СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

В начальной школе мы сталкиваемся со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое читательская грамотность?



«Читательская грамотность» - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:

понимать;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

В текстах ВПР по всем предметам можно встретить задания, которые проверяют у ребенка умение работать с текстом, представленным в различных формах. ( с3,4,5 )

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Рассмотрим некоторые технологии и приемы, которые мы используем на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

  1. Технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:…

????

  1. Технология критического мышления.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов

1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.



В рамках данной технологии предлагаем использовать следующие приемы:

  1. Чтение с остановками».

  2. «Синквейн».

  3. «Работа с вопросником». 

  4. «Знаю, узнал, хочу узнать».

  5. «Мозговой штурм» 

  6. «Уголки» 

  7. «Написание творческих работ»

  8. «Логическая цепочка». 

  9. «Создание викторины». 

  10. «Тонкие и толстые вопросы». 

  11. «Читательские дневники».

Рассмотрим некоторые из них.

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

  1. Технология проблемного обучения.

Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Мы предлагаем использовать приём «Шесть шляп».

(групповая работа), для каждой группы своя проблемная ситуация.

Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки?

Жёлтая шляпа - Отметить все хорошие поступки всех героев сказки.

Чёрная шляпа - Какие недостатки были у героев сказки?

Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте Шейки?

Белая шляпа – Какую информацию узнали о жизни диких животных в лесу?

Синяя шляпа – Придумайте свой конец сказки.

Применение проблемных ситуаций на уроках литературного чтения развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову, поэтому они с интересом включаются в подготовку литературных гостиных, которыми я иногда завершаю изучение разделов.

4. Игровая технология

Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока.

В рамках данной технологии предлагаем использовать следующие приемы:

  1. «Мим-театр»

  2. «Крестики-нолики»

  3. «Древо мудрости»


«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

«Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).

«Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Также предлагаем вашему вниманию рассмотреть некоторые виды заданий и упражнений, которые мы используем в своей работе.

В своей работе мы практикуем??? пособие О.Б. Панковой по проверке читательской грамотности с 1 по 4 класс, которое используем для развития у младших школьников умений понимать прочитанное, находить нужную информацию, сопоставлять и анализировать информацию, полученную из текста.

На слайде представлен текст с заданиями из этого пособия.


Оценка уровня сформированности читательской грамотности

На протяжении нескольких лет учителя начальных классов нашей школы используют в своей работе, как итог формирования функциональной грамотности мониторинг Натальи Александровны Разагатовой. Он основан на работе с текстом и выявляет уровень сформированности предметных умений, регулятивных и познавательных учебных действий, влияющих на дальнейшее успешное обучение в начальной школе. Важным является выявление не только общего уровня готовности класса к изучению базовых курсов начальной школы, но и уровня готовности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей для коррекции и успешного обучения в школе.

В соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования материалы стартовой и итоговой диагностик являются обязательной составляющей портфеля достижений учащегося.

Предлагаемые издания содержат тексты диагностических работ, а также методические рекомендации к их проведению, кодификаторы к диагностическим работам, то есть всю необходимую информацию для учителей и тех, кто курирует вопросы начальной школы. Для учащихся созданы рабочие тетради, в которых они смогут выполнить задания.

Задания к текстам способствуют выявлению уровня сформированности читательской, естественно-научной и математической грамотности.

Проведение диагностических работ позволяет получить достоверную информацию об уровне готовности учеников, выйти на качественный образовательный результат, осуществить коррекцию форм и методов обучения с учетом уровня готовности, спланировать индивидуальную педагогическую работу с младшими школьниками.

Учителя начальных классов нашей школы для формирования функциональной грамотности используют разные методы и технологии с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, современные методы и формы работы оказывают педагогам помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!