СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор - душа народная

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка дает возможность преподавателям и обучающимся окунуться в мир народного творчества, обратиться к культурному наследию своего народа, к его истокам. Методическая разработка рассчитана на детей, обучающихся в школе искусств, и не имеет возрастных ограничений, а также может быть реализована с детьми, обучающимися на разных отделениях.

Просмотр содержимого документа
«Фольклор - душа народная»

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ОБЛАСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ



ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»







Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема: «Фольклор – душа народная»







Разработала:

Клачинская Наталья Сергеевна

преподаватель теоретических дисциплин

«Музыкальная литература» «Слушание музыка»





2020г.



Пояснительная записка.

Данная методическая разработка дает возможность преподавателям и обучающимся окунуться в мир народного творчества, обратиться к культурному наследию своего народа, к его истокам. Методическая разработка рассчитана на детей, обучающихся в школе искусств, и не имеет возрастных ограничений, а также может быть реализована с детьми, обучающимися на разных отделениях.

В современном мире приобщение детей к фольклору осуществляется в основном на базе общеобразовательных школ и детских школ искусств.

Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. И почему народная мудрость жалела духовно больных людей, одержимых страстью к богатству и власти.

Цели:

- приобщение к русскому народному творчеству;

- изучение культурного наследия Курского края.



Задачи:

- привить любовь к искусству, к изучению русского фольклора;

- воспитывать познавательный интерес к народному творчеству;

- развивать знания о Малой Родине.

Оборудование:

- аудио оборудование, ноутбук, проектор, баян.


Ход мероприятия:

Слайд №1

Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она и в ласковых словах материнской колыбельной, и в пестушках, потешках, прибаутках, которые всегда в неистощимом запасе у бабушки. Культура не только рядом и вокруг – она и внутри нас. Она в наших именах, песнях и сказках, легендах и преданиях, поговорках и пословицах, в обычаях и обрядах, традициях народной жизни, загадках и играх, в наших любимых книгах, фильмах, картинках.

Культура – наше драгоценное достояние. Она объединяет и сближает нас и в то же время отличает от остального мира. У нашей культуры свой язык, свой «голос», свои неповторимые черты и приметы. В мировом наследии богатейшая русская культура – яркое и заметное явление. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе.

Слайд №2.

Народное музыкальное творчество было и остается одним из главных критериев духовного наследия каждой нации. Фольклор является "кладезем" вековых традиций, отражением исторических условий жизни и быта народа, служит связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Ведущий:

Сегодня мы отправимся в большое путешествие по бескрайним просторам фольклора! Ой! Мне кажется, что кто - то к нам идет! (в зал под музыку входит Иванушка)




Иванушка:

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Спешил я к вам, чтобы показать дорогу в загадочный мир народного искусства! Но прежде хочу вас спросить, а знаете ли вы что такое «фольклор»? (ответы детей)

Замечательно! Тогда можно отправляться в путь!

Слайд №3

И первая наша станция называется «Пословица»!

Пословицы относятся к устному народному творчеству. Пословица, является обобщением народного опыта и наблюдений, которые были проверены многими поколениями. Я предлагаю поиграть в игру - «Доскажи пословицу». (Иванушка говорит начало пословицы, а дети ее заканчивают).

Слайд № 4

Иванушка: молодцы ребята, порадовали вы меня!

Ведущая: А наше путешествие продолжается! Следующая станция называется «Игровая».

Слайд №5

Иванушка: в старину на Руси ребятишки очень любили играть в подвижные игры. Игры были связаны с традициями, обычаями и календарными праздниками народа. А сейчас давайте и мы поиграем!

Русская народная игра «А мы просо сеяли».

Ведущий: Какая игра задорная! Спасибо Иванушка за веселье!

Иванушка: ну что ребята, продолжим наше путешествие! Мы прибыли на станцию «Частушкино». Это моя любимая станция!

Слайд №6

Ведущий: Иванушка, а расскажи нам, что такое частушки!

Иванушка: частушки относятся к музыкальному фольклору. Частушка – это короткая русская народная песня, юмористического содержания. Исполняется она обычно в быстром темпе. Ребята пришел я к вам не один, а с моими друзьями, уж очень они любят частушки исполнять! Давайте их послушаем!

( Выходят дети, исполняют частушки под аккомпанемент (баян))

Ведущий: Ах, какие молодцы! Спасибо!

Ребята, скажите, а в каком краю мы живем? (ответы детей)

Правильно, мы живем в Курской обрасти или по другому - в Курском крае!

Наша последняя станция называется «Край родной».

Слайд № 7

Курский край – здесь много песен,

Много танца и огня,

Карагод широк и тесен,

Место есть и для меня.

Наш Тимоня – славный парень,

Песни с удалью поёт.

Он по всей России славен,

Его знает наш народ.

Ведущий: скажите, дети, кто знает, о каком парне говорится в этом стихотворении?

Слайд №8

Дети: о русском народном танце «Тимоня»

Ведущий: совершенно верно! Ребята, этот танец является музыкальным символ Курского края, нашего с вами края! У меня есть помощники, которые расскажут нам об особенностях нашего края.

Сообщение детей:

Слайд №9

Ребенок 1. На живописном берегу реки Псёл Суджанского района расположилось старинное село Плёхово, издавна известное своими гостеприимными жителями и самобытным песенным фольклором. Уникальность этого села в том, что те, кто жил здесь из века в век, и те, кто живет там сейчас, смогли сберечь свои традиции, крупицы народной культуры. Жители сберегли в тяжелые военные времена свои старинные одежды, большинство из которых шиты золотом.

