СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование БУД в рамках ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) для обучающихся с легкой степенью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный  компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Просмотр содержимого документа
«Формирование БУД в рамках ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) для обучающихся с легкой степенью.»

Формирование БУД в рамках ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) для обучающихся с легкой степенью.


Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования.

Эти изменения зависят от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Согласно Стандартам на протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся базовых учебных действий (БУД) в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.

Направления такой работы в школе - интернате, реализующей вариант адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП ) для обучающихся с легкой умственной отсталостью.(представлены на рисунке ).

Рисунок – Система работы по формированию базовых учебных действий (БУД ) у обучающихся в образовательной организации

Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда . К функциям базовых учебных действий относится:

1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

4) обеспечение целостности развития личности обучающегося. С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную (в т. ч. социально-бытовую) ориентировку и социальную адаптацию . Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями. Структура базовых учебных действий включает: - мотивационный компонент учебной деятельности; - операционный компонент учебной деятельности, состоящий из
Под базовыми учебными действиями ( БУД) понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью .

В отличие от универсальных учебных действий (УУД) БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и вне учебных условиях. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Основная цель  формирования БУД состоит в формировании обучающегося (воспитанника) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. В коррекционной работе выбор направленности формирования тех или иных БУД, должен определяться на основе дифференцированного подхода с учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (например, в рамках выделенных В.В. Воронковой уровней обучаемости), а в условиях индивидуальной работы – на основе анализа структуры дефекта конкретного обучающегося.

Задачами реализации являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом БУД, составляющих операциональный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

  • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся (воспитанников);

  • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

принцип деятельности Базовых учебных действий (БУД), заключающийся в том, что обучающийся (воспитанник), получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам (в соответствии со своими индивидуальными возможностями и особенностями), принимает систему норм учебной деятельности;

  • принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и над предметного содержаний и методик их усвоения;

  • принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у обучающихся (воспитанников) обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом);

  • принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

  • принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся (воспитанников), приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

  • принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося (воспитанника), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Кроме этого, системнодеятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения базовых учебных действий (БУД), что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В основу формирования БУД положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

Функции базовых учебных действий:

-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

-обеспечение целостности развития личности обучающегося (воспитанника).

С учетом возрастных особенностей обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью, базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.



БУД обеспечивает становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностный.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1.Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Личностные учебные действия представлены следующими умениями:


- испытывать чувство гордости за свою страну;

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

  1. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  1. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  2. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий.

1.Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2.Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий  можно использовать следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса; 
– написать последовательность обработки рукава 
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.).

Например, игра в слова. Дети работают в паре.

Задание 1.Используя буквы с, а, м, ш, у,  составь разные слова из 3 букв; 4 букв на тему урока.

Задание 2. Обучающие пишут словарные слова, потом обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга.

Дети учатся  планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга.

3) Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Задания, которые формируют регулятивные БУД.

1. На доске виды рукавов.

Задание - Опишите эти рукава. (фасон, длина из какой можно изготовить) (Обучающиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)


4) К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Задания, которые формируют познавательные базовые учебные действия(БУД),

включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни; – найди отличия (можно задать их количество); 
– на что похоже?; 
– поиск лишнего; 
– лабиринты; 
– работа с разными вида таблицами; 
– работа со словарями; - различный дидактический материал.

Обеспечение эффективности работы по формированию БУД у обучающихся предусматривает постоянный мониторинг ее результатов. Поведение и деятельность обучающихся оцениваются по системе показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД.


Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется использовать следующую бальную систему оценки:

0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем (взрослым );

1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью; (Указано «Взрослый», так как в работе по формированию БУД у школьников участвуют не только учителя, но другие специалисты, а также родители).

2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;

3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания ученика в правильности выполнения действия);

5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя. Используя общие показатели и уровни сформированности БУД можно осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики

  1. Критерии оценки параметров: 5 баллов – всегда, 4 балла – часто, 3 балла – иногда,2 балла – редко, 0 баллов – никогда)


Формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2.Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей. Выстраивание такого взаимодействия может осуществляться в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума, к функциям которого относится отслеживание общей динамики развития обучающихся, в т.ч. за счет оценки сформированности БУД, а также разработка и корректировка образовательных маршрутов. Необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является непрерывное повышение их квалификации в вопросах реализации деятельностного подхода в коррекционнопедагогической работе с детьми. В качестве форм повышения квалификации педагогов внутри организации можно рекомендовать семинары, мастер-классы, анализы и обсуждения учебных и коррекционных занятий, изучение специальной литературы. Список литературы: 1. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!