СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Феодальная раздробленность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 6 классе. Учебник Агибаловой

Просмотр содержимого документа
«Феодальная раздробленность»

История Средневековья. 6 класс МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

История Средневековья. 6 класс

МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Вспомним 1. Почему Карла прозвали Великим?  2.Какие территории завоевал Карл Великий?  3. Как вы считаете, согласны ли были народы на завоёванных территориях находиться в составе Франкского государства?  4. Почему?  5.Почему Карл Великий был провозглашён императором, а Франкское государство империей?  6. В каком году Карл Великий провозглашён императором?  7. Что такое «Каролинское Возрождение»?   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вспомним

1. Почему Карла прозвали Великим? 2.Какие территории завоевал Карл Великий? 3. Как вы считаете, согласны ли были народы на завоёванных территориях находиться в составе Франкского государства? 4. Почему? 5.Почему Карл Великий был провозглашён императором, а Франкское государство империей? 6. В каком году Карл Великий провозглашён императором? 7. Что такое «Каролинское Возрождение»?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сравните схемы и объясните, чем вызваны произошедшие в управлении государства франков изменения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сравните схемы и объясните, чем вызваны произошедшие в управлении государства франков изменения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Распад империи В каком году распалась империя франков? Почему распалась империя Карда Великого? Карл Лысый Младший внук Людовик Немецкий. Средний сын Лотарь. Старший внук Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Распад империи

В каком году распалась империя франков?

Почему распалась империя Карда Великого?

Карл

Лысый

Младший внук

Людовик

Немецкий.

Средний сын

Лотарь.

Старший внук

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вспомните , что изменила во франкском обществе военная реформа Карла Мартелла? Феоды – земельные владения, которые жаловались конным воинам за службу и могли передаваться по наследству.   Феодал  – владелец земельного владения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вспомните , что изменила во франкском обществе военная реформа Карла Мартелла?

Феоды – земельные владения, которые жаловались конным воинам за службу и могли передаваться по наследству. Феодал – владелец земельного владения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ФЕОДАЛЫ Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Права феодала: Сбор налогов с населения его феода Суд над жителями Объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними Обеспечение безопасности вверенного феода Между феодалами шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват: земель, населённых крестьянами знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ФЕОДАЛЫ

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

Права феодала:

  • Сбор налогов с населения его феода
  • Суд над жителями
  • Объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними
  • Обеспечение безопасности вверенного феода

Между феодалами шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

  • земель, населённых крестьянами
  • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение
  • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная раздробленность - период в истории, когда единое ранее государство дробится на ряд более мелких государственных образований Причины 1. Укрепление собственности феодалов на землю: феодалы не нуждались в сильной власти короля и перестали ее поддерживать. 2. Независимость феодалов. 3. Господство натурального хозяйства. Хозяйственные связи между областями и народами, объединенными силой оружия, были слабыми. 4. Отсутствие хозяйственных связей между областями и народами, объединенных силой оружия 5. Слабость королевской власти. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная раздробленность

- период в истории, когда единое ранее государство дробится на ряд более мелких государственных образований

Причины

1. Укрепление собственности феодалов на землю: феодалы не нуждались в сильной власти короля и перестали ее поддерживать.

2. Независимость феодалов.

3. Господство натурального хозяйства. Хозяйственные связи между областями и народами, объединенными силой оружия, были слабыми.

4. Отсутствие хозяйственных связей между областями и народами, объединенных силой оружия

5. Слабость королевской власти.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная раздробленность Положительные последствия Отрицательные последствия 1. Подъем в хозяйстве 1. Междоусобные войны, гибель людей 2. Ослабление страны перед внешними врагами. 2. Успехи в развитии местной культуры Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная раздробленность

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1. Подъем в хозяйстве

1. Междоусобные войны, гибель людей

2. Ослабление страны перед внешними врагами.

2. Успехи в развитии местной культуры

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности феодальной раздробленности Слабость королевской власти Независимость феодалов Междоусобные войны Феодальная лестница: сеньоры и вассалы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности феодальной раздробленности

Слабость королевской власти

Независимость феодалов

Междоусобные войны

Феодальная лестница: сеньоры и вассалы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Взаимоотношения феодалов Церемония вассальной клятвы (оммажа). Средневековая миниатюра   Крупные феодалы, герцоги и графы, отдавали часть своих территорий более мелким землевладельцам. Таким образом, одни становились сеньорами (главными), а другие – их вассалами (военными слугами). Вступая в права владения феодом, вассал опускался на колени перед своим сеньором и клялся ему в верности. Взамен господин вручал своему подданному ветку дерева и пригоршню земли.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Взаимоотношения феодалов

