Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Донецкая специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Донецкая школа-интернат)
Выступление
на педагогическом совете
учителя математики
Капля Л.Р.
Через математические знания, полученные в школе,
лежит широкая дорога к огромным,
почти необозримым областям труда и открытий.
А.И. Маркушевич
советский математик, педагог
В качестве одной из приоритетных задач современного общества является развитие функциональной грамотности современного человека.
В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под функциональной грамотностью
определяется способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий
Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
В международных сопоставительных исследованиях выделяется шесть компонентов функциональной грамотности: из них три основных компонента: читательская грамотность, математическая и естественнонаучную грамотность.
Следующие три компонента рассматриваются в качестве обобщенной характеристики функциональной грамотности: это креативное мышление, финансовая грамотность и глобальные компетенции.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами, расходами), грамотно распределять деньги и правильно приумножать имеющийся капитал.
Современные школьники являются активными участниками торгово – финансовых отношений–это требует от них определенной финансовой культуры.
Актуальным становится введение в программы различных школьных предметов задачи формирования экономической (финансовой) грамотности выпускников как важного элемента воспитания подрастающего поколения.
2023-2024 учебном году в 5-11 классах ГКОУ РО Донецкой школе – интернате введен курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
Новизной данного курса является то, что формирование финансовой грамотности обучающихся осуществляется на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. При решении практико-ориентированных задач происходит формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с ОВЗ. Успешная социализация детей с интеллектуальными нарушениями в современном обществе неразрывно связана с простыми жизненными ситуациями, где им потребуются распорядиться денежными средствами, воспользоваться различными услугами, оформить необходимые документы. Если обучающиеся не получат данные знания в школе, то они столкнутся с жестокой экономической реальностью, где необходимо четко планировать расходы, грамотно распределять бюджет, оплачивать коммунальные платежи, знать, где можно сэкономить, понимать, как работают банки и чем грозят кредиты под огромные проценты.
Весь процесс познания экономических отношений происходит в виде игровой деятельности на уроках математики и внеурочных занятиях, что помогает активизировать умственную активность, развивать память, внимание, мышление.
Дидактический материал представлен по следующим модулям: « Источники денежных средств семьи», «Контроль семейных расходов», «Построение семейного бюджета», «Риски в мире денег», «Банки и их роль в жизни семьи».
Дидактический материал представлен таким образом, что в каждой теме присутствует не только необходимый теоретический материал по экономике, который нужен при решении практических задач, но и интересные факты из истории.
Для достижения основ финансовой грамотности использую дидактические игры, разработанные авторами УМК по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и школ – интернатов под редакцией Елены Амбросимовой.
« Магазин овощи и фрукты»
«Супермаркет»
«Мебельная фабрика»
«Банк»
«Помощь маме»
«Ограниченный бюджет»
«Что быстрее купят?»
«Дороже – дешевле»
«Домино»
Цель: развитие умения детей совершать покупки:
формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации;
учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот; закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память. развивать умения планировать расходы.
Использование такого рода игр, помогут обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полной мере перенести полученные знания в реальную жизнь, научат расставлять приоритеты в потребностях, сформируют элементарные умения пользования деньгами.
Н а формирование основ финансовой грамотности направлены совместные проекты Министерства финансов РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Онлайн-уроки финансовой грамотности" и «Дружи с финансами».
Онлайн-уроки помогают получить доступ к финансовым знаниям, предоставляется возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствуют формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Демонстрируется презентация, видеоролики, проводятся интерактивные опросы. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке, профилактике мошенничества, защите прав потребителей финансовых услуг. Список тем онлайн – уроков финансовой грамотности и профориентации разнообразен и носит практический характер:
"С деньгами на "Ты" или Зачем быть финансово грамотным?".
"Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами".
"Платить и зарабатывать с банковской картой" и многие другие.
Живой интерес у ребят вызывает видеотека мультфильмов по финансовой грамотности: Уроки тетушки Совы «Азбука денег», обучающие мультфильмы проекта «ЯКласс» и др.
Обучающиеся участвуют:
- в олимпиадах по финансовой грамотности на информационно-просветительском ресурсе Центрального банка Российской Федерации; межшкольных олимпиадах для детей с ОВЗ.
- онлайн - играх по финансовой грамотности ЦБР.
Полученные знания ребята применяют во время практической работы. Рабочие листы по темам создаю сама или пользуюсь готовым материалом.
В заключение хотелось бы сказать, что формирование основ экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их интеграции в общество, готовит к самостоятельной жизни и носит предметно-практический характер.