СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сегодня очень актуально уделять большое внимание формированию и мониторингу функциональной грамотности, как новому виду мониторинга качества образования в школе.    А читательская грамотность  является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Сегодня очень актуально уделять большое внимание формированию и мониторингу функциональной грамотности, как новому виду мониторинга качества образования в школе. Россия каждый год принимает участие в международных исследованиях качества образования школьников и ставит перед собой цель обеспечения вхождения России в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Но можно сделать вывод, что обучающиеся Российских школ сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают сравнительно невысокий уровень развития функциональной грамотности.

Функционально грамотный человек - человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А читательская грамотность  является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества, а большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у обучающихся:

  1. Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;

  2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию;

  3. Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.

Для формирования читательской грамотности на уроках английского языка можно использовать следующие упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов: сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма), несплошные (таблицы, графики), смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате), составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний), а также с использованием разных ситуаций (составляющих заданий): личных (личные письма, биография), учебных (школьный учебник), общественных (официальные документы, блоги):

«Предположения»

Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п. , о чем пойдет речь


«Вопрос - ответ»

Ученикам предложены вопросы к незнакомому тексту. Учащимся нужно придумать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а затем учащиеся читает оригинальный текст и сравнивают со своими идеями.




«Рифмы»

Учащиеся должны найти рифмующиеся слова, как правило это задание используется в стихотворениях, но может быть применимо и к рассказам.


«Поиск грамматических форм и конструкций»

Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена или названия.


 «Замена дефинициями»

Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями (дают определение).


«Ошибки»

Поиск ошибок в написании слов, в построении предложений, грамматических конструкциях.


 «Текст с пропущенными словами»

Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.

Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.


«Логический/хронологический порядок»

Нужно расставить события в логическом/хронологическом порядке в соответствии с текстом.


«Определение жанра»

Необходимо определить жанр произведения и назвать другие произведения этого жанра.


«Что если…»

Учащиеся представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, чтобы делали в такой ситуации.


«Правильно/неправильно/не дано»

После прочтения текста учащиеся определяют какие предложения верны, неверны, и какая информация в тексте отсутствовала.


«Ответы на вопросы»

Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.


 «Озаглавь текст»

Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.


«Изменение временной формы»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.


« Деление текста на абзацы». Учащимся предлагается текст без деления на абзацы. Работая в парах/группах/индивидуально учащимся необходимо найти ответы на вопросы Who or What, When, Where, Why, What happened, выделяя при этом основную мысль текста, размышляя над кратким содержанием и микротемами и в итоге разделяя текст на абзацы. Вопросы могут меняться в зависимости от содержания текста.


«Объедини части текста На отдельных листах написаны фразы, соответствующие  содержанию текста. Фразы перемешать и выдать ребятам, чтобы они пронумеровали их в  соответствии с  положением в тексте.


«Научи другого Класс делится на группы, соответствующие частям текста. Каждая группа, уяснив содержание своей части текста, обучает другие группы, и так в конечном итоге все группы будут знать содержание всего текста.

«Предвосхищение содержания текста Прочитать текст. Выписать из него только существительные или только глаголы и по ним попытаться предвосхитить содержание текста.



Таким образом, использование разных приемов работы с текстом на уроке позволяет не только разнообразить, порой, не интересную, построенную на переводе и ответах на вопросы работу с текстом, но и быть одним из способов формирования читательской грамотности, как одного из направлений формирования функциональной грамотности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!