СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия, ее предмет и предназначение

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной лекции раскрываются понятие, предмет и основные функции философии, а также сущность и структура мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«Философия, ее предмет и предназначение»


Трофимюк Алла Константиновна


ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ


АННОТАЦИЯ


Целью данной лекции является ознакомление студентов с предметом философии и её основными понятиями.

В данной лекции раскрывается понятие, предмет и функции философии, а также сущность и структура мировоззрения.

Статья может быть использована студентами при подготовке к семинарскому занятию по данной теме, а также преподавателями философии ГПОУ в качестве лекции.


Понятие «философия».

С древних времен люди задумывались над вопросами мироздания. Как устроен мир? Вечен он или создан Богом? Развивается или неизменен? Что собой представляет человек и какое место занимает он в мире? Может ли человек познавать этот мир, и являются ли его знания истинными? Может ли человек изменить существующий мир или определенным образом повлиять на ход его развития? Что есть судьба? Зависит ли от самого человека его жизнь или заранее все предрешено? Эти и многие другие вопросы рассматривает философия.

В процессе постижения человеком тайн природы и изменения самого себя возникают все новые и новые вопросы и нерешенные проблемы. Как уберечь человечество от экологической катастрофы, как спасти вымирающие виды животных, предотвратить войны, сохранить культурные ценности? Прекращается ли жизнь человеческая после смерти или существуют другие формы бытия, непостижимые, недоступные пока научному знанию.

Чем больше человеческий разум погружается в научные познания, тем больше возникает вопросов. Бесконечен процесс познания мира и познания человеком самого себя, как беспределен сам мир. Не случайно один из величайших представителей древне Греческой философии Сократ пришёл к парадоксальному выводу: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Что же такое философия?

Слово «философия» произошло от греческих слов philio- любовь и sophia – мудрость, что дословно означает «любовь к мудрости».

Философия как любовь к мудрости, олицетворяет единство истины, добра и красоты. В древности философия включала в себя науку - как познание истины, религию - как духовное начало в человеке и искусство -как стремление к красоте. Наиболее ярким примером такого единства является философия древнегреческого мыслителя Пифагора (570 – 490 гг. до н.э.). Пифагор нам известен как гениальный математик. Его знаменитую теорему до настоящего времени изучают в общеобразовательной школе. Пифагор одновременно являлся и великим учителем и духовным наставником молодежи. Он создал необыкновенную школу - «Пифагорейский союз». Обучение в его школе заключалось в самосовершенствовании, которое достигалось путем очищения тела, души и ума. Тела через физические упражнения, души - посредством музыки и ума посредством занятий науками. Вся система образования в его школе была направлена на формирование аристократов по духу и разуму, а не по крови. Он воспитывал будущих правителей и ученых. Знаменательно, что выпускники «Пифагорейского союза», находясь вдали от школы и не будучи прежде знакомыми, узнавали друг друга по поведению, по манере общения с людьми. Пифагор был тонким знатоком музыки. Именно Пифагору принадлежит мысль об изменении высоты тона звучащей струны путем изменения ее длины. Вспомним как посредством определенных музыкальных ритмов он и его ученики могли смирять самые неукротимые человеческие страсти и просветлять дух человека. В школе Пифагора знали мотивы, которые успокаивающе влияли на меланхолию и скорбь, на раздражение и ненависть, на боязнь и беспокойство, на вожделение и похоть. Пифагор отмечал, что хорошая музыка улучшает душу, а плохая – портит. Он мог слышать музыку небесных сфер и объяснял ее природу. По его мнению, движение планет и светил издают шум. Каждая сфера особого тона – соответственно своей величине и скорости.

Философы в древности считались всезнающими мудрецами. И это не случайно. В те далекие времена еще не существовало отдельных конкретных наук. Философия же охватывала все знания о мире и самом человеке. В дальнейшем с углублением и расширением познания человека о мире постепенно выделяются и обосабливаются отдельные науки. Такие как, астрономия, механика, затем физика, химия, в Х1Х веке - общественные науки, в ХХ в. генетика.

В результате выделения отдельных наук философия оказывается одной из многих наук.

Чем же философские знания отличаются от всех остальных наук? Своей универсальностью и всеобщностью. Дело в том, что философия охватывает всеобщие закономерности и тенденции развития мира и рассматривает отдельные стороны природы, человека, общества во всеобщей их взаимосвязи, а так же в процессе их становления и развития.

Поэтому, философия – это наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления.

Философия непосредственно связана с мировоззрением, поэтому прежде чем рассматривать предмет философии разберём понятие "мировоззрение".

Понятие «мировоззрение».

Сущность и структура мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность идей, взглядов человека на объективную действительность, дающая единое понимание происходящих в ней явлений и событий, определяющих место и роль человека в мире, его жизненную позицию, устремления и идеалы.

Мировоззрение включает как теоретические, объективные знания, так и знания, основанные на субъективных переживаниях, знания отражающие способность человека чувственно – эмоционально, образно осваивать действительность.