Церемония вассальной клятвы (оммажа). Средневековая миниатюра

 

Крупные феодалы, герцоги и графы, отдавали часть своих территорий более мелким землевладельцам. Таким образом, одни становились сеньорами (главными), а другие – их вассалами (военными слугами). Вступая в права владения феодом, вассал опускался на колени перед своим сеньором и клялся ему в верности. Взамен господин вручал своему подданному ветку дерева и пригоршню земли.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Взаимоотношения феодалов Стр.34-35 (п.2) Сеньор - крупный феодал, который раздавал часть земель за службу (Старший) сеньор вассал Вассал - феодал, который получал земли от сеньора (Военный слуга) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Взаимоотношения феодалов

Стр.34-35 (п.2)

Сеньор - крупный феодал, который раздавал часть земель за службу (Старший)

сеньор

вассал

Вассал - феодал, который получал земли от сеньора (Военный слуга)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сеньоры и вассалы Между сеньором и вассалом заключался устный договор - оммаж . Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Обязанности сеньоров Обязанности вассалов Давать вассалам в держание землю Оказывать им покровительство Вызволять из плена Не допускать разорения Защищать от нападения других феодалов Защищать от восставших крестьян Заботиться об осиротевших детях Выступать по приказу в поход Участвовать в суде сеньора Выкупать его из плена Помогать ему советом и деньгами  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сеньоры и вассалы

Между сеньором и вассалом заключался устный договор - оммаж . Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора.

Обязанности сеньоров

Обязанности вассалов

  • Давать вассалам в держание землю
  • Оказывать им покровительство
  • Вызволять из плена
  • Не допускать разорения
  • Защищать от нападения других феодалов
  • Защищать от восставших крестьян
  • Заботиться об осиротевших детях
  • Выступать по приказу в поход
  • Участвовать в суде сеньора
  • Выкупать его из плена
  • Помогать ему советом и деньгами

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная лестница - Иерархия (порядок подчинения) феодалов. Б Л А Г О Р О Д Н Ы Е Несмотря на конфликты, сеньоры и вассалы принадлежали к одному классу - ФЕОДАЛОВ. Во главе его был король - сеньор для герцогов и графов, которые имели своих вассалов - баронов и виконтов, владевших 20-30 деревнями. Те тоже имели вассалов - рыцарей. Король Герцоги и графы Бароны Рыцари Простолюдины не входят в феодальную лестницу Этот порядок был закреплен правилом: Во Франции - «Вассал моего вассала - не мой вассал». В Англии - «Вассал моего вассала - мой вассал». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная лестница

- Иерархия (порядок подчинения) феодалов.

Б

Л

А

Г

О

Р

О

Д

Н

Ы

Е

Несмотря на конфликты, сеньоры и вассалы принадлежали к одному классу - ФЕОДАЛОВ.

Во главе его был король - сеньор для герцогов и графов, которые имели своих вассалов - баронов и виконтов, владевших 20-30 деревнями. Те тоже имели вассалов - рыцарей.

Король

Герцоги и графы

Бароны

Рыцари

Простолюдины не входят

в феодальную лестницу

Этот порядок был закреплен правилом:

Во Франции - «Вассал моего вассала - не мой вассал». В Англии - «Вассал моего вассала - мой вассал».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная лестница Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьёй в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Он призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называют рыцарским («риттер» – всадник, конный воин). Как вы думаете, почему франкские короли отказались от армии, состоящей из крестьян? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феодальная лестница

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьёй в спорах между ними и во время войны возглавлял войско.

Он призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называют рыцарским («риттер» – всадник, конный воин).

Как вы думаете, почему франкские короли отказались от армии, состоящей из крестьян?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слабость королевской власти во Франции Карл Толстый Людовик Заика Людовик Ленивый Карл Простоватый Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Современники давали королям унизительные прозвища. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слабость королевской власти во Франции

Карл Толстый

Людовик

Заика

Людовик

Ленивый

Карл

Простоватый

Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Современники давали королям унизительные прозвища.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слабость королевской власти во Франции В X веке феодалы Франции избрали королем богатого графа Гуго Капета (династия Капетингов) Королю принадлежало владение (домен ): Париж, Орлеан. Остальные владения принадлежали непокорным вассалам.  Гуго Капет Что можно сказать об отношениях короля и графов во Франции в период феодальной раздробленности? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слабость королевской власти во Франции

В X веке феодалы Франции избрали королем богатого графа Гуго Капета (династия Капетингов) Королю принадлежало владение (домен ): Париж, Орлеан. Остальные владения принадлежали непокорным вассалам. 

