СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности современного человека.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве одной из приоритетных задач современного общества является развитие функциональной грамотности современного человека.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности современного человека.»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Донецкая специальная школа-интернат»

(ГКОУ РО Донецкая школа-интернат)
















Выступление

на педагогическом совете

учителя математики

Капля Л.Р.








Через математические знания, полученные в школе,

лежит широкая дорога к огромным,

почти необозримым областям труда и открытий.

А.И. Маркушевич

советский математик, педагог


В качестве одной из приоритетных задач современного общества является развитие функциональной грамотности современного человека.

В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под функциональной грамотностью 

определяется способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий

Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

В международных сопоставительных исследованиях выделяется шесть компонентов функциональной грамотности: из них три основных компонента: читательская грамотность, математическая и естественнонаучную грамотность.

Следующие три компонента рассматриваются в качестве обобщенной характеристики функциональной грамотности: это креативное мышление, финансовая грамотность и глобальные компетенции.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами, расходами), грамотно распределять деньги и правильно приумножать имеющийся капитал.

Современные школьники являются активными участниками торгово – финансовых отношений–это требует от них определенной финансовой культуры.

Актуальным становится введение в программы различных школьных предметов задачи формирования экономической (финансовой) грамотности выпускников как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

2023-2024 учебном году в 5-11 классах ГКОУ РО Донецкой школе – интернате введен курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».









Новизной данного курса является то, что формирование финансовой грамотности обучающихся осуществляется на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. При решении практико-ориентированных задач происходит формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с ОВЗ. Успешная социализация детей с интеллектуальными нарушениями в современном обществе неразрывно связана с простыми жизненными ситуациями, где им потребуются распорядиться денежными средствами, воспользоваться различными услугами, оформить необходимые документы. Если обучающиеся не получат данные знания в школе, то они столкнутся с жестокой экономической реальностью, где необходимо четко планировать расходы, грамотно распределять бюджет, оплачивать коммунальные платежи, знать, где можно сэкономить, понимать, как работают банки и чем грозят кредиты под огромные проценты.

Весь процесс познания экономических отношений происходит в виде игровой деятельности на уроках математики и внеурочных занятиях, что помогает активизировать умственную активность, развивать память, внимание, мышление.

Дидактический материал представлен по следующим модулям: « Источники денежных средств семьи», «Контроль семейных расходов», «Построение семейного бюджета», «Риски в мире денег», «Банки и их роль в жизни семьи».

Дидактический материал представлен таким образом, что в каждой теме присутствует не только необходимый теоретический материал по экономике, который нужен при решении практических задач, но и интересные факты из истории.


Для достижения основ финансовой грамотности использую дидактические игры, разработанные авторами УМК по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и школ – интернатов под редакцией Елены Амбросимовой.


« Магазин овощи и фрукты»

«Супермаркет»

«Мебельная фабрика»

«Банк»

«Помощь маме»

«Ограниченный бюджет»

«Что быстрее купят?»

«Дороже – дешевле»

«Домино»


Цель: развитие умения детей совершать покупки:

формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации;

учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот; закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память. развивать умения планировать расходы.

Использование такого рода игр, помогут обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полной мере перенести полученные знания в реальную жизнь, научат расставлять приоритеты в потребностях, сформируют элементарные умения пользования деньгами.

Н а формирование основ финансовой грамотности направлены совместные проекты Министерства финансов РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Онлайн-уроки финансовой грамотности" и «Дружи с финансами».


Онлайн-уроки помогают получить доступ к финансовым знаниям, предоставляется возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствуют формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Демонстрируется презентация, видеоролики, проводятся интерактивные опросы. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке, профилактике мошенничества, защите прав потребителей финансовых услуг. Список тем онлайн – уроков финансовой грамотности и профориентации разнообразен и носит практический характер:

  • "С деньгами на "Ты" или Зачем быть финансово грамотным?".

  • "Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами".

  • "Платить и зарабатывать с банковской картой" и многие другие.


Живой интерес у ребят вызывает видеотека мультфильмов по финансовой грамотности: Уроки тетушки Совы «Азбука денег», обучающие мультфильмы проекта «ЯКласс» и др.











Обучающиеся участвуют:

- в олимпиадах по финансовой грамотности на информационно-просветительском ресурсе Центрального банка Российской Федерации; межшкольных олимпиадах для детей с ОВЗ.

- онлайн - играх по финансовой грамотности ЦБР.


Полученные знания ребята применяют во время практической работы. Рабочие листы по темам создаю сама или пользуюсь готовым материалом.


В заключение хотелось бы сказать, что формирование основ экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их интеграции в общество, готовит к самостоятельной жизни и носит предметно-практический характер.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!