Адаптированная рабочая программа факультативного курса « Информатика в играх и задачах»
5 класс на 2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по факультативному курсу «Информатика в играх и задачах» составлена на основе: - авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
-учебного плана для обучающихся МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области.
В школе на изучение в 5 классе факультативного курса «Информатика в играх и задачах» отводится 34 часа, из расчета 1ч в неделю.
В 5 классе 4 обучающихся с ОВЗ (легкая умственная отсталость). Для них составлена индивидуальная программа развития. Данный курс вводится впервые.
В результате изучения факультативного курса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Основной целью программы по факультативному курсу «Информатика в играх и задачах» является:
- подготовка обучающихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности.
Основные задачи:
1.Формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, коррекция внимания и памяти, коммуникативных умений и, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
2. Формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы.
3. Привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Формирование умений и навыков обработки информации.
2. Коррекция и развитие функций памяти, внимания, мышления, речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 5 класса.
Обучающиеся должны знать:
- технику безопасности при работе на компьютере
- устройство ПК;
- устройство ПК;
3 основные требования при работе на компьютере;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться клавиатурой;
- пользоваться мышью;
- строить простейшие геометрические фигуры в графическом редакторе «Paint»;
- набирать простые тексты с образца на клавиатуре.
Владеть компетенциями:
1.Личностные:
- положительное отношение и интерес к изучению информатики;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- ответственность за выполнение своей части работы при занятиях в группе.
2. Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при выполнении заданий;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного.
3. Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;
4. Коммуникативные:
- умение работать в коллективе сверстников;
- доносить свою позицию до других;
- слушать и понимать информацию других;
- участвовать в диалоге на уроке.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
«отлично» - работа выполнена полностью, правильно, сделаны правильные выводы или при наличии 1-2 погрешностей; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
«хорошо» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
«удовлетворительно» - работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительный курс. Знакомство с компьютерным классом.
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Название разделов | Содержание разделов | Часов |
всего | в том числе: практические работы/экскурсии |
1. | Основные требования при работе на компьютере. | Правила поведения в компьютерном классе. Основные требования гигиены и безопасности работы учащихся при работе с компьютерной техникой. Знакомство с персональным компьютером | 2 | |
2. | Что умеет компьютер? | Демонстрация возможностей компьютера. | 2 | |
3. | Устройство персонального компьютера. | Минимальный комплект устройств ПК: системный блок, клавиатура, монитор. Дополнительный комплект устройств ПК: мышь, джойстик, шар, принтер | 4 | |
4. | Начало работы на компьютере. | Включение и выключение компьютера. Освоение приемов работы с клавиатурой и мышью. Использование кнопок мыши. Запуск программ с помощью ярлыка на рабочем столе. Завершение работы программ. | 4 | 1 |
5. | Графический редактор «Paint» | Запуск и завершение работы. Обзор элементов окна. Инструменты графического редактора: карандаш, кисть, распылитель, заливка, ластик. Построение фигур: линия, прямоугольник, окружность, эллипс. Очистка рисунка. Создание рисунков с использованием изученных инструментов. | 13 | 5 |
6. | Текстовый редактор | Знакомство с клавиатурой ПК. Приобретение первичных навыков ввода алфавитно-цифровой информации. Клавиатурный тренажер. Текстовый редактор «Блокнот». Запуск и завершение работы. Ввод прописных и строчных букв, цифр, знаков препинания, переключение регистров. Перемещение по тексту. Способы исправления ошибок. | 9 | 3 |
| ИТОГО ЗА ГОД: | | 34 | 9 |
Используемая литература:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей.