Гуго Капет

Что можно сказать об отношениях короля и

графов во Франции в период феодальной раздробленности?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Образование Священной Римской империи Германской нации 962-1806 Стр.38-39 (п.5) Расскажите о венграх и образовании королевства Венгрия Как образовалась Священная Римская империя? Чем прославился германский король Оттон I . Запишите 2-3 тезиса с указанием дат Какова была реальная власть императора? Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Образование Священной Римской империи Германской нации 962-1806

Стр.38-39 (п.5)

Расскажите о венграх и образовании королевства Венгрия

Как образовалась Священная Римская империя?

Чем прославился германский король Оттон I . Запишите 2-3 тезиса с указанием дат

Какова была реальная власть императора?

Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Образование Священной Римской империи Германской нации 962-1806 Провозглашение Оттона I императором 962 год Битва на реке Лех 955 год Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Образование Священной Римской империи Германской нации 962-1806

Провозглашение Оттона I императором 962 год

Битва на реке Лех 955 год

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Германский король Оттон I В 955 году разгромил венгров В 962 году завоевал часть Италии Стал императором Священной Римской империей германской нации Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Германский король Оттон I

  • В 955 году разгромил венгров
  • В 962 году завоевал часть Италии
  • Стал императором Священной Римской империей германской нации

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В XI веке был записан французский эпос «Песнь о Роланде». В нём рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника Почуял граф, что смерть его настигла, Холодный пот струится по челу. Граф молвит: «Богоматерь, помоги мне, Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься, Мне больше ты уже не пригодишься. С тобой мы многих недругов побили, С тобой большие земли покорили. Там Карл седобородый правит ныне»… К Испании лицо он повернул, Чтоб было видно Карлу-королю, Когда он снова с войском будет тут, Что граф погиб, но победил в бою. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В XI веке был записан французский эпос «Песнь о Роланде». В нём рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника

Почуял граф, что смерть его настигла,

Холодный пот струится по челу.

Граф молвит: «Богоматерь, помоги мне,

Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься,

Мне больше ты уже не пригодишься.

С тобой мы многих недругов побили,

С тобой большие земли покорили.

Там Карл седобородый правит ныне»…

К Испании лицо он повернул,

Чтоб было видно Карлу-королю,

Когда он снова с войском будет тут,

Что граф погиб, но победил в бою.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Подведение итогов урока Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?   Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ. А граф пошел на недругов походом, Стал выжигать и грабить их феоды, Их замки брать и сравнивать с землею, Во прах сметать их стены и донжоны. Какое явление описано? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Подведение итогов урока

Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?

Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ.

А граф пошел на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землею,

Во прах сметать их стены и донжоны. Какое явление описано?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь урока Междоусобные войны - это войны между феодалами одного государства Феодальная раздробленность - период ослабления центральной власти, распад государства на части Феодальная лестница - последовательное подчинение феодалов, основанное на передаче земли за службу Сеньор - крупный феодал, который раздавал часть земель за службу Вассал - феодал, который получал земли от сеньора Оммаж – личная присяга верности Домен – личное владение короля Придворные – аристократы, служившие при королевском дворе в свите короля Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором продукты труда производятся для удовлетворения самих производителей, а не для продажи  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь урока

Междоусобные войны - это войны между феодалами одного государства

Феодальная раздробленность - период ослабления центральной власти, распад государства на части

Феодальная лестница - последовательное подчинение феодалов, основанное на передаче земли за службу

Сеньор - крупный феодал, который раздавал часть земель за службу

Вассал - феодал, который получал земли от сеньора

Оммаж – личная присяга верности

Домен – личное владение короля

Придворные – аристократы, служившие при королевском дворе в свите короля

Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором продукты

труда производятся для удовлетворения самих

производителей, а не для продажи

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рефлексия Что Вы узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке? Оцените свою работу на уроке, нарисовав соответствующий смайлик. Ура! Я все понял, мне было интересно. Я собой доволен. Я допускал незначительные ошибки, но мне было интересно. Я ничего не понял. На уроке было скучно. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рефлексия

  • Что Вы узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Оцените свою работу на уроке, нарисовав соответствующий смайлик.

Ура! Я все понял, мне было интересно. Я собой доволен.

Я допускал незначительные ошибки, но мне было интересно.

Я ничего не понял. На уроке было скучно.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Параграф 4. Выучить термины и даты. Ответ на вопрос № 2 на странице 32 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Параграф 4. Выучить термины и даты.

Ответ на вопрос № 2

на странице 32

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!