СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Февральская революция 1917 года. Переход власти к партии большевиков».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшее событие – революция 1917 года – не могла не повлиять на исторический процесс развития России и  нашего региона.

Просмотр содержимого документа
««Февральская революция 1917 года. Переход власти к партии большевиков».»

Урок

Тема урока: «Февральская революция 1917 года. Переход власти к партии большевиков»

История России в 10 класс 16.10.2022 года

учитель Овсянникова И.А.

Технологическая карта урока

Тип урока

Исследовательский, урок открытия новых знаний

Технологии и методы

Исследование исторических источников (статей из газет, материалов по истории Ставропольского края), «Дебаты», технология критического мышления.

Цель

Сформировать у учащихся свой взгляд на значение «октябрьской революции 1917 года» и подвести общие итоги этого события оставивший след в истории развития России и нашего региона.

Воспитывать стремление связывать историю России с историей своего края; развивать стремление к сотрудничеству и развитие интереса к истории России и своего края.

Задачи

  1. На основе имеющихся знаний провести исследование по истории России и родного края в период революции;

  2. Закрепить навыки исследовательской деятельности;

  3. Распределить функции деятельности в группе;

  4. Сделать анализ новой информации и донести информацию;

  5. Оценить деятельность на уроке

Актуальность

Важнейшее событие – революция 1917 года – не могла не повлиять на исторический процесс развития России и нашего региона.

Планируемые результаты урока

Ученик научиться:

Предметные:

- определение объективных и субъективных предпосылок событий Октября 1917 года;

- овладение знаниями о событиях сентября-октября 1917 г., расстановке политических сил в стране осенью 1917 г.;

- воспитание уважения к историческому наследию России.

Личностные:

- формирование основ гражданской идентичности;

- формирование мотивации и интереса к изучению истории России.

Метапредметные:

- умение определять историческое значение завершенной цепи событий;

- умение анализировать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных источников;

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Личностные УУД:

- умение ставить цели и задачи урока, деятельности;

- осваивать методы исследования исторических источников;

- пробовать роль партнёрского взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- нести ответственность за определённый вид деятельности на уроке (занятии);

- играть роль активного участника процесса;

- уважать мнение других и учиться слушать и слышать своих оппонентов;

- владеть и осознавать своими чувствами и эмоциями.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, сверяясь с поставленными целями;

- выдвигать, формулировать гипотезы, версии;

- развивать умение работать в коллективе, сообща;

- умение владеть своими эмоциями, слушать и слышать своих оппонентов и сотоварищей.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать выводы и предположения;

- уметь работать с историческим источником, вести исследовательскую деятельность, видеть факты;

- уметь сопоставлять информацию и на основе данных формировать выводы и итоги исторических событий

Организация пространства

Формы работы:

Фронтальная.

Групповая.

Индивидуальная.

Работа в парах.

Ресурсы: Фото, видео материалы. Учебник, фрагменты фильмов, рабочий лист урока, лист самооценки, Приложения. Материалы статей с сайта zolotodb.ru. Компьютер


Основные понятия урока: революция, переворот, диктатура, мятеж.

Межпредметные связи: литература, МХК

Эпиграф урока:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

«Предсказание» Михаил Лермонтов

Структура урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

1 мин

Создание положительного настроя к обучению

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя


Мотивационно-целевой этап

4 минуты


Что означает термин «двоевластие»?

Какие варианты развития страны существовали после Февраля 1917 г.? Какой путь вы считаете наиболее предпочтительным?



Проблемный вопрос:

Была ли революция неизбежна или всё-таки…?


Организует фронтальную беседу с классом.

Слайд 2.






Помогает сформулировать цели и задачи урока, проблему уроку.

Слайд 3- 4.

Отвечают на вопросы учителя

Работают с учебником.


Предлагают свои варианты, обсуждают преимущества предложенных вариантов, записывают варианты в рабочий лист урока

Определяют тему, цель, задачи урока. Определяют проблему урока.

Познавательные (формулирование проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации);

Регулятивные (целеполагание, составление плана и последовательности действий)

Этап открытия новых знаний

10 минут

Лабораторная работа с документами по группам. (Приложение 1.)

Подведение итогов работы: Почему провалилось выступление Корнилова? К каким последствиям оно привело?

Организует групповую работу. Консультирует учащихся по мере необходимости.

Слайд 7.

Работают в группах, делают выводы о последствиях мятежа, фиксируют результаты работы в рабочий лист урока.

Познавательные (анализ и синтез, выведение следствий, доказательство своей точки зрения), коммуникативные (определение цели, функций участников и способов взаимодействия в группе);

Регулятивные (оценка, волевая саморегуляция)

Физминутка 1 минута

5 минут

Учитель предлагает послушать стихи поэтов и определить отношение российского общества к революции и высказывает свою позицию на основе стихотворных строк

Мозговой штурм: Была ли революция неизбежна или всё-таки…?


