Обосновывая необходимость здорового образа жизни, немецкий учёный М. Петенкофер писал: «Не зная настоящей цены здоровья, полученного по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда появляется у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых людей превращаемся в больных».
В общей системе всестороннего и гармоничного развития физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность.
Как сделать так, чтобы мир движений стал действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан Жак Руссо
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении большое внимание уделяется созданию здоровье сберегающего пространства. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе помогает ребёнку отыскать область своих интересов. Раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. С этой целью в группе физкультурное оборудование и спортивный инвентарь должны быть сгруппированы в виде физкультурного центра. Предметная среда физкультурно – оздоровительного центра способствует полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка; помогает разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которая является составной частью общей развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы сделать физкультурные центры более востребованными, увеличить режим двигательной активности, можно пополнить его самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала своими руками. Интересное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашей группе пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования помогает разнообразить упражнения для разных групп мышц.
1.«Дорожки здоровья» - для укрепления мышц стопы и ног, туловища. Для изготовления используются различные материалы – ткань разная, пуговицы разных размеров и формы, колпачки от фломастеров, крышечки от пластиковых бутылок, карандаши, деревянные палочки.
2. «Следочки, ладошки» используются для закрепления понятий «правая нога» и «левая нога», «правая рука» и «левая рука», для ОРУ; развивает координацию движений, память, ловкость, укрепление мышц ног и рук, внимание. Для изготовления можно использовать куски линолеума, обклеиваются самоклеящейся бумагой.
3. «Гантели» - используются для развития мышц плечевого пояса, силы, выносливости. Для изготовления использованы бутылочки от витаминов, наполненные песком, сверху украшенные самоклеящейся бумагой .
4. Массажёр «Мелкие орешки»- для массажа стоп, спины, груди и ног. Используются для изготовления капсулы «киндер сюрпризов», кольца и леска
.
5 «Змейка» - для перепрыгивания, перешагивания, построения в шеренгу, в колонну, круг, для игр и забав. Развивает мышцы туловища, координацию движений, ловкость, вызывает положительные эмоции. Для изготовления используются капсулы от «киндер – сюрпризов», от бахил, леска или бельевая верёвка.
6. «Чудесные кольца» предназначены для ОРУ, перешагивания, перепрыгивания, сделанные из «киндер – сюрпризов» и лески.
7. «Султанчики» - лёгкие, воздушные, струящиеся, шуршащие султанчики так и притягивают взгляд. Их можно использовать, как оборудование на физкультурных занятиях и как атрибуты в танцах. Сделаны из гофрированной бумаги, мишуры, палочек.
8. «Погремушки» - сделаны из деревянных палочек, пластмассовых шариков. Изготовление: на шарике делается отверстие, надевается на палочку и внутрь насыпается крупа.
9.«Мешочки спортивные». Изготовлены из плотной ткани и наполнены песком, фасолью можно, использовать другой наполнитель (мелкие камушки, бусины, горох и др.). Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.
10 «Пеньки» - используются для закрепления ОВД: прыжки, ходьба, бег. Для изготовления берутся пустые вёдра из-под майонеза, обклеиваются самоклеющейся бумагой. «Ходунки». Предназначены для выполнения основных видов движения, для развития координации движения, для самостоятельной игровой деятельности. Сделаны из кусков поролона, обтянутых клеёнкой.
12. «Ловишки» - К ручке пластмассовой бутылки привязана ленточка, а другой её конец прикреплен к контейнеру от киндер сюрприза. Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы! Развивают глазомер детей, ловкость, воспитывают волевые качества, внимания, быстроту реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.
13. Мини – массажёры - оборудование изготовлено из цветных карандашей, контейнеров от киндер сюрприза. Массажёр способствует профилактике плоскостопия, массажа стоп, для улучшения кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий (сохранение и укрепление здоровья). Используется для массажа ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони, можно для массажа стоп.
15. «Лыжи» Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа ребёнка, края обклеены цветной изолентой. Используется для развития координации движений, физических качеств.
Кроме физкультурного оборудования в спортивном уголке имеются картотека подвижных игр, различных видов гимнастик, много материала об известных спортсменах, схемы к упражнениям, играм и настольно-печатные игры.
16. «Зонтик». Используется для постановки правильного дыхания.
17. «Сухой дождь» (ленты основных цветов для малышей, для детей старшего дошкольного возраста – ленты семи цветов радуги), который способствует эмоциональному подъему, развитию зрительного восприятия, релаксации.
Игры в группе с нетрадиционным (нестандартным) оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, делают двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. Создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования в группе побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них, а также способствует совершенствованию сенсорных систем, у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные слуховые и тактильные функции.