Слайд №10

Ребенок 2. Село Плёхово – это кладезь народных традиций. С давних пор принято здесь песней и танцем провожать зиму, встречать весну, идти на уборочные работы, заводить карагоды после сенокосов, на свадьбах, в праздники. Народная традиция является основой деревенской жизни, а некоторые традиции живут только в сельских фольклорных коллективах. К таким, на протяжении многих десятилетий, является знаменитый самобытный коллектив «Тимоня» из села Плёхово.

Слайд №11

Ребенок 3. Главной особенностью этого замечательного коллектива является самобытность репертуара, старинных костюмов, неудержимый задор и оптимизм. Плёховский ансамбль «Тимоня» многие годы сохраняет народные традиции и преемственность, укрепляет связи поколений.

Слайд №12, 13

Ведущий:

«Тимоня» – массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша.

Припевки могут быть не связаны между собой по смыслу. Их содержание – задорные поддразнивания, шутки или восхваления.

Давайте посмотрим, как же это было!

Просмотр видео ролика: пляска «Тимоня».

Слайд №14, 15

Ведущий:

Фольклорную эстафету от старших подхватили дети. Был создан детский ансамбль «Родничок». Посмотрите какие яркие, красочные старинные костюмы на детях.

Слайд №16, 17

Люди старшего поколения, «ветераны» ансамбля помогают сохранить интерес к местным культурно-бытовым традициям, а молодым, «заразиться» их любовью к песне и им это удается.

Дети с удовольствием перенимают манеру пения, особенности танцев, и пытаются показать какой либо обряд так чтобы передать всю красоту и мощь старинных праздников.

Слайд №18

Просмотр видео ролика: выступление детского фольклорного ансамбля «Родничок».

Слайд №19

Ведущий:

Наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Правильно ребята! Молодцы! Фольклор - это песни, это танцы и народные наигрыши, это и сказы и былины, пословицы и поговорки, потешки и пестушки. Как правило, фольклор не знает авторства. Всё творчество передавалось из уст в уста, подчас видоизмененным. Сейчас мы можем узнать как же раньше наши предки пели, плясали, проводили обряды и в целом жили только от наших пра пра бубушек и дедушек, которых, к сожалению остались единицы. Фольклор создается народом, поэтому можно смело сказать что фольклор – это душа народа! И мы должны помнить и чтить традиции наши и так же передавать будущим поколениям!

Слайд №20

Спасибо за внимание! До новых встреч!












Литература.

1. https://www.culture.ru/objects/476/ispolnitelskaya-tradiciya-sela-plyokhovo-sudzhanskogo-raiona-kurskoi-oblasti

2. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981.

3. Знаменитый фольклорный ансамбль Курской области / http://mir46.ru/content/novosti/kurskie-novosti/znamenitiy-folklorniy-ansambl-kurskoy-oblasti-timonya-zavtra-otprazdnuet-svoe-75-letie-51708

4. Знаменитый ансамбль «Тимоня» http://old.russiaforall.ru/newsitem.jsp?newsid=505

5. Русское народное музыкальное творчество/

https://b-ok.org/book/2766524/74db55

























Приложение.

1. - Тише едешь… (дальше будешь)

- Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

- Без труда… (не вытянешь рыбку из пруда)

- Хлеб на стол… (и стол престол)

- Делу время … (а потехе час)

- Терпение и труд…(все перетрут)

- Мал золотник … (да дорог)

- Жизнь прожить … (не поле перейти)

- Век живи - век трудись,.. ( а трудясь, век учись)

- Старый друг … (лучше новых двух)

2. Русская народная игра «А мы просо сеяли».

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и говорит слов (по 2 раза). Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и говорит свои слова второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог.

Дети становятся в две шеренги друг напротив друга, взявшись за руки, двигаются, наступая и отступая, говорят слова (1 – первая шеренга, 2 – вторая шеренга):
1- А мы просо сеяли, сеяли!
2- А мы просо вытопчем, вытопчем!
1- А чем же вам вытоптать, вытоптать!
2- А мы ее конями, конями.
1- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
2- А мы коней выкупим, выкупим.
1- А чем же вам выкупить, выкупить.
2- А мы дадим сто рублей, сто рублей.
1- Не надо нам и тысячи, тысячи!
2- А чего ж вам надобно, надобно.
1- А нам надо девицу (молодца), девицу (молодца).
2- А каку ж вам девицу (молодца), девицу (молодца).

Команда, выбирающая, девицу или молодца совещается, говорят с места:
1- А нам надо Машеньку, Машеньку!
2 - Открывайте ворота, принимайте девицу!

Игроки сходятся попарно, перетягивают друг друга. Перетянутого игрока забирает победитель.
Двигаясь, наступая и отступая, говорят слова:
- В нашем полку прибыло, прибыло!
- В нашем полку убыло, убыло!
- В нашем полку чай пьют, чай пьют!
- В нашем полку слезы льют, слезы льют!
Игра продолжается.

3. Частушки.

- Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

- Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

- Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких!

– Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.

– Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

– Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
- Это ж, братец, кабачок!

– Стала вдруг душить рубаха.
Чуть не умер я от страха.
Потом понял: Е-мое!
Я же вырос из нее!

– Вы послушайте меня,
Я частушки буду петь:
Сидит заяц на берёзе,
В бане парится медведь!

– Чай пила, пила, пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила -
Накухарничала.

– Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!

– Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что же там сварилося.

– Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли

А теперь мы вас попросим

чтобы вы похлопали!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!