СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно-ориентированного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамоности как условие грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно-ориентированного обучения.»

В России, так же как и во многих странах мира, наблюдается процесс падения уровня читательской культуры населения.Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь это одно из самых главных в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть задания ГИА и ЕГЭ, что бы стало ясно: без навыка с работы с текстом школьник не сможет справиться с ними.
  • В России, так же как и во многих странах мира, наблюдается процесс падения уровня читательской культуры населения.Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь это одно из самых главных в учебе и жизни.
  • Достаточно рассмотреть задания ГИА и ЕГЭ, что бы стало ясно: без навыка с работы с текстом школьник не сможет справиться с ними.
Читается таким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать;
  • Читается таким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать;
На своих уроках я использую такие приемы работы с текстом: -комментированное чтение текста. Составление простого, сложного и тезисного плана. -составление сравнительных, хронологических таблиц. Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
  • На своих уроках я использую такие приемы работы с текстом:
  • -комментированное чтение текста.
  • Составление простого, сложного и тезисного плана.
  • -составление сравнительных, хронологических таблиц.
  • Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
-умение делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам. -составление схемы, таблицы, диаграммы по тексту учебника. -анализ содержания рисунков, диаграмм и схем. -написание конспекта. -умение составлять вопросы, кроссворды, тексты, используя текст учебника. -составление кластера.
  • -умение делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам.
  • -составление схемы, таблицы, диаграммы по тексту учебника.
  • -анализ содержания рисунков, диаграмм и схем.
  • -написание конспекта.
  • -умение составлять вопросы, кроссворды, тексты, используя текст учебника.
  • -составление кластера.
Причины изложенной проблеммы: -дети с малых лет знакомятся с гаджетами, с социальными сетями, где коммуникация упрощается, чаще встречаются с видео, чем с текстом. -Объем информации растет, но это не та информация, которая требует осмысления, анализа, интерпретации.- -В начальной школе большое внимание уделяется скорости чтения, его заучиванию
  • Причины изложенной проблеммы:
  • -дети с малых лет знакомятся с гаджетами, с социальными сетями, где коммуникация упрощается, чаще встречаются с видео, чем с текстом.
  • -Объем информации растет, но это не та информация, которая требует осмысления, анализа, интерпретации.-
  • -В начальной школе большое внимание уделяется скорости чтения, его заучиванию
-Дети перестают понимать тексти отвечать осознанно на вопросы -В дальнейшем это приводит к большим проблемам в основной и старшей школе. -Современные дети, живущие в интернете, не могут найти необходимую информацию, не могут сформулировать запросю -Трудности находить нужную информацию в тексте, самостоятельно изучить ее и критически оценивать.
  • -Дети перестают понимать тексти отвечать осознанно на вопросы
  • -В дальнейшем это приводит к большим проблемам в основной и старшей школе.
  • -Современные дети, живущие в интернете, не могут найти необходимую информацию, не могут сформулировать запросю
  • -Трудности находить нужную информацию в тексте, самостоятельно изучить ее и критически оценивать.
На уроках истории и обществознания в основе процесса обучения лежит работа с текстом. Выявился ряд проблем: -ученики не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения. -нее умеют использовать приобретенные знания и умения. -не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах(текст, схема, таблица,диаграмма)
  • На уроках истории и обществознания в основе процесса обучения лежит работа с текстом.
  • Выявился ряд проблем:
  • -ученики не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения.
  • -нее умеют использовать приобретенные знания и умения.
  • -не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах(текст, схема, таблица,диаграмма)
Прочитайте текст и укажите основную мысль текста, запишите ее.   Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но эти группы не были семьями, объединяющими отца, мать, детей (как мы понимаем это сейчас), хотя женщины, вероятно, заботились, прежде всего о своих собственных детях. «Семья» хранила огонь и защищала себя от диких зверей с помощью примитивного орудия. Семейный способ жизни более нужен человеку, чем другим живым существам. И это потому, что самое беспомощное существо на земле - это человеческий ребенок. Большинство насекомых и других представителей низших форм жизни могут передвигаться, питаться, как только рождаются. Но детеныши высших форм жизни- человека и животного- должны быть вскормлены и защищены. Отец обычно приносит пищу для матери и защищает малыша от врагов. Роль матери более важна, так как она вскармливает детеныша молоком. Таким образом, семья появилась потому, что она необходима для совместного воспитания потомства.
  • Прочитайте текст и укажите основную мысль текста, запишите ее.
  •  
  • Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но эти группы не были семьями, объединяющими отца, мать, детей (как мы понимаем это сейчас), хотя женщины, вероятно, заботились, прежде всего о своих собственных детях. «Семья» хранила огонь и защищала себя от диких зверей с помощью примитивного орудия.
  • Семейный способ жизни более нужен человеку, чем другим живым существам. И это потому, что самое беспомощное существо на земле - это человеческий ребенок. Большинство насекомых и других представителей низших форм жизни могут передвигаться, питаться, как только рождаются.
  • Но детеныши высших форм жизни- человека и животного- должны быть вскормлены и защищены.
  • Отец обычно приносит пищу для матери и защищает малыша от врагов. Роль матери более важна, так как она вскармливает детеныша молоком. Таким образом, семья появилась потому, что она необходима для совместного воспитания потомства.
«Дырявый текст» или «Закрой окно Семья объединяет людей, которые являются кровными_____________(мать, отец, сестры, братья). Члены семьи ведут общее_________________ и живут в одном доме. Они вместе воспитывают____________ и проводят свое свободное время. (ДЕТИ,РОДСТВЕННИКИ, ХОЗЯЙСТВО ТРУД ВНУКИ КОЛЛЕКТИВ).   Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ____ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - (  ) Русь. Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).
  • «Дырявый текст» или «Закрой окно
  • Семья объединяет людей, которые являются кровными_____________(мать, отец, сестры, братья).
  • Члены семьи ведут общее_________________ и живут в одном доме.
  • Они вместе воспитывают____________ и проводят свое свободное время.
  • (ДЕТИ,РОДСТВЕННИКИ, ХОЗЯЙСТВО ТРУД ВНУКИ КОЛЛЕКТИВ).
  •  
  • Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ____ ) и (_______).
  • В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.
  • Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).
Прием: «Составление таблиц по тексту» Особенности политики русских князей в период раздробленности . Задание № 1. Заполните таблицу: Княжество Князь Содержание политики Задания, связанные с поиском информации Прочитайте текст: Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10-12 млн км 2 . «Да и как не удивляться, - пишет в своей книге «Космос - землянам» Г.Береговой, - если в иллюминаторе под тобой Европа видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева - Балтийское море, а справа - Черное, после - Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад - Европа уже исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы… Таково чудо «макровзгляда» человека из космоса. Вопросы: 1) Какие страны, материки, острова, моря, реки могут видеть космонавты; 2) Найдите их на карте (листы с картой расположены у каждого ученика на столе) и выделите их:
  • Прием: «Составление таблиц по тексту»
  • Особенности политики русских князей в период раздробленности .
  • Задание № 1. Заполните таблицу:
  • Княжество
  • Князь
  • Содержание политики
  • Задания, связанные с поиском информации
  • Прочитайте текст:
  • Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10-12 млн км 2 . «Да и как не удивляться, - пишет в своей книге «Космос - землянам» Г.Береговой, - если в иллюминаторе под тобой Европа видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева - Балтийское море, а справа - Черное, после - Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад - Европа уже исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы… Таково чудо «макровзгляда» человека из космоса.
  • Вопросы:
  • 1) Какие страны, материки, острова, моря, реки могут видеть космонавты;
  • 2) Найдите их на карте (листы с картой расположены у каждого ученика на столе) и выделите их:
Формы работы с текстами. 1.Составление вопросов к тексту и ответы на них. 2.Комментированное чтение текста. 3.Аналитическое чтение текста. 4.Деление текста на смысловые части. 5.Составление тезисного плана. 6.Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний. 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