Организует фронтальную работу с классом, фиксирует на доске предложения учащихся.

Слайд 8.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения о причинах прихода к власти большевиков. ( возможные варианты ответов:

Коммуникативные (владение диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

5 минут

Определить характер революции:

1. по целям

2. по участникам

3. по степени организации

4. по результатам

5. итоги революции,

Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы.

Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Предлагает подвести итоги революции, показывает слайд


Слайд 9.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Регулятивные (волевая саморегуляция и оценка); познавательные (поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ объектов, выведение следствий, доказательство своей точки зрения)

Этап закрепления


5 минут

Выполнение практических заданий (Приложение 2)

Раздает задания учащимся, объясняет требования к выполнению и критерии проверки .

Слайд 10.

Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку, выставляют результаты в рабочем листе урока.

Регулятивные (контроль выполнения задания, осознание качества и уровня усвоения материала)

Рефлексия


3 минуты

Оцените свою работу на уроке: Достигли ли мы поставленной цели? Все ли задачи урока мы выполнили? А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу в рабочем листе урока.

Организует фронтальную беседу по вопросам .

Слайд 11-12.

Соотносят поставленные на урок цели с результатами работы, оценивают свою работу на уроке.

Сдают рабочие листы учителю.

Регулятивные (оценка и контроль)

Задание на дом:


2 минута

Провести мини-исследование общественного мнения Как вы оцениваете события Октября 1917 года? Каких участников Октябрьских событий вы можете назвать.

Объясняет суть выполнения домашнего задания.

Слайд 13.

Личностные, регулятивные, коммуникативные


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Группа 1. Какими причинами вызвано выступление Корнилова?

Документ 1. Из воззвания Л.Г. Корнилова из Ставки (28 августа):

«Русские люди, великая Родина наша умирает! Близок час кончины! ...Я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства советов, действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины… Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме сохранения великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания… Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины».


Группа 2. Какие изменения планировал ввести генерал Корнилов в случае удачи выступления?

Документ 1. Из телеграмм Л.Г. Корнилова в Военное министерство:

«Корпус сосредоточится в окрестностях Петрограда к вечеру 28 августа. Я прошу объявить Петроград на военном положении 29 августа. Генерал Корнилов.»

«…по моему глубокому убеждению, только сильная твердая власть, не колеблющаяся ни перед какой ответственностью и олицетворяемая диктатурой единоличной или коллективной, в зависимости от дальнейшего хода событий, может спасти страну от гибели…»

Документ 2. Из воспоминаний А.Ф. Керенского:

«…ультимативные требования от имени генерала Корнилова: 1)передать всю власть, военную и гражданскую, в руки верховного главнокомандующего…»

Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»:

«Генерал Корнилов.. видел бездну, разверзшуюся под ногами ослепленной России. Он считал спасительным установление сильной власти на диктаторских началах. Одновременно надлежало оздоровить армию восстановлением попранной дисциплины, официальным введением смертной казни и заменой зловещей «Декларации прав солдата» декларацией его обязанностей. Корнилов считал необходимой милитаризацию военных заводов и железных дорог и находил, что надо иметь три армии – одну на фронте в окопах, другую на заводах для изготовления боевого снаряжения и третью – на железных дорогах для подачи снаряжения на фронт».

Документ 4. Из обращения Л.Г. Корнилова к железнодорожникам

«Я требую безусловного исполнения моих указаний и распоряжений и предупреждаю: всякое неподчинение буду рассматривать как измену святому делу спасения Родины и ее свободы, я буду карать беспощадно».


Группа 3. Какие меры предпринимает Керенский, чтобы остановить выступление Корнилова?

Документ 1. Из обращения А.Ф. Керенского к народу(27 августа):

«… Временное правительство признало необходимым для спасения Родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан… Всех членов армии и флота призываю к самоотверженному и спокойному исполнению своего долга – защиты Родины от врага внешнего!»

Документ 7. А.А. Керсновский. «История русской армии»:

«Керенский приказал военачальникам не подчиняться мятежному верховному. А войскам не повиноваться начальникам. Он амнистировал арестованных большевиков, призвав их к совместной защите завоеваний революции и приказал раздать оружие революционному петроградскому пролетариату».


Группа 4. Как оценивают выступление Корнилова современники?

Документ 1. А.А. Деникин «Очерки русской смуты»:

«Прежние вожди: Церетели, Чхеидзе, Чернов и другие – словом, вся та социалистическая интеллигенция, которая вначале стояла во главе Советов, потом группировалась вокруг исполнительных комитетов и в течение шести месяцев пыталась руководить судьбами революции, оказалась, как и Керенский, в пустом пространстве. За ними не было больше никого. Они продолжали священнодействовать по инерции, все еще произнося установленные ритуалом речи, в которых, однако, доминировала явно-смертельная тревога за будущее и, может быть, тайно заглушаемое раскаяние за погубленное прошлое. Выбора не было… при новом соотношении сил вопрос стоял значительно проще: или коалиция с буржуазией…, или «вся власть большевистским Советам».

Документ 2. В.И. Ленин. Оценка выступления Корнилова:

«Историческое значение восстания Корнилова состоит именно в том, что оно с чрезвычайной силой открыло массам народа глаза на ту истину, которая была прикрыта… соглашательской фразой эсеров и меньшевиков, именно, помещики и буржуазия, с партией кадетов во главе, и стоящие на их стороне офицеры и генералы сорганизовались, они готовы совершить и совершают самые неслыханные преступления, отдать Ригу (а затем и Петроград)немцам, открыть им фронт, отдать под расстрел большевистские полки, начать мятеж… - все это ради того, чтобы захватить власть в руки буржуазии, чтобы укрепить власть помещиков в деревне, чтобы залить страну кровью рабочих и крестьян».

Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»:

«Удайся оно (выступление Корнилова), Россию, конечно, ожидали бы еще потрясения. Прежде всего немцы попытались бы утвердить своего Ленина штыками, и нашим неокрепшим еще армиям пришлось бы в сентябре-октябре выдержать жестокий натиск и отступить в глубь страны. Затем надо было считаться с тем, что за шесть месяцев керенщины анархия успела беспрепятственно пустить глубокие корни в народную толщу. При всех своих достоинствах героя, Корнилов не был государственным человеком и правителем. Его убогое окружение было не только немногим выше Временного правительства. Выздоровление России было бы долгим и тяжелым».



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Задание 1. Определите последовательность событий.

  1. Корниловский мятеж 2) нота Милюкова

3) падение самодержавия 4) приход к власти большевиков

Задание 2. Назовите термины.

  1. Коренное преобразование в какой –либо сфере деятельности - ________.

  2. Необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей - ___________ .

  3. Смена власти в государстве, осуществляемая обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции действующих его руководителей - ___________.

Задание 3. Вставьте пропущенные слова.

В первой половине октября 1917 г. на заседаниях ЦК партии _________(1) был разработан план восстания. 12 октября Петросовет, возглавляемый ________(2), избрал ___________(3) для непосредственной подготовки восстания. С 24 октября отряды ВРК стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф и т.д. В ночь на 25 октября после прибытия _________(4) в Смольный были заняты вокзалы, почта, телеграф. В ночь с 25 на 26 октября __________ (5) был взят штурмом, __________(6) арестовано.



Рабочий лист урока.

ФИ учащегося_____________________________________________________________
класс______________________________


Тема урока_________________________________________________________________

Цель урока___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

План работы:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________



Альтернативы 1917 года

1_______________ 2________________ 3______________ 4__________________

__________________ __________________ ________________ __________________


Причины слабости Временного правительства:

  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________


Последствия Корниловского мятежа:

1)___________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

3)____________________________________________________________


Почему большевики смогли захватить власть? Запишите самые значимые для вас причины.

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________


Можно ли считать Октябрь народной революцией или это верхушечный переворот, захват падающей власти организованной политической силой?

_____________________________________________________________________________

Аргументы____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Первичное закрепление. Критерии проверки

13-11 ответов

10-8 ответов

7 и менее ответов

3 балла

2 балла

1 балл


Рефлексия.

1. На уроке я работал_______________________________________

2. Своей работой на уроке я___________________________________

3. Урок для меня показался____________________________________

4. За урок я __________________________________________________

5. Мое настроение______________________________________________








Но прежде давайте прислушаемся к строкам Б. Пастернака…

Я пропал, как зверь, в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно –
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.

Как вы думаете, чем закончит этот умирающий, затравленный писатель своё стихотворение?

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.


Е.Евтушенко

Когда придет в Россию человек,

Который бы не обманул России?

В правительстве такого чина нет,

Но, может быть…когда-нибудь…впервые…

А что он сможет сделать лишь один?

Как столько злоб в согласие он сложит?

Мы ни за что его не пощадим,

Когда он лучше сделать нас не сможет.

Когда придет в Россию человек?

Когда… когда все будут человеки.

Но все чернее и чернее снег,

И всё отравленнее мы и реки.

Не хлеба – человека недород

В России, переставшей ждать мессию.

Когда придет в Россию тот народ,

Который бы не обманул Россию?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!