Таким образом, мировоззрение включает в себя две основные сферы:

мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера и

миропонимание – рациональная интеллектуально-познавательная сфера.

Современные условия требуют от человека сознательного отношения к происходящим событиям, понимания сути того, что происходит, умения видеть перспективы развития мира, понимания смысла жизни, места человека в существующем мире и т.п. Такого рода представления человека составляют его мировоззрение.

Структура мировоззрения

Основой мировоззрения являются знания. Однако, чтобы знание обрело мировоззренческое значение, оно должно быть подтверждено нашим опытом и стать убеждением.

Убеждение – это интеллектуальная позиция, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих взглядов и идеалов, жизненной позиции.

Идеал – образец, совершенство, высшая цель, определяющие стремления и поведение отдельного человека или социальной общности. (Например, идеал общественного строя, представление о совершенном человеке, идеальных отношениях между людьми и т.п.).

Жизнь человека немыслима без идеалов, которые, как правило, обращены в будущее. Идеалы определяются совокупным опытом человечества и, в свою очередь, оказывают могучее воздействие на жизнь общества и отдельного человека. Именно идеалы составляют основу духовной жизни человека. И чем возвышеннее личные и общественные идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее данное общество, тем богаче и благороднее содержание индивидуальной и общественной жизни. Таким образом, мировоззрение не просто является отражением действительности, но и ориентирует на ее изменение.

Структуру мировоззрения составляют:

1) знания, ставшие убеждениями;

2) этические взгляды и оценки;

3) эстетические взгляды и оценки (чувственно эмоциональное освоение природы, искусства, человеческой деятельности и оценка их в соответствии с пониманием красоты);

4. идеалы;

5. вера (особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в лучшем будущем)

Исторические типы мировоззрения.

Историческими типами мировоззрения считаются мифология, религия, философия, наука.

Мифология.

Слово «миф» в переводе с греческого языка означает предание, сказание. Миф – это сказание о богах, духах, героях, о первопредках действовавших в начале времен и участвовавших в создании мира. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях, и в то же время, система представлений о мире. Мифологией называют так же науку о мифах.

Мифология выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему, первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого человека. Своего рода это первоначальная форма духовной культуры человечества. Осмысление явлений природы и общества в те далёкие времена зависело от конкретных природных, хозяйственных, исторических условий, от уровня развития сознания человека. Мифология представляет собой своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. Миф обычно совмещает два аспекта диахронический – рассказ о пролом и синхронический – объяснение настоящего и будущего, что обеспечивает духовную связь поколений. Восприятие мира первобытного человека происходило через мифотворчество.

Особенностью мифологического мировоззрения явилось то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной. Следствием этого явилось очеловечивание природы, всеобщая персонификация. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства и качества. Как и люди, мифические персонажи связывались семейно-родовыми отношениями, им не чужды были такие негативные качества как зависть, тщеславие, ревность и т п. Вспомним древнегреческий пантеон…

К.Маркс мифологию назвал "детством человечества". Это высказывание не было случайностью. Дело в том, что мифологии присущи качества подобные детскому сознанию: например, ребенок до определенного периода развития не выделяет себя из природы. Для детского сознания все предметы представляются как живые, для самого ребенка они являются чем-то общим с ним самим. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотъемлемая частица. Кроме того, так же как и в детском возрасте, в мифологии преобладает чувственно-эмоциональное восприятие мира. Логическое мышление в одном и другом случае еще недостаточно развито.

Мифологическое мировоззрение является предшественником религии, философии и науки. Так мифологические представления о многосферности мира содержатся в религиях мира (христианство, ислам, буддизм – небо, земля, преисподняя); первые философские учения о небесных сферах и первоэлементах бытия, первые географические представления подобны мифическим представлениям

Религия.

Слово "религия" в переводе с латинского языка означает благочестие, святыня, предмет культа.

Первоначально под религией понимали связь человека с Высшим Миром или Высшим началом. Однако, в настоящее время это значение утрачено. Не существует ни одной религии, ни одного древнего учения, которое не было бы извращено лжетолкователями. В особенности это применимо к священным писаниям, которые и составляют основу религии. Возможность ложного толкования священного писания заложена в форме изложения, в языке, с помощью которого излагаются истины.

Особенностью языка священных писаний является то, что истина сообщается людям не в чистом виде, но символически. Это дает возможность всякому понимать скрытую символом истину сообразно развитию своего сознания. Необходимость символического языка вытекает из того, что религиозное учение дается не для одного поколения, не на один век, а на десятки, в течение которых изменяется мировоззрение людей; кроме того, в каждый данный момент существуют люди различного умственного и нравственного уровня развития. Символический язык позволяет сохранить жизненность и неувядающую свежесть писаний на протяжении веков, но он же и служит причиной извращения и ложного понимания учения. Когда человек своим ограниченным умом раньше времени пытается понять прикрытые символами истины, которые еще не вмещаются в его сознании, то он неизбежно приходит к ошибкам и заблуждениям.