Формы работы с текстами.

  • 1.Составление вопросов к тексту и ответы на них.
  • 2.Комментированное чтение текста.
  • 3.Аналитическое чтение текста.
  • 4.Деление текста на смысловые части.
  • 5.Составление тезисного плана.
  • 6.Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.
  • 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
Приемы работы с иллюстрациями. 1.Подбирается несколько иллюстраций по теме. 2.Ученикам предлагается выбрать ту иллюстрацию,которая больше других отражает Содержание темы с последующими объяснениями. Например, во время изучения темы «Северная война», обязательно уделяем внимание роли Санкт-Петербурга, как опорного пункта России на северо-западе.

Приемы работы с иллюстрациями.

  • 1.Подбирается несколько иллюстраций по теме.
  • 2.Ученикам предлагается выбрать ту иллюстрацию,которая больше других отражает
  • Содержание темы с последующими объяснениями.

Например, во время изучения темы «Северная война», обязательно уделяем внимание роли Санкт-Петербурга, как опорного пункта России на северо-западе.

Вывод: Подобные задания побуждают ученика к вдумчивому прочтению текста, к тому, чтобы прочувствовать его, применить прочитанную информацию.

Вывод:

  • Подобные задания побуждают ученика к вдумчивому прочтению текста, к тому, чтобы прочувствовать его, применить прочитанную информацию.
Работа с литературой. Применение на уроках истории и обществознания отрывков из литературного текста, что помогает соотносить информацию с уроков с художественными произведениями, историческими фильмами, публицистическими передачами.

Работа с литературой.

  • Применение на уроках истории и обществознания отрывков из литературного текста, что помогает соотносить информацию с уроков с художественными произведениями, историческими фильмами, публицистическими передачами.
Подведение итогов. Формирование читательской грамотности Дает следующие результаты: 1.Умение работать с текстом. 2.Общее понимание текста. 3.Ориентация в тексте. 4.Использование информации из текста для различных целей. Это способствует эффективной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Подведение итогов.

Формирование читательской грамотности

Дает следующие результаты:

1.Умение работать с текстом.

2.Общее понимание текста.

3.Ориентация в тексте.

4.Использование информации из текста для различных целей.

Это способствует эффективной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ.
  • СПАСИБО за ВНИМАНИЕ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!