СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая граммотность для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие по финансовой граммотности в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Финансовая граммотность для начальной школы»

Почему важно? Финансовая грамотность для детей – важное направление воспитательного процесса. Причем, как с родительской стороны, так и в педагогической деятельности. Формирование положительных привычек и правильного отношения к деньгам помогут малышу в будущем стать успешным взрослым человеком.

Как развить? Существует множество способов проработки. Есть специальные обучающие материалы, хорошие мультипликационные фильмы нужной тематики, а также большое количество настольных игр для детей разного возраста.

Оглавление:

  1. Зачем нужна финансовая грамотность для детей

  2. Финансовая грамотность для детей разного возраста

  3. Методика обучения детей финансовой грамотности

  4. Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

  5. Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей

Зачем нужна финансовая грамотность для детей

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Она дает возможность узнать основы работы общественной экономики и помогает проложить путь к успешному будущему.

Можно получать большую зарплату и не понимать, куда уходят деньги и почему их все равно нет. Количество играет значимую роль, но куда важнее уметь распоряжаться средствами с умом. Важно то, на что мы их тратим, куда инвестируем и откладываем ли капитал на заветные цели.



Финансово грамотный человек умеет управлять своими доходами и расходами, правильно распределяет средства, откладывает, инвестирует и не участвует в подозрительных финансовых операциях.

Финансовая грамотность – это знания не про экономию и предпринимательство. Можно иметь невысокий доход, но при этом не брать необдуманные кредиты и займы, не принимать участие в очередной финансовой пирамиде и не оставаться с пустым кошельком спустя неделю после зарплаты.

Правильное отношение к деньгам нужно прививать с самого детства. Это не только умение считать свои расходы и доходы, но и способность контролировать свои «хочу» и обдуманно подходить к совершению покупок. Привить это может только семья.

Изучив основы финансовой грамотности, ребенок получит следующие навыки:

  • поймет, как деньги появляются и за какой период времени их можно заработать;

  • научится управлять своими карманными деньгами и копить на дорогостоящие покупки;

  • узнает про понятие экономики и о том, что такое кредитные деньги, инвестиции, депозиты и налогообложение;

  • сможет самостоятельно нести ответственность при принятии финансовых решений и подходить к тратам осознанно.

Осенью 2016 года во многих школах России ввели новое направление по развитию навыков финансовой грамотности в рамках дисциплины обществознание. В планах ввести основы этого курса и в такие предметы, как ОБЖ, история, математика и география.

Для того чтобы население России оперативно реагировало на все изменения в экономической сфере, дети должны получать первые знания уже сидя за партой. Темы денежных валютных операций, семейного бюджета, накоплений и финансовой стабильности – всё это поможет ребенку в будущем быть состоятельным. На мировом уровне практика использования в обучении программ по финансовой грамотности для детей хорошо повлияла на развитие государства.

На сегодняшний день любой ребенок совершает самостоятельные покупки и пользуется приложениями. А некоторые дети даже являются владельцами пластиковых карт. Это говорит о том, что уже с малого возраста они участвуют в торгово-финансовых отношениях и производят денежные операции. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности для детей начальной школы является необходимой мерой.



Летом 2021 года на законодательном уровне утверждено обязательное преподавание финграмотности. Закреплено это в Федеральных государственных образовательных стандартах образования как начального, так и общего. В разработке принимал участие Банк России. Они работали над частью про финансовое просвещение. 

Учителя средней школы доносят до учеников риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а также рассказывают о видах мошенничества и многом другом. Отдельное введение предмета по финансовой грамотности чиновниками не предусмотрено. Новая дисциплина будет частью таких предметов, как окружающий мир и обществознание, математика и география.

В некоторых образовательных учреждениях финграмотность преподают на факультативных мероприятиях. Это позволяет ученикам подходить к изучению с интересом и не думать об оценках.

Также такой формат занятий дает больше свободы в выборе образовательной методики. Классическое донесение информации (лекции, конспекты, доклады) не пробуждают интерес у современных школьников. Совместный мозговой штурм и разработка общей идеи, в совокупности с проектной деятельностью – вот что популярно в нынешнем образовании. Это точно пробудит интерес к финансовой сфере.

Для учеников начальной школы можно включать познавательные мультфильмы и проводить занятие в формате финансовой игры. Отличную финансовую грамотность для детей дает игра монополия.

