СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка»

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка.






Тихомирова Алёна Юрьевна

учитель английского языка

МБОУ СОШ №5 г.о. Дубна, МО,

http://sch5.goruno-dubna.ru/

alenlebed15@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена теме формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка. Цель статьи – показать, что предмет иностранный язык предоставляет широкие возможности для формирования читательской грамотности. В статье раскрывается понятие читательская грамотность, рассматриваются принципы обучения чтению, методы и приемы работы с текстом. Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, учебный процесс, навыки 21 века.



Содержание

1. Введение.

2. Читательская грамотность.

3. Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка

4. Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка

5. Предтекстовый этап

6. Текстовый этап.

7. После текстовый этап.

8. Заключение.

  1. Введение.

Несмотря на то, что понятие «функциональная грамотность» было введено в употребление UNESCO чуть более 60 лет назад, оно вновь стало актуальным сегодня. В те времена термин употреблялся в контексте ликвидации безграмотности населения. Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать знания и приобретённые навыки и умения для решения разнообразных задач, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях.

Традиционно функциональная грамотность включает в себя читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность. Кроме того, сюда входят глобальные компетенции и креативное мышление. Смысл функциональной грамотности заключается в метапредметности, то есть в использовании полученных предметных знаний разных областей для решения конкретной задачи.

Для уроков иностранного языка развитие функциональной грамотности является не просто актуальной задачей, но и одним из важнейших принципов обучения. Мы понимаем, что предмет иностранный язык предоставляет широкие возможности для формирования функциональной грамотности и всех её составляющих.

  1. Читательская грамотность.

Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность побудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке [Носонович, Мильруд, 1999: 14].

Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность, в свою очередь,  является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества, а большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.

  1. Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка

Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Так, например в учебнике Spotlight 7 есть большое количество упражнений на прогнозирование и предположение. Например, в модуле 1a “A city mouse or a country mouse” exercise 2 – “Read the title of the unit and the headings on this page. What do you expect to read about in the text?”. Или Module 3c exercise 1 – “Is the person in the picture a famous scientist? Inventor? actor? politician? What is his name? What do you know about him?”.

Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом педагогу необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.

Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.

  1. Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка

Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:

– предтекстовый;

– текстовый;

– послетекстовый.

  1. Предтекстовый этап.

Целью данного этапа является формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом, развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текст, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей. На предтекстовом этапе учитель может в своей работе использовать:

  • «мозговой штурм»

  • ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);

  • прогнозирование, (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия); иллюстрации)

  • различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,

  • раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,

  • предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);

  • глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);

В начале работы с текстовым материалом учителю нужно сделать процесс понимания задания и постараться показать важные моменты работы над данным текстом:

  • определить перед чтением по названию и (или) по составу текста, по изображениям, которые находятся в тексте, к какому виду (типу) этот текстовый материал относится (например, статья в газету или письмо);

  • главные герои, о которых может идти речь;

  • попросить учеников найти и подчеркнуть известные им слова, фразы, слова, о значении которых они могут догадаться без словаря и попросить ответить на вопрос о чем может быть данный материал (на русском языке и изучаемом), при этом делать опору на то, что они уже подчеркнули.

  1. Текстовый этап

Целями текстового этапа являются: контроль уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом. На данном этапе главным является понимание того, что ученики читают. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками. К стратегиям на данном этапе относятся:

  • чтение в парах;

  • чтение с пометками;

  • чтение с вопросами;

  • чтение с остановками;

  • тайм-аут (паузы для сохранения информации);

  • преобразование текста в таблицу;

  • компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);

  • кластер.

  1. Послетекстовый этап

Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в опоры для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного. Главная задача - осуществление стадии рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по теме. Упражнения на этом этапе должны быть нацелены на развитие умений следующих планов:

  • репродуктивного (написание лексических диктантов, правильное воспроизведение того или иного задания и т.д.),

  • репродуктивно-продуктивного (высказывание суждения и т.д.),

  • продуктивного (письменные и устные языковые высказывания, анализ слов, сравнение разных явлений в языке, умение делать выводы и т.д.).

Распространённые стратегии этого этапа:

  • отношение между вопросом и ответом;

  • вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);

  • ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)

    • простые (Кто? Когда? Где? Как?)

    • уточняющие (Правильно ли я понял...?)

    • практические (Как можно применить...? Что можно сделать из..?)

    • интерпретационные (Почему?)

    • творческие (Что будет, если...?)

    • оценочные (Как вы относитесь?);

  • взаимовопросы;

  • синквейн (пятистрочная стихотворная форма);

  • сводные таблицы;

  • задание на соотнесения;

  • верно, неверно, нет информации;

  • проверочный лист;

  • текст с пропусками;

  • изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);

  • восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).

Само собой разумеется, что задания, используемые учителем, будут зависеть от вида чтения (просмотровое, изучающее и т.д.). Задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.



8. Заключение.



Перед педагогом предстаёт большой выбор различных методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапами работы с ним. В современных УМК представлены все виды заданий, направленных на формирование навыков работы с основными типами чтения. Таким образом, проанализировав всё выше сказанное, сделаем вывод о том, что использование разных приемов работы с текстом на уроке способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира, что необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!