачивал Д. Левицкому денежные суммы за портрет Семена Воронцова (брата А. Р. Воронцова). В усадьбу часто приезжала Екатерина Романовна Дашкова (дочь Р. Л. Воронцова, в замужестве Дашкова, директор Петербургской Академии наук и президент Российской Академии).





I.Знаменитые земляки- мастера-ремесленники и их вклад в культуру Владимирской земли 18 века.

II. Иконописные промыслы Владимирской губернии.

III.Дворянская усадьба Воронцовых. Архитектура, внутреннее убранство, особенности дворянского быта.



Тесты

I.Знаменитые земляки- мастера-ремесленники и их вклад в культуру Владимирской земли 18 века.

Соотнесите знаменитого мастера с его шедевром

  1. Г.Д Виноградов А. Гравировка по стеклу

  2. В.С. Сопиков Б. «Опыт российской библиографии»

  3. С.И. Лагутин В. Создание русского фарфора

Г. Токарный станок

Ответ 1В. 2Б, 3А

II. Иконописные промыслы Владимирской губернии.

Мстера была не только знаменитым иконописным промыслом России, но и местом производства лубочных картинок.

1.Верно 2. Неверно.

Ответ: 1

III.Дворянская усадьба Воронцовых. Архитектура, внутреннее убранство, особенности дворянского быта.

1.Выделите характерные особенности дворянского быта 18 века усадьбы Воронцовых

  1. Парковые ансамбли 2) наличие оранжерей 3) новый архитектурный стиль- эклектика 4) изразцовые печи 5) сочетание дворянских традиций и уклада деревенской жизни 6) портретная галерея 7) использование слюды вместо стекла в оконных рамах

Ответ: 1,2,4,5,6



2. Найдите в тексте понятие: как называлась домотканая ткань, с ярким клетчатым рисунком, , которой были обиты стены некоторых комнат дворца.______________

Ответ : Володимерская пестрядь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!