СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физиологические процессы образования речи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физиологические  процессы образования речи

Просмотр содержимого документа
«Физиологические процессы образования речи»

Таблица 1. Физиологические процессы образования речи

Физиологические процессы

Характеристика (что происходит анатомически)

Голосообразование (фонация)

Голосообразование – это процесс формирования звуковой волны, происходящий в гортани. 

Механизм голосообразования

1.Во время вдоха воздух нагнетается в легкие.

2.Проходя через трахею, воздух, в гортани, встречает препятствие: голосовые связки.

3.При фонации голосовые связки находятся в сомкнутом положении, за счёт косого направления волокон вибрируют под давлением воздушного потока, который прорывается через связки.

4.Колебания совершаются в поперечном , направлении, т.е. перемещаются внутри и снаружи, до тех пор ,пока не иссякнет голосообразующая струя воздуха.

5.Под воздействием мышц , сужающих голосовую щель ,связки возвращаются в исходное , срединное положение, затем снова раздвигаются на необходимое для нового звука расстояние.

Колебания воспринимаются как звук.


Механизм шепота

Черпаловидная мышца не участвует в процессе звукообразования,

поэтому в задней части между голосовыми складками, внизу, образуется щель в форме равностороннего треугольника. Через нее проходит воздушная струя выдыхаемого воздуха. Голосовые связки не колеблются , трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который воспринимается окружающими как шепот. Шепотное произнесение может осуществляться как на выдохе ,так и на вдохе.

Механизм фальцета

Голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном ,а в продольном направлении, т.е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель.

Силы, высота и тембр голоса

.1.Сила голоса зависит в основном от амплитуды колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается более громкий голос. Возникающий в гортани голос относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы(глотка ,полость рта ,носовая полость),которые являются усилителями звука.

2.Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, которая в сою очередь, находится в зависимости от длины ,толщины и напряжения голосовых складок. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани. При произнесении (или при пении)низких звуков натяжение голосовых связок невелико(натягивающая голосовую складку перстне -щитовидная мышца не работает) ; активная голосовая (щито-черепаловидная )мышца ,которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой складки. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых складок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Этот механизм действует ,однако лишь до известного предела. После максимального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение натяжения голосовых складок невозможно, тогда начинает действовать другой механизм -укорочение колеблющейся части голосовых связок. Это достигается посредством сокращения поперечной мышцы , которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок, которые ,укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых складок. Когда наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых складок, вступает в действие механизм фальцета, тоном в гортани образуются и добавочные тоны, обертоны, количество и сила которых зависят от строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы(глотки ,полости рта ,носовой полости).Определение сочетания обертонов и обусловливает индивидуальную «окраску» голоса-тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.


Диапазон голоса

Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4—6 тонов. Диапазоны голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны. Для основных типов голосов эти пределы в среднем таковы:

·         Бас - 80-340 Гц

·         Контральто - 170-680 Гц

·         Баритон — 96—426 Гц

·         Меццо-сопрано — 216—864 Гц

·         Тенор - 128-512 Гц

·         Сопрано - 256-1024 Гц

Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков и девочек), охватывая примерно следующие границы:

·         От 8 до 10 лет - 320-512 Гц

·         От 10 до 12 лет - 290-580 Гц

·         От 12 до 14 лет - 256-680 Гц

Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие голоса (дискант) и более низкие (альт).

Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских самодеятельных выступлений.

Регистры голоса

Женский голос имеет три регистра-грудной, центральный и смешанный (микст) -головной.

У мужчин их два -грудной и головной (фальцетный).

Атака звука

Атака звука

"Атака" звука - это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как "укол", в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука - это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения.

Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.
1) Твердая атака  - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.

2) Мягкая атака - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.

3) Придыхательная атака - при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха.




Мутация

Мутация голоса - это так называемая ломка, которая основана на гормональной перестройке организма. Происходит этот физиологический процесс у подростков, в период роста, развития и активного полового созревания, примерно с 11 до 13 лет.






Таблица 2. Развитие речи в онтогенезе

Стороны речи

Характеристика

Фонетико-фонематическая

Фонетико-фонематическая сторона речи включает в себя фонетическую и фонематическую стороны речи. Фонетическая сторона речи состоит из звукопроизношения и просодики. Фонематическая сторона речи отвечает за умение различать и дифференцировать фонемы родного языка.


Лексико-грамматическая

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающий действительности.



3. Перечень мероприятий по профилактике нарушений голоса и речи у детей. 

Список профилактических мероприятий

нарушений голоса и речи у детей

 

1. Закаливание детского организма.

2. Занятия физкультурой и доступными детям видами спорта.

3. Разъяснительные работы по вреду курения.

4. Удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию.

5. Медицинские мероприятия в виде активного вмешательства врачей     

(оториноларинголога, стоматолога, психоневролога), а также специальная

логопедическая работа.

6. Правильное воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно

периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие

по каким-либо причинам ее дефекты еще не успели закрепиться.

7. Раннее выявление недостатков слуха.

8. Правильное и своевременное лечение органов слуха






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!