В каждой эпохе, в каждой религии появлялись великие личности - подвижники. Среди них можно назвать Святого Франциска, Преподобного Сергия, среди русских философов, Владимира Соловьева, Льва Толстого и многих других.

В современном понимании религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, которое основывается на вере в существование «священного», богов.

Ортодоксальному религиозному мировоззрению присущи следующие особенности:

1) вера (см. структура мировоззрения);

2) убеждение в возможности сверхъестественных, непричинных и необъяснимых явлений: того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;

3) наличие культа, жестко установленных обрядов и ритуалов;

4) наличие «Священного Писания» и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве божественного Откровения.

Наука.

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и явлений природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей развития, одна их форм общественного сознания.

Буквально слово "наука" означает знание. Однако, наука представляет собой не просто совокупность знаний, а знаний приведенных в систему, в которой раскрывается закономерная связь и взаимообусловленность определенных фактов и законов. Наука идет от простого собирания фактов через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к связной, логически стройной научной теории; объясняет старые, уже известные факты и предсказывает новые. Причем, научной теорией знание становится в результате проверки достоверности этого знания на практике.


ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ФУНКЦИИ

Предметом философского анализа выступают, по сути, те же вечные вопросы, что в мифологии и религии: происхождение мира и человека, законы бытия, смысл человеческой жизни и нормы поведения, будущее человека и общества и др. Однако метод осмысления этих вопросов существенно отличается. Здесь на первом плане стоит не эмоционально-чувственное познание, не вера и ритуальные догматические установки, а разум и объективное знание. Философское мировоззрение опирается, прежде всего, на научные знания, наблюдение, критическое размышление, логический анализ, выводы и доказательства. Стремясь к объективному знанию, философия познает закономерности развития мира, рассматривает природные и общественные явления и процессы с различных сторон и точек зрения. Это позволяет философии выступить в качестве идейного основания науки. Именно философия пытается познать и охватить общую картину мира, насколько позволяет уровень развития сознания человека на данном этапе его развития.

Объектом философского исследования является весь мир и сам человек.

Предметом философского познания являются наиболее общие закономерности отношений "человек – мир";

Основные философские понятия: бытие, материя, сознание, познание, материализм, идеализм, и др.

Философия решает следующие вопросы:

- О причине существования мира?

- познаваем ли мир? Что такое истина? В чем сущность человека?

и многие другие.

Структура философии

  1. Онтология (учение о бытии).

  2. Гносеология (учение о познании).

  3. Аксиология (всеобщая теория ценностей).

  4. Философская антропология.

  5. Эстетика.

  6. Социальная философия.

  7. Философия религии.

  8. Политическая философия.

На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

Гносеология представляет собой философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека, о познаваемости мира.

Аксиология (всеобщая теория ценностей) исследует человеческое отношение к бытию. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности.

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия.

Естетика рассматривает действительность со стороны ее чувственного освоения человеком, исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе. а так же его воздействие на человека. Эстетика исследует также вопросы о сущности и закономерности развития искусства, процессе восприятия человеком произведений искусства и другие.

Эстетика рассматривает искусство как художественное освоение мира, как мышление в художественных образах.

Социальная философия включает в себя философию общества (понятие общества, социальные закономерности развития) и философию истории (исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса).

Философия религии рассматривает вопросы о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционировании в обществе, о значении религии для человека.

Политическая философия рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления.


ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1. Мировоззренческая функция.

Философия как мировоззрение представляет целостную картину мира, опираясь на научные знания. Анализирует известные формы бытия. В отличие от естественных наук, охватывает мир в целом.

2. Методологическая функция.

Философия занимается разработкой универсального метода познания, который используют другие науки. Это диалектический метод познания. Поэтому по отношению к другим наукам выступает как методология.

Философия выдвигает и обосновывает исходные принципы познания, выявляет закономерную логическую связь между отдельными явлениями действительности. Эти связи и закономерности конкретизируются отдельными науками применительно к своему предмету исследования.

3. Эвристическая функция. Эвристика в переводе с греческого языка

означает открытие, отыскание нового.

Философия позволяет находить общую тенденцию исторического и культурного развития, прогнозировать пути развития настоящего, предвидеть будущее.

Вопросы на повторение:

1. Что изучает философия?

2. В чем заключается специфика философии, отличие от других наук?

3. Что такое мировоззрение?

4. Какие вам известны исторические типы мировоззрения?

5. Чем философское мировоззрение отличается от научного?

6. Чем философское мировоззрение отличается от религиозного?

7. Назовите основные функции философии и дайте им характеристику.


  1. Горелов A.A.Основы философии: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

  2. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В.Основы философии: учебник для средних специальных учебных заведений. – 15-е изд., стер. — М .: КНОРУС, 2015.

  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: ЮРАЙТ,2011.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!