СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы развития и формирования личности. Научно-методическая разработка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факторы развития и формирования личности. Научно-методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Факторы развития и формирования личности. Научно-методическая разработка»

Управление образования

Брянской городской администрации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12»

при Федеральном казенном учреждении

«Исправительная колония № 1

Управления Федеральной службы исполнения наказаний России

по Брянской области»




НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

на тему:

«Факторы развития

и формирования личности»




Подготовил: учитель истории

Королев Д.Г.














Брянск — 2015

СОДЕРЖАНИЕ



1. Личность: биологические и социальные корни


3

2. Сущность развития личности


5

3. Социализация: источник формирования вне личности


7

4. Воспитание и формирование личности


9

5. Факторы социализации и формирования личности


11

6. Самовоспитание: внутренний фактор развития


13

Список использованной литературы

15



1. ЛИЧНОСТЬ: БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ



Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях.

В педагогике и психологии по проблеме личности и её развития имеет место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

В общем развитии человека наблюдается две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Эти две линии хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим ооразом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. В процессе своей жизнедеятельности человек вырабатывает и развивает в себе множестве социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменение в биологии личности сказывается не только не особенностях её деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают её силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Понятие "личность'' включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д., которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер, В этом смысле характеристика, понятий человек и личность должна быть дополнена понятием индивидуальность, Понятие "индивидуальность" включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придается нм своеобразную красоту" и неповторимость.

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является жизненным организмом. Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на неё на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Важно видеть и степень выраженности в качества.

Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие "индивид". Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам, в этом смысле каждый нормальный человек является индивидом.

Такова сущность понятия "личность" и связанных с ним родственных научных категорий.

Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности социальный облик человека всеми своими проявлениями связан с жизнью окружающих его людей.


2. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ



Личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятий «развитие» и «формирование» личности.

Развитие, прежде всего, означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Родившись, человек растет физически, у него появляется речь, увеличивается словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и умений. Однако главным в развитии человека как личности являются происходящие в нем качественные изменения. Так, совершенствование речевой деятельности влечет за собой повышение познавательных способностей человека, значительное обогащение его чувственной сферы. В процессе познавательной деятельности развивается абстрактное мышление, логическая память, формируется мировоззрение как система взглядов и убеждений на окружающую жизнь. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности, повышается способность к самостоятельности и управлению собственным поведением. Все эти изменения и характеризуют процесс развития человека как личности. Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. Формирование же выступает как результат развития личности и означает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.

Существует различие в понимании сущности развития личности. Развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловлена противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся —

— противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностью их удовлетворения;

— противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видов деятельности;

— противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличием уровня развития личности. (В.А, Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребности удовлетворяются, противоречия снимаются. Но удовлетворения потребностей рождают новые потребности, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.

В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условием развития общества и противоречиями, возникающими как следствие недостатков воспитательной работы.


3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕ ЛИЧНОСТИ



Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образовать ролевое поведение. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденции к автономии, независимости, свободе, формирует собственные позиции, неповторимость индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация (адаптация — приспособление живого организма к условиям среды), интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Сложность социальной адаптации состоит в том, что в разных сферах бытия человека она происходит и не одновременно, и с не одинаковой интенсивностью. Возрастная же, физиолого-социальная адаптация наступает в резком расхождении: физиологическая зрелость существенно опережает социальную, к тому же первая приходится «сама по себе», от природы, а вторая — при активнейшем участии ребенка, его социума, микросреды и реализации в сложных процессах статусного самоутверждения.

Социальная адаптация — обязательный жизненный стереотип: она — с разной мерой результативности, даже не всегда положительной — непременна и всеобща.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течении всей жизни. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие её стадии —

— дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более-менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, СУЗе, ВУЗе и т.д.;

— трудовая стадия, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, т.к. она включает весь период трудовой деятельности человека;

— после трудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодом психического развития человека.

В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя и выполнить различные роли, которые называются социальными. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично.


4. ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ



Процесс и результат социализации имеет внутренне противоречивый характер, т.к. в идеале социализация человека должна соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличии от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленный и сознательно контролирующий социализацию. И та, и другая социализация имеет ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий личности, — это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессом социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияния (физического, социального, психического и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношение социальных групп и слоев) и социально-политической ориентацией.

А.В. Мудрик условно выделил 3 группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях.

Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются общественным в целом, региональном и ближайшим окружением человека.

Социально-психические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределения, самоактуализации и самоутверждения, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названные задач в процесс ее воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-нибудь группа задач или наиболее значимые из неё остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

В развитии и формировании личности определенную роль играет обучение. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От её решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Под обучением следует понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающих научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активности ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления —

— собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

— психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в тоже время опирается на него, но не надстраивает чисто механически.


5. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ



Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы —

— макрофакторы — (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

— мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).

Микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и Другие.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующие влияние наличность.

Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются ещё биологическим фактором. Игнорировать влияние биологического фактора на формирование личности человека нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от её собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Индивидуальность может быть развито и может найти свое проявление только в коллективе. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, также социально значимых умений и навыков общественного поведения.


6. САМОВОСПИТАНИЕ: ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ



Формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено её связями с окружающей действительностью, широтой её практической деятельности, её знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.

В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.

Человек с момента рождения становится социальным существом.

Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

Работа над собой — самовоспитание — начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определения плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, её интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, Е.Н. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.

2. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Нов. шк., 1994.

3. Харламов В.И. Педагогика: Учебное пособие. — М,: Высш. шк., 1990.


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!