Просмотр содержимого документа
«Физкультурный уголок своими руками./ из опыта работы/»
Обосновывая необходимость здорового образа жизни, немецкий учёный М. Петенкофер писал: «Не зная настоящей цены здоровья, полученного по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда появляется у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых людей превращаемся в больных».
В общей системе всестороннего и гармоничного развития физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность.
Как сделать так, чтобы мир движений стал действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан Жак Руссо
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении большое внимание уделяется созданию здоровье сберегающего пространства. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе помогает ребёнку отыскать область своих интересов. Раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. С этой целью в группе физкультурное оборудование и спортивный инвентарь должны быть сгруппированы в виде физкультурного центра. Предметная среда физкультурно – оздоровительного центра способствует полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка; помогает разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которая является составной частью общей развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы сделать физкультурные центры более востребованными, увеличить режим двигательной активности, можно пополнить его самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала своими руками. Интересное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашей группе пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования помогает разнообразить упражнения для разных групп мышц.
1.«Дорожки здоровья» - для укрепления мышц стопы и ног, туловища. Для изготовления используются различные материалы – ткань разная, пуговицы разных размеров и формы, колпачки от фломастеров, крышечки от пластиковых бутылок, карандаши, деревянные палочки.
2. «Следочки, ладошки» используются для закрепления понятий «правая нога» и «левая нога», «правая рука» и «левая рука», для ОРУ; развивает координацию движений, память, ловкость, укрепление мышц ног и рук, внимание. Для изготовления можно использовать куски линолеума, обклеиваются самоклеящейся бумагой.
3. «Гантели» - используются для развития мышц плечевого пояса, силы, выносливости. Для изготовления использованы бутылочки от витаминов, наполненные песком, сверху украшенные самоклеящейся бумагой .
4. Массажёр «Мелкие орешки»- для массажа стоп, спины, груди и ног. Используются для изготовления капсулы «киндер сюрпризов», кольца и леска
.
5 «Змейка» - для перепрыгивания, перешагивания, построения в шеренгу, в колонну, круг, для игр и забав. Развивает мышцы туловища, координацию движений, ловкость, вызывает положительные эмоции. Для изготовления используются капсулы от «киндер – сюрпризов», от бахил, леска или бельевая верёвка.
6. «Чудесные кольца» предназначены для ОРУ, перешагивания, перепрыгивания, сделанные из «киндер – сюрпризов» и лески.
7. «Султанчики» - лёгкие, воздушные, струящиеся, шуршащие султанчики так и притягивают взгляд. Их можно использовать, как оборудование на физкультурных занятиях и как атрибуты в танцах. Сделаны из гофрированной бумаги, мишуры, палочек.
8. «Погремушки» - сделаны из деревянных палочек, пластмассовых шариков. Изготовление: на шарике делается отверстие, надевается на палочку и внутрь насыпается крупа.
9.«Мешочки спортивные». Изготовлены из плотной ткани и наполнены песком, фасолью можно, использовать другой наполнитель (мелкие камушки, бусины, горох и др.). Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.
10 «Пеньки» - используются для закрепления ОВД: прыжки, ходьба, бег. Для изготовления берутся пустые вёдра из-под майонеза, обклеиваются самоклеющейся бумагой. «Ходунки». Предназначены для выполнения основных видов движения, для развития координации движения, для самостоятельной игровой деятельности. Сделаны из кусков поролона, обтянутых клеёнкой.
12. «Ловишки» - К ручке пластмассовой бутылки привязана ленточка, а другой её конец прикреплен к контейнеру от киндер сюрприза. Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы! Развивают глазомер детей, ловкость, воспитывают волевые качества, внимания, быстроту реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.
13. Мини – массажёры - оборудование изготовлено из цветных карандашей, контейнеров от киндер сюрприза. Массажёр способствует профилактике плоскостопия, массажа стоп, для улучшения кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий (сохранение и укрепление здоровья). Используется для массажа ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони, можно для массажа стоп.
15. «Лыжи» Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа ребёнка, края обклеены цветной изолентой. Используется для развития координации движений, физических качеств.
Кроме физкультурного оборудования в спортивном уголке имеются картотека подвижных игр, различных видов гимнастик, много материала об известных спортсменах, схемы к упражнениям, играм и настольно-печатные игры.
16. «Зонтик». Используется для постановки правильного дыхания.
17. «Сухой дождь» (ленты основных цветов для малышей, для детей старшего дошкольного возраста – ленты семи цветов радуги), который способствует эмоциональному подъему, развитию зрительного восприятия, релаксации.
Игры в группе с нетрадиционным (нестандартным) оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, делают двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. Создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования в группе побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них, а также способствует совершенствованию сенсорных систем, у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные слуховые и тактильные функции.