СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика — естественная наука. Источником знаний для неё является практическая деятельность: наблюдения, экспериментальное исследование явлений природы, производственная деятельность.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе физических исследований лежит установление фактов путём наблюдения и эксперимента. Анализ данных совокупности экспериментов позволяет выявить и сформулировать закономерность. На первых этапах исследований закономерности носят преимущественно эмпирический, феноменологический характер, — то есть явление описывается количественно с помощью определённых параметров, характерных для исследуемых тел и веществ. Полученные факты подвергаются упрощению, идеализации путём введения идеальных объектов. На основе идеализации создаются модели исследуемых объектов и явлений. Физические объекты, модели и идеальные объекты описываются на языке физических величин. Затем устанавливаются связи между явлениями природы и выражаются в форме физических законов[5]. Физические законы проверяются с помощью продуманного эксперимента, в котором явление (феномен) проявлялось бы в как можно более чистом виде и не осложнялось бы другими явлениями (феноменами). Анализируя закономерности и параметры, физики строят физические теории, которые позволяют объяснить изучаемые явления на основе представлений о строении тел и веществ и взаимодействие между их составными частями. Физические теории, в свою очередь, создают предпосылки для постановки точных экспериментов, в ходе которых в основном определяются рамки их применимости. Общие физические теории позволяют формулировать физические законы, которые считаются общими истинами, пока накопления новых экспериментальных результатов не потребует их уточнения или пересмотра.

Так, например, Стивен Грей заметил, что электричество можно передавать на довольно значительное расстояние с помощью увлажнённых нитей и начал исследовать это явление. Георг Ом сумел выявить для него количественную закономерность, — ток в проводнике прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению проводника току. Эта закономерность известна как закон Ома. При этом, конечно, эксперименты Ома опирались на новые источники питания и на новые способы измерять действие электрического тока, что позволило количественно охарактеризовать его. Результаты дальнейших исследований позволили абстрагироваться от формы и длины проводников тока и ввести такие феноменологические характеристики, как удельное сопротивление проводника и внутреннее сопротивление источника питания. Закон Ома и поныне основа электротехники, однако исследования также выявили и рамки его применимости, — открыты элементы электрической цепи с нелинейными вольт-амперными характеристиками, а также вещества, в определённых ситуациях не имеющие никакого электрического сопротивления — сверхпроводники. После открытия заряженных микрочастиц — электронов (позже протонов и других), была сформулирована микроскопическая теория электропроводности, объясняющая зависимости сопротивления от температуры посредством рассеяния электронов на колебаниях кристаллической решетки, примесях и т. д.

Вместе с тем было бы неправильным считать, что только эмпирический подход определяет развитие физики. Многие важные открытия были совершены «на кончике пера», или экспериментальной проверкой теоретических гипотез. Например, принцип наименьшего действия Пьер Луи де Мопертюи сформулировал в 1744 году на основе общих соображений, и справедливость его невозможно установить экспериментальным путём в силу всеобщности принципа. В настоящее время классическая и квантовая механика, теория поля основаны на принципе наименьшего действия. В 1899 году Макс Планк ввёл понятия кванта электромагнитного поля, кванта действия, что также не было следствием наблюдений и экспериментов, а чисто теоретической гипотезой. В 1905 году Альберт Эйнштейн опубликовал работу по специальной теории относительности, построенную дедуктивным путём из самых общих физических и геометрических соображений. Анри Пуанкаре — математик, прекрасно разбиравшийся в научных методах физики, — писал, что ни феноменологический, ни умозрительный подход по отдельности не описывают и не могут описывать физическую науку[6].

Просмотр содержимого документа
«Физика — естественная наука. Источником знаний для неё является практическая деятельность: наблюдения, экспериментальное исследование явлений природы, производственная деятельность.»

07.03.2018 Фізика



Проектна робота

З фізики

На тему: Цикл Карно

Учня 10-а класу

Школи №104 імені О.Ольжича

М. Києва

Бондаренка Степана















2018

Цикл Карно́ — термодинамічний цикл, який складається з двох ізотермічних процесів і двох адіабатних процесів, що поперемінно чергуються між собою. Названий за ім'ям Н. Л. С. Карно, французького вченого та інженера, котрий вперше його описав у своїй праці «Про рушійну силу вогню та про машини, що здатні розвивати цю силу» у 1824 році.

Цикл Карно складається з чотирьох стадій:

  • Робоча речовина розширюється за сталої температури (ізотермічний процес).

  • Робоча речовина розширюється за сталої ентропії (адіабатичний процес).

  • Робоча речовина стискається за сталої температури (ізотермічний процес).

  • Робоча речовина стискається за сталої ентропії (адіабатичний процес).



Опис циклу Карно

Цикл Карно складається з чотирьох оборотних стадій, дві з яких здійснюються при постійній температурі (ізотермічно), а дві — при постійній ентропії (адіабатично).

Тому цикл Карно зручно представити у координатах T (температура) і S (ентропія).



Ізотермічне розширення (на рис. 1 — процес A→Б). На початку процесу робоче тіло має температуру T, тобто температуру нагрівача. Потім тіло приводиться в контакт з нагрівачем, який ізотермічно (при постійній температурі) передає йому кількість теплоти. При цьому об'єм робочого тіла збільшується, воно здійснює механічну роботу, а його ентропія зростає.

Адіабатичне розширення (на рис. 1 — процес Б→В). Робоче тіло від'єднується від нагрівача і продовжує розширюватися без теплообміну з навколишнім середовищем. При цьому температура тіла зменшується до температури холодильника T, тіло здійснює механічну роботу, а ентропія залишається постійною.


Ізотермічне стиснення (на рис. 1 — процес В→Г). Робоче тіло, що має температуру T, приводиться в контакт з холодильником і починає ізотермічно стискатися під дією зовнішньої сили, віддаючи холодильнику кількість теплоти Q. Над тілом відбувається робота, його ентропія зменшується.



Адіабетичне стиснення (на рис. 1 — процес Р→А). Робоче тіло від'єднується від холодильника і стискається під дією зовнішньої сили без теплообміну з навколишнім середовищем. При цьому його температура збільшується до температури нагрівача, над тілом відбувається робота, його ентропія залишається постійною.



Зворотний цикл Карно

В термодинаміці холодильних установок і теплових насосів розглядають зворотний цикл Карно, який складається з таких стадій адіабатичного стиснення за рахунок здійснення роботи (на рис. 1 — процес→Б); ізотермічного стиснення з передачею теплоти більш нагрітому теплового резервуара (на рис. 1 — процес Б→А); адіабатичного розширення (на рис. 1 — процес А→Р); ізотермічного розширення з відведенням теплоти від більш холодного теплового резервуара (на рис. 1 — процес Р→В).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!