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Поурочное планирование факультативных занятий « Информатика в играх и задачах» в 5 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол –во часов | Тип урока | Практические работы | Оборудование, ТСО, наглядность | Контрольно-диагностические материалы | Словарь урока |
1. Знакомство с компьютерным классом. Основные требования при работе на компьютере – 2 ч |
1. | 03.09.19 | Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе в компьютерном классе. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по охране труда и технике безопасности | |
2. | 10.09.19 | Знакомство с персональным компьютером | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер | | Компьютер |
2. Что «умеет» компьютер – 2 ч |
3. | 17.09.19 | Что «умеет» компьютер. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, программное обеспечение, мультимедийный проектор, экран. | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по возможностям персонального компьютера. | |
4. | 24.09.19 | Где используют компьютер. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер | Фронтальный опрос. | |
3. Устройство персонального компьютера - 4 ч |
5. | 01.10.19 | Устройство персонального компьютера. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер. | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по устройству персонального компьютера. | |
6. | 08.10.19 | Дополнительный комплект устройств ПК. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, модем. | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по периферийным устройствам персонального компьютера. | Процессор, монитор |
7. | 15.10.19 | Хранение информации в компьютере. Понятие файла. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, | Фронтальный опрос. Дополнительный комплект устройств ПК. Хранение информации в компьютере. | файл |
8. | 22.10.19 | Обобщающий урок по разделу «Устройство персонального компьютера» | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, | Фронтальный опрос. Тесты | |
4. Начало работы на компьютере – 4 ч |
9. | 05.11.19 | Включение и выключение компьютера. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. | Контроль уровня сформированности умений включения и выключения компьютера. | |
10-11 | 12.11.19 19.11.19 | Освоение приемов работы с клавиатурой и мышью. | 2 | | Пр. раб. 1: Работа с клавиатурой и «мышью». | Персональный компьютер. | Контроль уровня сформированности умений включения и выключения компьютера. | Клавиатура мышь |
12. | 26.11.19 | Обобщающий урок по разделу "Начало работы на компьютере" | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, клавиатура, манипулятор «мышь», мультимедийный проектор. | Тесты | |
5. Графический редактор – 13 ч |
13. | 03.12.19 | Назначение и элементы окна графического редактора. | 1 | Комбинированный | . | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по элементам окна графического редактора. | Графичес кий редактор |
14. | 10.12.19 | Инструменты графического редактора. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по названию кнопок панели инструментов «РИСОВАНИЕ». | Панель инструментов |
15-16 | 17.12.19 24.12.19 | Построение линий. | 2 | | Пр. раб.2: Построение цветных линий различной толщины. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Контроль уровня сформированности умений использования панели «РИСОВАНИЕ» и построения линий. | линии |
17-18 | 14.01.20 21.01.20 | Построение фигур. | 2 | | Пр. раб.3: Построение геометрических фигур и их закрашивание. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Контроль уровня сформированности умений использования панели «РИСОВАНИЕ» и построения геометрических фигур. | фигуры |
19-20 | 28.01.20 04.02.20 | Создание рисунка при помощи линий. | 2 | | Пр. раб. 4: Создание рисунка при помощи линий. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по правилам использования инструмента «ЛИНИЯ». | |
21-22 | 11.02.20 18.02.20 | Создание рисунка при помощи геометрических фигур. | 2 | | Пр. раб.5: Создание рисунка при помощи фигур. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Контроль уровня сформированности умений использования инструментов «ПРЯМОУГОЛЬНИК», «МНОГОУГОЛЬНИК», «ЭЛЛИПС», «ЗАЛИВКА». | |
23-24 | 25.02.20 03.03.20 | Раскрашивание рисунка. | 2 | | Пр. раб. 6: Работа по использованию инструментов при раскрашивании рисунка. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Контроль уровня сформированности умений использования инструмента «ЗАЛИВКА». | заливка |
25. | 10.03.20 | Обобщающий урок по разделу "Графический редактор" | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, мультимедийный проектор. Программа Paint. | Тесты | |
6. Текстовый редактор – 9 ч. |
26. | 17.03.20 | Знакомство с клавиатурой компьютера. | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация: «Клавиатура». | Фронтальный опрос. Контроль уровня сформированности знаний по блокам клавиатуры. | Клавиатура клавиши |
27. | 31.03.20 | Содержимое окна текстового редактора «Блокнот». | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер. | Фронтальный опрос. Клавиатура компьютера. | Текстовый редактор |
28-29 | 07.04.20 14.04.20 | Приобретение навыков ввода алфавитно-цифровой информации | 2 | | Пр. раб. 7: Запуск программы «Блокнот». Сохранение документа. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация: «Клавиатура». | Контроль уровня сформированности умений запуска программы и сохранения документа. | Информация Алфавит цифра |
30-31 | 21.04.20 28.04.20 | Ввод текста и исправление ошибок. | 2 | | Пр. раб. 8: Ввод небольшого текста. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстом. | Контроль уровня сформированности умений набора текста при помощи клавиатуры. | текст |
32-33 | 12.05.20 19.05.20 | Печать набранного текста. | 2 | | Пр. раб. 9: Подготовка к печати и печать документа. | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстом, принтер. | Контроль уровня сформированности умений набора текста при помощи клавиатуры и печати документа. | Принтер печать |
34. | 26.05.20 | Обобщающий урок по разделу «Текстовый редактор» | 1 | Комбинированный | | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстом, принтер | Тесты | |