СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика – наука о природе. явления природы.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИЗИКА – НАУКА О ПРИРОДЕ. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. §1, 2

Просмотр содержимого документа
«Физика – наука о природе. явления природы.»

ФИЗИКА – НАУКА О ПРИРОДЕ. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. §1, 2

Содержание нового материала. Способы изучения физических явлений: наблюдения, опыт, измерения, гипотеза, вывод.

Закрепление материала. Вопросы после § 3.

Домашнее задание. § 3.

  1. Наблюдения и опыты

Какие же в физике открывают и изучают законы природы?

Для этого мы с вами рассмотрим способы изучения физических явлений: наблюдения, опыт, измерения, гипотеза, вывод.

Запись в тетрадь:

Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений.

С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон,

которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Очевидно, многие слышали имя Архимед, которому приписывают такие известные всем слова, как: «Дайте мне точку опоры, и я вам подыму весь мир»; «Эврика!»

Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона целиком из золота или же в нее подмешано серебро. Эта задача занимала Архимеда довольно долго, пока не помог случай. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем болыше воды выливается из ванны. Он понял, что это явление даст ему ключ к разгадке задачи, в восторге выскочил он из ванны, восклицая: «Эврика!».

Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед применил следующий метод: он опустил в сосуд, наполненный водой, золотой слиток того же веса, что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду.

Затем Архимед повторил такой же опыт со слитком серебра того же веса и нашел, что воды вылилось больше (потому что при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота). Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где-то посереди не между результатами двух предыдущих опытов, откуда и заключил, что корона сделана не из чистого золота.

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванджелиста Торричелли, Христиан Гюйгенс, Блез Паскаль и многие, многие другие для постижения истины массово стали ставить опыты.

Магнетизм — единственный раздел физики чисто средневекового происхождения. Классическая античность знала о магнитах минимум возможного: кусок магнетита и кусок железа притягиваются друг к другу. И вот вдруг в тумане средневековья, в 11 веке появляется магнитный прибор исключительной важности — морской компас. Откуда он взялся? Вопрос этот до сих пор не решен.

В физике многие знания добываются путем проведения различных опытов и экспериментов. Ведь одних наблюдений бывает мало, чтобы установить законы, по которым меняется, например, скорость падения мяча.

Галилео Галилей изучал падение различных тел с Пизанской башни. Выполняя различные измерения, он определил общий закон падения тел в поле тяготения Земли.

Можно покатать шарики по наклонной плоскости, покачать шарик на веревочке, как маятник и т.п., что будет под рукой.

Как ученые изучают физические явления?

Очень часто изучение физического явления начинается с наблюдения.

Но наблюдения недостаточно, что познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только “явную”, очевидную сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля — плоская.

Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся ученым по заранее продуманному плану с определенной целью.

Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объем, скорость, температура.

Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

П. Закрепление изученного

Упражнения и задания

  1. Закончите предложения.

а) 1. Земля движется вокруг ... 2. Луна движется вокруг... 3. Все планеты движутся вокруг ... 4. Спутник движется вокруг... 5. Все небесные тела движутся в...

6) 1. Лед плавится и превращается ... 2. Вода отвердевает и превращается ... 3. Вода кипит и превращается ... 4. Пар охлаждается и превращается...

в) 1. Физическими явлениями называются изменения, которые...

  1. Ответьте на вопросы.

1. Что называется физическим телом?

2. Что происходит с физическими телами в природе?

3. Что называется физическими явлениями?

4. Что такое физика?

5. Что изучает физика?

9. Подумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: а)

слушаем радио, 6) включаем электрический свет, в) включаем

телевизор.

Домашнее задание

§3, вопросы после параграфа.

№ 4,6 из Сборника



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!