Финансовая грамотность для детей разного возраста

Дошкольный возраст

К сожалению, на сегодняшний день программа детских садов не включает в себя такую финансовую грамотность для дошкольного возраста. Тут груз ответственности лежит целиком и полностью на родителях. Именно они объясняют ребенку, что прежде, чем совершить покупку желаемого, им приходится трудиться на работе.

Понятие о том, что за достаточным количеством денежных средств скрываются большие возможности, должно приходить в возрасте от 4 до 7 лет. Взаимодействие с ребенком на эту тему можно вести в форме ролевых игр. Должны доносится правила поведения в магазине и транспорте, а также другие основные моменты финансовых отношений в обществе. Малыш должен понимать, что за игрушку или проезд нужно заплатить.

Ученики начальных классов

Первые осознанные шаги во взрослую жизнь дети делают в начальной школе. Знание основ финансовой грамотности не позволит ребенку растеряться и совершить большое количество ошибок. Он будет осознавать, для чего вообще существуют деньги, и научится их считать. Вводят курс в начале второго класса. В начальной школе дисциплина рассчитана на:

  • 8 часов – 2 класс;

  • 8 часов – 3 класс;

  • 16 часов – 4 класс.

Ученикам рассказывают о том, что такое деньги, знакомят с историей их возникновения, дают понятие об их видах и выполняемых функциях. Также дети узнают про определение семейного бюджета. Курс включен в такие дисциплины, как математика и окружающий мир.



Ученики средних и старших классов

Обучение финансовой грамотности в большей степени направлено на учащихся 5-11 классов. В этом возрасте дети уже имеют достаточно знаний о денежных средствах, товарно-денежных взаимоотношениях и институтах финансов. Это полноценные потребители, которые пользуются всеми ресурсами информации (сеть Интернет, мобильные приложения). Именно в этом возрасте начинается путь в освоении финансовых продуктов и инструментов.

Знания, полученные на уроках, должны не только отложиться на подкорке, но иметь в последующем активное применение в жизни. Это и есть главная цель обучения. Интерактивный формат моделирования различных ситуаций и ролевые игры позволяют подростками легче усваивать информацию. На уроках школьники узнают о финансовых рынках, различных услугах и продуктах, пытаются оценить риски в той или иной сфере. 

Методика обучения детей финансовой грамотности

Возрастные особенности учеников начальной школы подразумевают особый подход и использование нетривиальных методов обучения. Это могут быть исследования, игры или проекты.

В процессе обучения дети учатся работать со схемами и таблицами, анализируют выступления друг друга.



Для средней и старшей возрастной группы школьников используют следующие методы обучения:

  • Знакомство с материалом происходит в формате лекции или беседы. Текст и манера подачи должны быть адаптированы под возрастную группу.

  • В обучении обязательно используют раздаточные материалы с полезной информацией в форме буклетов, карточек, плакатов и т.д.

  • Информация может доноситься посредством мультимедийных средств (телевизоры, проекторы).

  • Проводятся соревнования, игры, тестирования, открытые уроки, всевозможные конкурсы и олимпиады.

  • С учениками разбирают отдельные экономические ситуации и совместно ищут выход из них.

На дополнительных занятиях можно использовать настольные игры с финансовым уклоном.

Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

Наибольшая эффективность в усвоении знаний достигается посредством игровой формы. В рамках программы «Финансовая грамотность» разработаны игровые занятия, позволяющие получить опыт, который пригодится в реальной жизни. С их помощью растет уровень финансовой грамотности и закладывается интерес к грамотному финансовому поведению.

  •  «Финансовый театр»

Эта деловая игра позволяет лично спланировать финансовые расходы на примере сказочных персонажей. Учит рационально тратить средства.

  •  «Как тратить карманные деньги»

Игра помогает разобраться в существующих источниках дохода, знакомит с понятием инфляции и учит составлять личный финансовый план.

  • «Финансовое бинго»

Игра знакомит с терминами в финансовой сфере и их значениями и помогает их актуализировать.

  • «Блеф-клуб»

Карточная игра дает участникам возможность познакомиться с налоговыми обложениями. С её помощью можно понять, за что нужно платить налоги и какие последствия грядут в случае их неуплаты. Игроки узнают, что такое НДС, социальные выплаты и налог на доход.

