Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» г. Сыктывкара
Физкультурно – оздоровительный проект
«Движение – основа здоровья»
Составитель:
Жданова Е.А.. – инструктор
по физической культуре.
Сыктывкар, 2017 г.
Актуальность
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – основа здоровья» предусматривает просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Цель проекта – привлечение родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.
Совместная деятельность воспитателей, инструктора по физическому воспитанию и родителей в решении задач реализации проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование);
- поход с детьми и родителями в парк (или на стадион);
- экскурсии;
- праздники и досуги;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей, тренинги;
- выставки;
- детское творчество.
Ожидаемые результаты:
Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности.
Снижение заболеваемости.
Активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
Вид проекта:
По продолжительности: долгосрочный – 6 мес.
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный, групповой;
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, инструктор по ФИЗО, родители.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-6 лет.
План реализации проекта:
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время проведения |
1 | Беседы с детьми о здоровом образе жизни | Научить ребёнка заботится о своём здоровье | Январь - июнь |
2 | Корригирующие физкультурные занятия с использованием тренажёров. | Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха | Январь - июнь |
3 | Физкультурно – музыкальное развлечение «А ну - ка, Папы!» | Формирование чувства гордости за воинов - защитников | Февраль |
4 | Консультация для родителей «Движение – основа здоровья» | Значение спортивных игр и развлечений для нормального физического развития ребёнка. | Январь- февраль |
5 | Подвижные игры, считалки, физкультминутки, динамические паузы, заклички, дыхательная гимнастика. | Способствовать всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию. | Январь - июнь |
6 | Статьи в родительский уголок (Закаливающие процедуры, осанка, плоскостопие). | Ознакомить родителей | Январь - июнь |
7 | Анкетирование родителей | Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье | Март |
8 | Занятие с детьми «Спорт – это жизнь». | Познакомить детей со строением тела человека, с физическими возможностями организма, вызвать интерес к дальнейшему познанию. | Март |
9 | Родительское собрание. Фоторепортаж, детские рисунки | Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни. | Апрель |
10 | Совместное физкультурное занятие детей с родителями. | Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. | Апрель |
11 | Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста ЗОЖ». | Приобщение родителей к формированию интереса детей к оздоровлению собственного организма. | Май |
12 | Рекомендации родителям | Правильный выбор жизненных ценностей. | Апрель |
13 | Туристический поход в весенний парк «Мы - туристы» | Радость, эмоциональный подъём, созерцание красоты природы. | Май |
14 | Семейный час. Спортивное развлечение с родителями и детьми | Побуждать родителей к совместному участию в спортивных соревнованиях. | Май |
15 | Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Развитие быстроты, силы, выносливости. | Июнь |
16 | Экскурсия на физкультурный стадион – Фестиваль подвижных игр | Развитие подвижности | Май |
Выводы:
Вследствие реализации творческого проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма.
Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка.
Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей.
Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни стало возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье.
Литература
«Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.
«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина Москва 2008г.
«Мой огранизм» С.А. Козлова Москва 2001г.
«Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И. Крылова Волгоград 2009г.
«Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь Санкт-Петербург 2011г.
«Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований» Москва 2011г.
«Технология оздоровления детей в детском саду» Е.А. Бабенкова Москва 2012г.