Предмет: изобразительное искусство
Класс: 7
Дата:
Тема урока: Форма и материал – Роль и значение материала в конструкции
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Формировать представление о взаимосвязи формы и материала, из которого она будет создаваться: учить понимать влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи; развивать творческое воображение
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: понимать влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться; формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Метапредметные: выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций; работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность); планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей); развивать творческое воображение
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, сознавать свои интересы (добиваться поставленной цели).
Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные термины и понятия: Дизайн. Эволюция формы.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал
Зрительный ряд: презентация
Художественные материалы: бумага, карандаши, клей, цветная бумага, ножницы, декоративные ленты
Ход урока
Организационный момент
Мотивация на урок
Приветствие и настрой на урок:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Актуализации знаний
- Мы уже знаем, что вещь утилитарна, поэтому очень важно, из чего она сделана!
- Из чего была сделана посуда в Древней Руси?... А из какого материала создают посуду сегодня?
- А можно представить себе посуду из ткани? …..Нет?...Почему? …Сделайте вывод!
- Правильно. Не только форма, но и материал влияют на функцию вещи!
Выберите и вставьте пропущенные слова в теме урока: « ... и ... материала в конструкции».
(Роль, значение.)
Сформулируйте тему нашего урока
Постановка целей и задач урока.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Какая стоит перед нами проблема? (Изучать и создавать, анализировать, определять и характеризовать понятия «эволюция формы и материала в конструкции»
5. Изучение нового материала.
Каждая вещь имеет утилитарный смысл и предназначена для какой-то цели. Предназначение вещи во многом определяет материал, из которого она сделана. Представим на мгновение, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза из шерсти, а носки из стекла. Вазу делают из стекла, чтобы она удерживала влагу, носки - из шерсти, чтобы они удерживали тепло. Они не смогут выполнять свое предназначение. Функция вещи влияет не только на ее форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создается. Дизайн – искусство и порождение промышленного века. Он зависит от развития науки и техники, которые дают дизайнеру и архитектору материалы для творчества.
Даже традиционное дерево, благодаря новым технологиям обработки (клееная древесина), позволяет создавать немыслимые прежде конструкции.
Сам материал во многом определяет форму и конструкцию вещи или здания. Например, стул изначально был из дерева, и это определяло его форму: прямолинейность, жестковатость и грубоватость конструкции. С появлением металлов, а затем пластмасс форма стула приобрела пластичность.
То же и в архитектуре: мосты строили деревянными, и это диктовало соответствующие конструкцию и форму. Кирпич позволил усложнить и разнообразить форму. Появление железобетона сделало реальностью самые сложные конструкции (например, подвесные).
Появление новых материалов меняет устоявшееся понимание тектоники зданий и традиционные подходы к формообразованию вещей. Появляется возможность создавать новые, невиданные раньше конструкции, оригинальные формы.
Фантазия и воображение художника подпитываются новым, пристальным взглядом на природу. Глубокое понимание закономерностей стало благодатной почвой для возникновения неожиданных конструктивных идей, порожденных анализом природных форм – бионикой.
6.Первичное закрепление материала - творческий поиск
Задание «Изобрази животного» - выбираем карточку, где изображены наброски разных предметов. Они помогут вам при выполнении творческого задания, в котором материал играет определяющую роль в создании конструкции, формы и назначения вещи.
Работа в парах
Сделайте фантазийные наброски предмета в виде животного
7. Закрепления новых знаний.
Часто оригинальные вещи, детали интерьера дизайнеры конструируют из природных материалов или уже готовых вещей, придавая им иную, нежели прежде, функцию.
Не богатство материала, а острота художественного видения и конструктивное мышление являются решающим фактором дизайнерского творчества. Перед вами фантазийные проекты вещей различного назначения, в которых используются свойства одного и того же материала (моток проволоки).
Даже есть художественный музей в Калужской области, который взял первые две буквы из слов «музей» и «мусор» и стал Художественным МУзеем МУсора «МУ МУ» (а вовсе не в честь собачки Герасима, как вы могли предположить). «МУ МУ» открылся в 2016 году, и сейчас его коллекция состоит более чем из 500 экспонатов, созданных авторами из 24 стран мира.
Художественно – творческая деятельность учащихся
Проект «Сочинение вещи». Перед вами на столах лежат различные предметы, которые помогут вам при выполнении задания.
-Прочитайте внимательно задание 1 на странице 81 в учебнике, только после этого приступайте к выполнению
Работа в группах
8.Обобщение и систематизация знаний
Анализ работ, рефлексия - выявление ошибок и недочетов, выявление лучших работ, самооценивание, оценивание.