Просмотр содержимого документа
«Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»
Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Проблема выявления и коррекции минимальных дизартрических расстройств продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения. Существующие методы коррекции минимальных дизартрических расстройств у дошкольников не решают проблемы в полном объеме.
Для того, чтобы у ребенка не было искажений и замен звуков, необходимо тесное взаимодействие сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. Р.Е. Левина, М.Е Хватцев, Н.Х Швачкин и др. утверждали, что для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.
Важно, чтобы у детей были сформированы фонематические процессы, которые в свою очередь осуществляют контроль за непрерывным потоком слогов.
Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Стертая дизартрия или МДР – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Авторы утверждали, что механизмы речи связаны с целостностной, иерархической организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности, первым звеном речевой функциональной системы является воспринимающие исходную информацию рецепторы слуха, зрения, чувствительности.
К системам начального рецептивного звена относятся и кинестетические ощущения, которые сигнализируют о положении органов артикуляции и всего тела. При недостаточности речевых кинестезии нарушается развитие речи, второе звено — это сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и перевод исходной семантической мысли в схему развернутого речевого высказывания.
Третье звено речевой функциональной системы реализует передачу речевых сообщений. Это звено имеет сложную сенсомоторную организацию. При поражении третьего звена речевой функциональной системы нарушается иннервация речевой мускулатуры, т.е. расстраивается непосредственно двигательный механизм речи.
Многие авторы утверждают, что нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер.
У детей cо стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков, а именно, при стертой дизартрии из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане.