Урок
Тема урока: «Февральская революция 1917 года. Переход власти к партии большевиков»
История России в 10 класс 16.10.2022 года
учитель Овсянникова И.А.
Технологическая карта урока
Тип урока | Исследовательский, урок открытия новых знаний |
Технологии и методы | Исследование исторических источников (статей из газет, материалов по истории Ставропольского края), «Дебаты», технология критического мышления. |
Цель | Сформировать у учащихся свой взгляд на значение «октябрьской революции 1917 года» и подвести общие итоги этого события оставивший след в истории развития России и нашего региона. Воспитывать стремление связывать историю России с историей своего края; развивать стремление к сотрудничеству и развитие интереса к истории России и своего края. |
Задачи | На основе имеющихся знаний провести исследование по истории России и родного края в период революции; Закрепить навыки исследовательской деятельности; Распределить функции деятельности в группе; Сделать анализ новой информации и донести информацию; Оценить деятельность на уроке |
Актуальность | Важнейшее событие – революция 1917 года – не могла не повлиять на исторический процесс развития России и нашего региона. |
Планируемые результаты урока
Ученик научиться: Предметные: - определение объективных и субъективных предпосылок событий Октября 1917 года; - овладение знаниями о событиях сентября-октября 1917 г., расстановке политических сил в стране осенью 1917 г.; - воспитание уважения к историческому наследию России. Личностные: - формирование основ гражданской идентичности; - формирование мотивации и интереса к изучению истории России. Метапредметные: - умение определять историческое значение завершенной цепи событий; - умение анализировать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных источников; - умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе; - умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Личностные УУД: - умение ставить цели и задачи урока, деятельности; - осваивать методы исследования исторических источников; - пробовать роль партнёрского взаимодействия с учителем и одноклассниками; - нести ответственность за определённый вид деятельности на уроке (занятии); - играть роль активного участника процесса; - уважать мнение других и учиться слушать и слышать своих оппонентов; - владеть и осознавать своими чувствами и эмоциями. Регулятивные УУД: - работать по плану, сверяясь с поставленными целями; - выдвигать, формулировать гипотезы, версии; - развивать умение работать в коллективе, сообща; - умение владеть своими эмоциями, слушать и слышать своих оппонентов и сотоварищей. Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи; - делать выводы и предположения; - уметь работать с историческим источником, вести исследовательскую деятельность, видеть факты; - уметь сопоставлять информацию и на основе данных формировать выводы и итоги исторических событий |
Организация пространства |
Формы работы: Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. Работа в парах. | Ресурсы: Фото, видео материалы. Учебник, фрагменты фильмов, рабочий лист урока, лист самооценки, Приложения. Материалы статей с сайта zolotodb.ru. Компьютер |
Основные понятия урока: революция, переворот, диктатура, мятеж.
Межпредметные связи: литература, МХК
Эпиграф урока:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
«Предсказание» Михаил Лермонтов
Структура урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент 1 мин | Создание положительного настроя к обучению | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | |
Мотивационно-целевой этап 4 минуты | Что означает термин «двоевластие»? Какие варианты развития страны существовали после Февраля 1917 г.? Какой путь вы считаете наиболее предпочтительным? Проблемный вопрос: Была ли революция неизбежна или всё-таки…? | Организует фронтальную беседу с классом. Слайд 2. Помогает сформулировать цели и задачи урока, проблему уроку. Слайд 3- 4. | Отвечают на вопросы учителя Работают с учебником. Предлагают свои варианты, обсуждают преимущества предложенных вариантов, записывают варианты в рабочий лист урока Определяют тему, цель, задачи урока. Определяют проблему урока. | Познавательные (формулирование проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации); Регулятивные (целеполагание, составление плана и последовательности действий) |
Этап открытия новых знаний 10 минут | Лабораторная работа с документами по группам. (Приложение 1.) Подведение итогов работы: Почему провалилось выступление Корнилова? К каким последствиям оно привело? | Организует групповую работу. Консультирует учащихся по мере необходимости. Слайд 7. | Работают в группах, делают выводы о последствиях мятежа, фиксируют результаты работы в рабочий лист урока. | Познавательные (анализ и синтез, выведение следствий, доказательство своей точки зрения), коммуникативные (определение цели, функций участников и способов взаимодействия в группе); Регулятивные (оценка, волевая саморегуляция) |
Физминутка 1 минута |
5 минут | Учитель предлагает послушать стихи поэтов и определить отношение российского общества к революции и высказывает свою позицию на основе стихотворных строк Мозговой штурм: Была ли революция неизбежна или всё-таки…? | Организует фронтальную работу с классом, фиксирует на доске предложения учащихся. Слайд 8. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения о причинах прихода к власти большевиков. ( возможные варианты ответов: | Коммуникативные (владение диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) |
5 минут | Определить характер революции: 1. по целям 2. по участникам 3. по степени организации 4. по результатам 5. итоги революции, Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы. | Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Предлагает подвести итоги революции, показывает слайд Слайд 9. | Самостоятельная работа с текстом учебника | Регулятивные (волевая саморегуляция и оценка); познавательные (поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ объектов, выведение следствий, доказательство своей точки зрения) |
Этап закрепления 5 минут | Выполнение практических заданий (Приложение 2) | Раздает задания учащимся, объясняет требования к выполнению и критерии проверки . Слайд 10. | Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку, выставляют результаты в рабочем листе урока. | Регулятивные (контроль выполнения задания, осознание качества и уровня усвоения материала) |
Рефлексия 3 минуты | Оцените свою работу на уроке: Достигли ли мы поставленной цели? Все ли задачи урока мы выполнили? А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу в рабочем листе урока. | Организует фронтальную беседу по вопросам . Слайд 11-12. | Соотносят поставленные на урок цели с результатами работы, оценивают свою работу на уроке. Сдают рабочие листы учителю. | Регулятивные (оценка и контроль) |
Задание на дом: 2 минута | Провести мини-исследование общественного мнения Как вы оцениваете события Октября 1917 года? Каких участников Октябрьских событий вы можете назвать. | Объясняет суть выполнения домашнего задания. Слайд 13. | | Личностные, регулятивные, коммуникативные |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Группа 1. Какими причинами вызвано выступление Корнилова?
Документ 1. Из воззвания Л.Г. Корнилова из Ставки (28 августа):
«Русские люди, великая Родина наша умирает! Близок час кончины! ...Я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства советов, действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины… Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме сохранения великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания… Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины».
Группа 2. Какие изменения планировал ввести генерал Корнилов в случае удачи выступления?
Документ 1. Из телеграмм Л.Г. Корнилова в Военное министерство:
«Корпус сосредоточится в окрестностях Петрограда к вечеру 28 августа. Я прошу объявить Петроград на военном положении 29 августа. Генерал Корнилов.»
«…по моему глубокому убеждению, только сильная твердая власть, не колеблющаяся ни перед какой ответственностью и олицетворяемая диктатурой единоличной или коллективной, в зависимости от дальнейшего хода событий, может спасти страну от гибели…»
Документ 2. Из воспоминаний А.Ф. Керенского:
«…ультимативные требования от имени генерала Корнилова: 1)передать всю власть, военную и гражданскую, в руки верховного главнокомандующего…»
Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»:
«Генерал Корнилов.. видел бездну, разверзшуюся под ногами ослепленной России. Он считал спасительным установление сильной власти на диктаторских началах. Одновременно надлежало оздоровить армию восстановлением попранной дисциплины, официальным введением смертной казни и заменой зловещей «Декларации прав солдата» декларацией его обязанностей. Корнилов считал необходимой милитаризацию военных заводов и железных дорог и находил, что надо иметь три армии – одну на фронте в окопах, другую на заводах для изготовления боевого снаряжения и третью – на железных дорогах для подачи снаряжения на фронт».
Документ 4. Из обращения Л.Г. Корнилова к железнодорожникам
«Я требую безусловного исполнения моих указаний и распоряжений и предупреждаю: всякое неподчинение буду рассматривать как измену святому делу спасения Родины и ее свободы, я буду карать беспощадно».
Группа 3. Какие меры предпринимает Керенский, чтобы остановить выступление Корнилова?
Документ 1. Из обращения А.Ф. Керенского к народу(27 августа):
«… Временное правительство признало необходимым для спасения Родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан… Всех членов армии и флота призываю к самоотверженному и спокойному исполнению своего долга – защиты Родины от врага внешнего!»
Документ 7. А.А. Керсновский. «История русской армии»:
«Керенский приказал военачальникам не подчиняться мятежному верховному. А войскам не повиноваться начальникам. Он амнистировал арестованных большевиков, призвав их к совместной защите завоеваний революции и приказал раздать оружие революционному петроградскому пролетариату».
Группа 4. Как оценивают выступление Корнилова современники?
