СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках средствами цифровой образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках средствами цифровой образовательной среды»

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках средствами цифровой образовательной среды»

В нашем обиходе прочно обосновались слова: цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, приводит к переосмыслению методов обучения и преподавания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Поэтому важно обучать детей использовать цифровые технологии в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. И здесь главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Дети часто «зависают» в социальных сетях, где предпочтение отдается визуальной информации. Тексты (особенно большие по объему) они не хотят читать: гораздо удобнее посмотреть картинку или ролик. Умение быстро находить информацию и ориентироваться в ней для современных детей важнее запоминания и прочного знания. Поэтому важно использовать цифровые каналы и понятные детям форматы, чтобы достигать нужного образовательного результата. Одной из ключевых составляющих личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, умеющая овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, является читательская грамотность. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться, правильно вести себя в обществе. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Тексты на всех уроках являются предметом обсуждения, исследования и анализа. Работу с текстами на уроках с использованием ресурсов образовательной платформы «Яндекс.Учебник» помогают детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями, интерпретировать её а так же работать с недостающей информацией. Например в 1 классе, «Прочитай отрывок и выполни задание» В занятии дети учатся находить в тексте разные имена, обычные и необычные, опираясь на формальный критерий — заглавную букву. Занятие рассчитано на детей, которые уже могут прочитать небольшой текст. При необходимости можно разбить готовое занятие на несколько частей или сократить количество карточек. После выполнения идёт обсуждение, где дети высказывают своё мнение. Школьники учатся внимательно читать текст и задавать вопросы, используя подходящие вопросительные слова. Во 2 класе По фрагменту рассказа А. Гайдара «Голубая чашка» ребята учатся находить соответствия между текстом и иллюстрациями к нему, а также восстанавливать последовательность событий (располагают иллюстрации на схеме в хронологическом порядке). Так же дети оценивают поступки героев, выделяют положительные и отрицательные стороны. Чаще всего этой платформой я пользуюсь на уроке, вывожу на интерактивную панель данные задания. Можно продублировать окно, где одно и тоже задание могут выполнить сразу два ученика, здесь уже появляется соревновательный элемент. Каждый хочет выполнить задание за меньшее количество попыток, поэтому ребята очень стараются. Следующая платформа, на которой я подробно остановлюсь. Это Учи.ру.  Для поддержания интереса к учебе так важно давать ребенку то количество времени и заданий, которые необходимы для усвоения материала именно ему. Именно поэтому принципу построена работа на платформе «Учи.ру». Выстраивается индивидуальная траектория для каждого ребенка в классе и позволяет осваивать знания с оптимальной скоростью и количеством повторений и отработок. Мои ученики работают на данной платформе дома, при выполнении домашнего задания, созданного мной с помощью множества карточек по предметам. Очень удобно, что я могу отследить, что уже пройдено, в каких заданиях ученик допустил ошибку, сколько попыток было использовано, а самое главное при создании проверочной работы, автоматически выставляется оценка, также могу выдать работу над ошибками ученику, который не справился с данной работой. Учи.ру это еще и возможность нам участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. А самое главное принять участие в марафоне между участниками образовательного учреждения, как ребята радуются, когда класс занимает первое место в школе, а особенно когда обходят даже старшеклассников. Это позволяет не только проверить знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного и воспитанного ученика.

Все цифровые образовательные платформы содержат теоретический материал, интерактивные задания для отработки навыков по предмету, автоматизированные системы оценивания образовательных результатов, включающие итоговые контрольные и текущие проверочные работы. Ресурсы образовательных платформ вызывают интерес обучающихся, способны удовлетворять самые разные интересы. С использованием инструментов платформ электронного обучения значительно облегчилась задача выстраивания образовательного процесса с учетом образовательных запросов, индивидуальных возможностей и способностей учащихся, т.е. проектирование вариативных образовательных маршрутов обучающихся.Таким образом, читательская грамотность - ключ ко всем видам функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Поэтому именно читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС НОО.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!