  • «СтрахOff или как защититься от рисков»

Игра показывает, какие существуют риски утраты денежных средств и какие есть способы защитить себя от потери. Ученики узнают, что такое страхование.

  •  «Финансовые колонизаторы»

Игра про захват игровых территорий и крепостей, где финансовая грамотность позволит выйти в лидеры. В процессе игры приобретаются знания об источниках семейных доходов и расходов, и видах налогов, подлежащих к уплате.

  • «Финансовый блогер»

Игра позволяет окунуться в популярную на сегодняшний день профессию блогера. В процессе игроки учатся писать тексты, анализировать полученную информацию и правильно формулировать советы относительно финансов для других участников. По окончании у каждого будет опыт в составлении индивидуального финансового плана, постановке материальной цели и прогноза по срокам её достижения.

  • «Юный финансист»

Игра рассчитана на детей школьного и дошкольного возраста. Она знакомит с азами финансовой грамотности и дает понимание о том, что такое деньги и какова их роль в современном обществе. Через игровой опыт формируется правильное отношение к финансовому планированию и появляется представление о способах получения дохода. Всё это помогает достичь поставленной цели.

  • «Предпринимательство»

Эта деловая игра учит принимать верные решения на всех этапах запуска бизнеса в ужесточенных условиях конкуренции. Отлично знакомит с темой предпринимательства.


  •  «Семейный бюджет»

Игра про семейный бюджет, где игроки сквозь призму собственного опыта осознают влияние всевозможных событий на увеличение или уменьшение расходов. Позволяет лично убедиться в ценности финансового планирования семьи.

Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей

  • Контекст должен быть грамотным

Финансовая грамотность – неотъемлемая часть функциональной грамотности. В учебном курсе важно в контексте говорить о последней.

  • Вопросы побуждают мотивацию

Задание всегда должно начинаться с заголовка, который пробудит у учеников желание задавать вопросы. Он должен содержать в себе уже имеющиеся знания с одновременным призывом к уточнению деталей и, возможно, даже вызовет удивление со стороны детей.

Разберем заголовок «Сколько стоит отпраздновать день рождения?». Ситуация знакомая. Каждый ребенок в своей жизни имел такой праздник. Это подтолкнет участников к обсуждению. Где можно собрать гостей? Какой торт будет на торжестве? Все вопросы желательно фиксировать на доске с указанием автора. Это покажет ученикам, что процесс обучения затрагивает всех. Каждый увидит, что его вопрос стал источником новых знаний.

После разбора ситуации будут поступать вопросы. Их важно соотносить с теми, которые были записаны на доске. Это будет фактором мотивации, особенно если указано авторство.


  • Давайте для разбора жизненные ситуации

Жизненная ситуация в задании позволит вызвать определенные эмоции по отношению к ней у детей. Это подтолкнет их к озвучиванию своих доводов и предположений. Приведенный выше пример с днем рождения подойдет как нельзя кстати. Мало кто задумывается о том, сколько родители тратят средств на организацию праздника.

Это не только даст практические знания и опыт в составлении и анализе сметы, но и затронет моральные принципы: праздник должен радовать не только виновника торжества, но и приглашенных гостей. Этот нравственный аспект повлияет и на то, как по итогу будет выглядеть смета.

  • Используйте для анализа реальные документы

Анализ реальных финансовых документов формирует функциональную грамотность как мета-навык. Можно предоставить их в пособии или попросить учащихся принести реальные квитанции ЖКХ из дома. Задавайте детям вопросы на рассуждение. Какие услуги стоят наиболее дорого? Что влияет на итоговую сумму? Анализировать документы необходимо всем вместе.

  • Подходите к обучению творчески

Креативность также является частью функциональной грамотности. Давайте учащимся задания, которые стимулируют воображение. Например, взять интервью у денег. Школьники обычно возвращаются к заданиям, выполненных на дополнительных занятиях, и отмечают наиболее интересные работы. Чем креативнее будет задание, тем больше шанс, что урок будет усвоен хорошо.

Обучение детей финансовой грамотности не составит проблем, если вы в ней сами разбираетесь и подходите к процессу поэтапно. Главное, чтобы занятие не было нудным ни для вас, ни для участников. Проводите обучение в игровой форме, организуйте совместное времяпрепровождение с пользой, но не представляйте финансы как главную цель в жизни.

Не делайте из денег единственную мотивацию для движения вперед. Главная цель – грамотное обращение с финансами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!