Документ 1. А.А. Деникин «Очерки русской смуты»:
«Прежние вожди: Церетели, Чхеидзе, Чернов и другие – словом, вся та социалистическая интеллигенция, которая вначале стояла во главе Советов, потом группировалась вокруг исполнительных комитетов и в течение шести месяцев пыталась руководить судьбами революции, оказалась, как и Керенский, в пустом пространстве. За ними не было больше никого. Они продолжали священнодействовать по инерции, все еще произнося установленные ритуалом речи, в которых, однако, доминировала явно-смертельная тревога за будущее и, может быть, тайно заглушаемое раскаяние за погубленное прошлое. Выбора не было… при новом соотношении сил вопрос стоял значительно проще: или коалиция с буржуазией…, или «вся власть большевистским Советам».
Документ 2. В.И. Ленин. Оценка выступления Корнилова:
«Историческое значение восстания Корнилова состоит именно в том, что оно с чрезвычайной силой открыло массам народа глаза на ту истину, которая была прикрыта… соглашательской фразой эсеров и меньшевиков, именно, помещики и буржуазия, с партией кадетов во главе, и стоящие на их стороне офицеры и генералы сорганизовались, они готовы совершить и совершают самые неслыханные преступления, отдать Ригу (а затем и Петроград)немцам, открыть им фронт, отдать под расстрел большевистские полки, начать мятеж… - все это ради того, чтобы захватить власть в руки буржуазии, чтобы укрепить власть помещиков в деревне, чтобы залить страну кровью рабочих и крестьян».
Документ 3. А.А. Керсновский. «История русской армии»:
«Удайся оно (выступление Корнилова), Россию, конечно, ожидали бы еще потрясения. Прежде всего немцы попытались бы утвердить своего Ленина штыками, и нашим неокрепшим еще армиям пришлось бы в сентябре-октябре выдержать жестокий натиск и отступить в глубь страны. Затем надо было считаться с тем, что за шесть месяцев керенщины анархия успела беспрепятственно пустить глубокие корни в народную толщу. При всех своих достоинствах героя, Корнилов не был государственным человеком и правителем. Его убогое окружение было не только немногим выше Временного правительства. Выздоровление России было бы долгим и тяжелым».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задание 1. Определите последовательность событий.
Корниловский мятеж 2) нота Милюкова
3) падение самодержавия 4) приход к власти большевиков
Задание 2. Назовите термины.
Коренное преобразование в какой –либо сфере деятельности - ________.
Необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей - ___________ .
Смена власти в государстве, осуществляемая обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции действующих его руководителей - ___________.
Задание 3. Вставьте пропущенные слова.
В первой половине октября 1917 г. на заседаниях ЦК партии _________(1) был разработан план восстания. 12 октября Петросовет, возглавляемый ________(2), избрал ___________(3) для непосредственной подготовки восстания. С 24 октября отряды ВРК стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф и т.д. В ночь на 25 октября после прибытия _________(4) в Смольный были заняты вокзалы, почта, телеграф. В ночь с 25 на 26 октября __________ (5) был взят штурмом, __________(6) арестовано.
Рабочий лист урока.
ФИ учащегося_____________________________________________________________
класс______________________________
Тема урока_________________________________________________________________
Цель урока___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
План работы:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Альтернативы 1917 года
1_______________ 2________________ 3______________ 4__________________
__________________ __________________ ________________ __________________
Причины слабости Временного правительства:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Последствия Корниловского мятежа:
1)___________________________________________________________
2) ___________________________________________________________
3)____________________________________________________________
Почему большевики смогли захватить власть? Запишите самые значимые для вас причины.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Можно ли считать Октябрь народной революцией или это верхушечный переворот, захват падающей власти организованной политической силой?
_____________________________________________________________________________
Аргументы____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Первичное закрепление. Критерии проверки
13-11 ответов | 10-8 ответов | 7 и менее ответов |
3 балла | 2 балла | 1 балл |
Рефлексия.
1. На уроке я работал_______________________________________
2. Своей работой на уроке я___________________________________
3. Урок для меня показался____________________________________
4. За урок я __________________________________________________
5. Мое настроение______________________________________________
Но прежде давайте прислушаемся к строкам Б. Пастернака…
Я пропал, как зверь, в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно –
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
Как вы думаете, чем закончит этот умирающий, затравленный писатель своё стихотворение?
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Е.Евтушенко
Когда придет в Россию человек,
Который бы не обманул России?
В правительстве такого чина нет,
Но, может быть…когда-нибудь…впервые…
А что он сможет сделать лишь один?
Как столько злоб в согласие он сложит?
Мы ни за что его не пощадим,
Когда он лучше сделать нас не сможет.
Когда придет в Россию человек?
Когда… когда все будут человеки.
Но все чернее и чернее снег,
И всё отравленнее мы и реки.
Не хлеба – человека недород
В России, переставшей ждать мессию.
Когда придет в Россию тот народ,
Который бы не обманул Россию?