Тема урока: Фонетика, орфография. Состав слова
Задачи урока:Цели: проверка знаний и умений по теме “Фонетика”.
1) образовательные- проверить и оценить знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии, акцентологические навыки и умения выполнять фонетический разбор и транскрипцию;
2) развивающие- способствовать развитию логического мышления ( умению
сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);
3) воспитательные- воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: компьютеры, рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
- Напиши количество букв и звуков:
её _______ якорь ______
юла ______ счастье _____
ёж _______ медведь ____
коньки _____ солнце ____
- Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 510141 Напиши имя мальчика.
- Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 136151 Напиши имя девочки.
- Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 2021131 Напиши название города.
- Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.
|
|
|
|
|
|
|
Л
|
Е
|
С
|
Б
|
О
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г
|
О
|
Р
|
Е
|
Б
|
Е
|
Д
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М
|
О
|
Р
|
О
|
З
|
С
|
Т
|
У
|
Ж
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х
|
О
|
Т
|
Е
|
Т
|
Ь
|
Ж
|
Е
|
Л
|
А
|
Т
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
Т
|
Е
|
М
|
Н
|
О
|
Т
|
А
|
П
|
О
|
Т
|
Ё
|
М
|
К
|
И
|
|
|
|
|
|
К
|
Р
|
Е
|
П
|
О
|
С
|
Т
|
Ь
|
Т
|
В
|
Е
|
Р
|
Д
|
Ы
|
Н
|
Я
|
|
|
|
С
|
О
|
О
|
Б
|
Щ
|
Е
|
Н
|
И
|
Е
|
И
|
З
|
В
|
Е
|
Щ
|
Е
|
Н
|
И
|
Е
|
|
Н
|
Е
|
В
|
И
|
Д
|
А
|
Н
|
Н
|
Ы
|
Й
|
Д
|
И
|
К
|
О
|
В
|
Е
|
Н
|
Н
|
Ы
|
Й
|
- Запишите, сколько твёрдых и сколько мягких звуков обозначаются буквой «л»
в стихотворении:
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
- В КАКОМ СЛОВЕ ЗВУКОВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ БУКВ?
ПРИЁМ МЫТЬСЯ ЛЮК БЬЮТ
- Выбери слова, в которых звуков больше, чем букв, и сделай фонетический разбор:
ложка, коньки ельник, семья, ябеда, юность
- Укажи, сколько раз встречается звук [В] в данном предложении:
Во дворе трава, на траве дрова.
10. Звук [Т] в данных предложениях:
1) Тимка взял прут и погнал утят на пруд.
2) Документ подписан директором.
11. Звук [З] в данном предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
Сколько раз встречается звук [Ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
12. Запиши по два слова, где:
БУКВ > ЗВУКОВ ЗВУКОВ > БУКВ ЗВУКОВ = БУКВ
13. Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов:
ИРИС ПИЛА ВИЛОК БЕЛОК ОКУНИ
14. Подбери и запиши слова:
РО[Т] ДУ[Ш]КА ГРУ[С’][Т’] ЛЕ[С']ТЬ
15. В каких словах все согласные мягкие?
пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки, беленький, чаща
16. Выбери слова, в которых возможно чередование согласных в корне:
дом, песок, снег, час, дорога, ремонт, пух, печка, лекарь
песок-песочный, снег-снежок, дорога-дорожный, пух-пушок, печка-пекарь, лекарь-лечить
17. Прочитай слова справа налево, используя их фонетическое звучание:
ЛЮК ПОЛ НОЛЬ ТОЛЬ
[Л’УК] – [КУЛ’] – КУЛЬ
[ПОЛ] – [ЛОП] – ЛОБ
[НОЛ’] – [Л'ОН] – ЛЁН
[ТОЛ’] – [Л’ОТ] – ЛЁД
18. Итог урока
Закончи фразу
v Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
v Звуки мы …., а буквы …..
v В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
v Не обозначают звуков буквы …. .
v Шипящие звуки …. .
v Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
v Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .
Найди звук, соответствующий определенной характеристике
v всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
v всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
v сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
v не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В
Просмотр содержимого документа
«Фонетика, орфография. Состав слова»
Тема урока: Фонетика, орфография. Состав слова
Цели: проверка знаний и умений по теме “Фонетика”. Задачи урока:
1) образовательные- проверить и оценить знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии, акцентологические навыки и умения выполнять фонетический разбор и транскрипцию;
2) развивающие- способствовать развитию логического мышления ( умению
сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);
3) воспитательные- воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: компьютеры, рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Напиши количество букв и звуков:
её _______ якорь ______
юла ______ счастье _____
ёж _______ медведь ____
коньки _____ солнце ____
Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 510141 Напиши имя мальчика.
Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 136151 Напиши имя девочки.
Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 2021131 Напиши название города.
Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.
| | | | | | | Л | Е | С | Б | О | Р | | | | | | | |
| | | | | | Г | О | Р | Е | Б | Е | Д | А | | | | | | |
| | | | | М | О | Р | О | З | С | Т | У | Ж | А | | | | | |
| | | | Х | О | Т | Е | Т | Ь | Ж | Е | Л | А | Т | Ь | | | | |
| | | Т | Е | М | Н | О | Т | А | П | О | Т | Ё | М | К | И | | | |
| | К | Р | Е | П | О | С | Т | Ь | Т | В | Е | Р | Д | Ы | Н | Я | | |
| С | О | О | Б | Щ | Е | Н | И | Е | И | З | В | Е | Щ | Е | Н | И | Е | |
Н | Е | В | И | Д | А | Н | Н | Ы | Й | Д | И | К | О | В | Е | Н | Н | Ы | Й |
Запишите, сколько твёрдых и сколько мягких звуков обозначаются буквой «л»
в стихотворении:
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
В КАКОМ СЛОВЕ ЗВУКОВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ БУКВ?
ПРИЁМ МЫТЬСЯ ЛЮК БЬЮТ
Выбери слова, в которых звуков больше, чем букв, и сделай фонетический разбор:
ложка, коньки ельник, семья, ябеда, юность
Укажи, сколько раз встречается звук [В] в данном предложении:
Во дворе трава, на траве дрова.
10. Звук [Т] в данных предложениях:
1) Тимка взял прут и погнал утят на пруд.
2) Документ подписан директором.
11. Звук [З] в данном предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
Сколько раз встречается звук [Ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
12. Запиши по два слова, где:
БУКВ ЗВУКОВ ЗВУКОВ БУКВ ЗВУКОВ = БУКВ
13. Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов:
ИРИС ПИЛА ВИЛОК БЕЛОК ОКУНИ
14. Подбери и запиши слова:
РО[Т] ДУ[Ш]КА ГРУ[С’][Т’] ЛЕ[С']ТЬ
15. В каких словах все согласные мягкие?
пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки, беленький, чаща
16. Выбери слова, в которых возможно чередование согласных в корне:
дом, песок, снег, час, дорога, ремонт, пух, печка, лекарь
песок-песочный, снег-снежок, дорога-дорожный, пух-пушок, печка-пекарь, лекарь-лечить
17. Прочитай слова справа налево, используя их фонетическое звучание:
ЛЮК ПОЛ НОЛЬ ТОЛЬ
[Л’УК] – [КУЛ’] – КУЛЬ
[ПОЛ] – [ЛОП] – ЛОБ
[НОЛ’] – [Л'ОН] – ЛЁН
[ТОЛ’] – [Л’ОТ] – ЛЁД
18. Итог урока
Закончи фразу
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .
Найди звук, соответствующий определенной характеристике
всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В